C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Каково быть в Присутствии Бога

      Я постараюсь здесь рассказать об одном случае и сокровенном опыте духовного переживания, бывшего однажды в моей жизни и оставившего памятный след в моей душе, благодаря которому мне дано было некоторое понимание своего духовного состояния.

      Это было в июне 2001 года, в то время мне пришлось уже третий год подвизаться с одним священником, который получил направление из епархии организовать приход в одном селе,  можно сказать, на пустом месте, при этом я жил в подвале помещения списанного здания, которое мы получили от администрации села и переоборудовали его под церковь.

      В тот день батюшка повез меня на своем грузовом УАЗике в соседнее село, находящееся от нашего в 25 км, к проживающему там  Анатолию, который у себя в деревне оборудовал одно из зданий под храм имени святителя Николая (в дальнейшем этот человек был рукоположен во священники и сейчас служит в том же храме). Цель этой поездки заключалась в том, чтобы с помощью мастера «на все руки» Анатолия покрыть оцинкованными листами железа каркасы небольших куполов, которые были сделаны мною для нашей церкви. Мне было поручено поучаствовать в этом, ознакомиться со всем техпроцессом и вернуться вечером обратно.

      С батюшкой мы выгрузили каркасы куполов, и он уехал. А я остался работать под руководством Анатолия и как-то полностью предал себя в руки Божии, ни о чем не беспокоясь. Поработали мы с ним до вечера, потом пошли к нему в дом поужинать.
      Общаясь в домашней обстановке, мы с ним славно трапезничали, и  вдруг он спрашивает меня, а как я собираюсь добираться обратно.
      – Да пойду, - говорю, - на трассу, на автобусную остановку, какой-нибудь проходящий междугородний автобус подбросит.
      Анатолий посмотрел на часы и сказал, что последний здесь проходящий автобус ушел полчаса назад… Предложение остаться до утра я отклонил, потому что утром мне обязательно нужно было быть на месте в своем храме. (А мобильных телефонов тогда еще ни у кого не было, чтобы можно было как-то связаться со своим священником и его предупредить.)
      – Ну, ничего, пойду по трассе пешком, а там Господь поможет, - сказал я, одновременно прикидывая умом, сколько времени мне потребуется преодолеть 25 км до моего села. А время уже 11-й час вечера, солнце село, но еще было светло в вечерних сумерках.
      Быстренько собрался, вещей у меня с собой никаких нет, и мы вышли на улицу. Анатолий проводил меня до автобусной остановки на трассе, к которой село примыкает своим краем, и благословил на дорогу крестным знамением…

      …И зашагал я по обочине дороги в свой путь, при этом спокойно, в полголоса, не спеша, стараясь вникнуть вниманием в каждое слово, – торопиться было некуда, – стал произносить Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго…». А чтобы окружающий пейзаж, проезжающие машины и всё прочее не отвлекали мое внимание, накинул глубоко на голову капюшон легкой штормовки, в которую был одет, и смотрел только перед собой, склонив голову, а иногда даже прикрывая глаза.

      Сознание мое было полностью поглощено каждым словом этой простой молитвы, никакая посторонняя мысль в это время не могла даже сравниться с открывшейся вдруг глубиной тех произносимых мной слов, их смыслом и значением.
      И тут в моем сознании наступило удивительное ощущение и понимание присутствия здесь... Самого Христа(!), с пронизывающим насквозь всего меня  Своим Божественным Взглядом. Я в действительности чувствовал Наличие Живого Бога, Который смотрит на меня, слушает меня, и видит меня всего, – всю мою жизнь, все мои поступки, все мои мысли и все мои сердечные чувства…
      И в этот момент весь я оказался в благоговейном предстоянии, стараясь держаться за каждое слово молитвы…  В этом невидимом Божественном Присутствии мне  стало очевидно и пронзительно ясно, что даже ни одна моя мысль, ни одно мое слово, ни одно мое действие не достойно Чистейшего Христа, – каждая моя собственная мысль, каждое мое собственное слово и действие уже несло в себе, так или иначе, поврежденность своей греховной самостью, – я всем своим существом ощущал, что НЕТ ВО МНЕ НИЧЕГО достойного Бога!.. Да молчит всякая плоть… – в Присутствии Его!..

      В этом состоянии я держался за слова молитвы, как за спасательный круг в море всей моей обнаженной греховности, – это единственное, что я мог еще произносить, надеясь  лишь на милость Божию. И слова этой МОЛИТВЫ вытесняли и покрывали всякую мою мысль и всякое воспоминание прошедшей моей жизни, вдруг ставшими такими грешнейшими в этом Божественном Откровении ведения, –  что в сердце моем было лишь состояние полнейшего сокрушения о своем недостоинстве перед Христом, особенное понимание, что я – ничто пред Богом, перед Его Любовью… Как Он всех нас терпит!..
      И в тоже время, – всё это молитвенное предстояние, ощущение на себе и своей душе взгляда Любящего Божества с сокрушением  сердца,  – было одновременно ещё и каким-то «бальзамом» для моей израненной и больной грехами души. Захотелось так близко быть со Христом всегда, не терять это живое чувство общения с Ним, потому что тогда уже не о чем беспокоиться в своей жизни, – если Бог так близко и  рядом с тобой, и Он видит тебя со всеми твоими проблемами и «потрохами», то Он всегда тебе поможет и спасет тебя по Великой  Своей Любви...

      ...Я шел, молился и ничего старался не замечать вокруг себя, а только духовно чувствовать себя под Взором Всеведущего Бога…
      Не заметил, как прошло больше часа моего пути, шел уже первый час ночи,  усталость стала понемногу одолевать, притупилось внимание, ослабла молитва, и из всех чувств осталось только понимание и знание, что Бог меня видит всего.
      Стали приходить разные мысли: «А сколько ты еще сможешь пройти? Ведь целый день был «на ногах»!» «И что ты будешь делать, когда вдруг не станет уже сил идти?» Но сразу на них себе отвечал: «Бог видит меня, и пока Он дает мне силы, буду идти, а когда моих сил не хватит, – Он мне поможет!»

      И вот всё иду, уже потихоньку читаю молитву, все свои усилия стараюсь мобилизовать на преодоления усталости… Вдруг чувствую, что меня уже покачнуло немного в одну сторону, потом – в другую…
      – Да, – думаю, – сил уже маловато остается, но ничего, Господь всё видит…

      Когда через несколько минут на ночной трассе возле меня остановилась легковушка, я даже нисколько не удивился, а сразу подумал: «Ну вот, наверное, Бог уже помогает…»
      Открывается правая передняя дверца машины, и девушка спрашивает:
      – А Вы не подскажете, как нам проехать в село (и называет то, в котором я живу)?
      – А вы езжайте всё прямо по дороге и прямо, и доедете, – отвечаю ей, приостановившись.
      – А Вы не скажете, как нам проехать там по такому адресу: (называет адрес).
      Я ей стараюсь объяснить, где нужно будет свернуть, потом проехать немного прямо, потом опять свернуть… Но она меня прерывает:
      – А Вы не могли бы с нами проехать и показать?
      – Конечно могу! – обрадовался я, и больше всего тому, что надежда моя на Бога оправдалась и Он послал мне эту подмогу.

      ...Трое молодых людей в машине во время пути оживленно беседовали о чем-то своем, а я ехал, благодарил Бога и с благоговением думал, что вот эти простые обычные люди и сами даже не подозревают, как они незаметно для себя становятся исполнителями воли и действием милующей Руки Божией в этой жизни...
      Господи, слава Тебе!

      Если бы люди увидели Бога, –
      Они бы оставили всё на Земле.
      Им было б не важно – «Какая погода?»,
      Им было б не важно – «Что будет в стране?».
      И было б не важно, во что им одеться,
      Что есть и что пить – в наступившей зиме,
      А только бы… – Взглядом Его им согреться,
      И быть не отвергнутыми – на Суде...

 


Рецензии
Духовные рассказы прекраснее всех остальных.
В них много пользы людям.
Спасибо, Сергий, что делитесь, это дорогого стоит.
Молитва должна стать нашим дыханием. Делюсь прочитанным у отцов и опытно проверенным:
молитвы как и псалмы в дороге лучше напевать, а не проговаривать - это легче и совсем не устаешь...

Спасения души и телесного здравия!

С уважением,

Татьяна Борисовна Смирнова   26.10.2022 00:51     Заявить о нарушении
Вера - это путь, и каждый верующий, если идет по нему, то приобретает какой-то свой личный опыт, порой неповторимый. И у каждого, конечно, могут быть свои навыки или какие-то удобные для него наработки. Помоги всем Господь!

С уважением,

Сергий Пономарь   27.10.2022 01:45   Заявить о нарушении
Рассказ интересный, молитва к Богу может творить чудеса, что и произошло с Вами, Сергий. Знаю это и я по своей жизни, спасибо, Сергий!!! Бога людям увидеть, конечно невозможно, но ощущать присутствие Бога рядом с собой возможно. Так у меня было в жизни два раза при обращении к Богу в закрытой комнате во время молитвы на коленях, когда я чувствовал своим телом Его присутствие рядом, но был недвижим и боялся повернуться. Ощущения были такие как будто меня обняло со спины немного уплотнённым воздухом. Я продолжал молиться. Бог помог мне в этих двух опасных случаях в моей тогда жизни. Бог несколько раз спасал меня от смерти. При желании могу написать Вам об этом.

Спасибо также за стихотворение, Сергий! Я с Вашими утверждениями полностью согласен, за исключением последней строки. Верующие на суд не приходят, так об этом сказал нам Господь:"Верующий в Него(Сына Бога) не судится"(Иоанна 3:18).
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь." (Иоанна 5:24)

Если бы люди увидели Бога, –
Они бы оставили всё на Земле.
Им было б не важно – «Какая погода?»,
Им было б не важно – «Что будет в стране?».
И было б не важно, во что им одеться,
Что есть и что пить – в наступившей зиме,
А только бы… – Взглядом Его им согреться,
И быть не отвергнутыми – на Суде...
С уважением к Вам, Геннадий

Геннадий Гумилевский   15.12.2022 07:52   Заявить о нарушении
Храни Вас Господь и спаси так, чтобы и на Суд не идти!
Насчет "последней строчки"...
Дело в том, что эти стихи - не плод моего человеческого ума, хотите верьте или нет, говорю как было: эти строчки не я сам придумал, они были мне даны Ангелом-Хранителем после одной ситуации, в которой я не стал осуждать человека, но понимая поврежденность грехом каждого из нас, сердцем прося с помилования той душе, просто понял, что если бы люди увидели Бога и в Его свете всё свое повреждение грехом, они бы забыли и все свои страсти, и все свои суды друг над другом... И тогда мысленно во мне стали рождаться строки стиха, через паузу одна строчка за другой, чтобы я успел запомнить. Я просто молчал, ничего не придумывал, более того, - не допускал даже какой-либо своей мысли от себя возникнуть, а те мысли. которые прорывались от ума моего словами продолжить стих, - со стыдом отваливались, как непотребные, поэтому я просто безмолствовал в благоговении, слушал и ждал, когда появится строчка продолжения...
Я шел из храма со службы не торопясь домой, и за каких-то несколько минут этот стих был вложен в мою голову. Сердцем (это не объяснить словами общение в духовном мире) я вопросил: откуда это? Ответ был в понимании(не словами): "От Ангела-Хранителя".

По поводу Страшного Суда Божия – это Тайна Божия, - как Господь и кого помилует, и кого осудит, - давайте не будем за Него решать и предъявлять своим изначально горделивым умом какие-то требования или права на «правила» этого Суда.
Стих написан для всех людей Божиих, для их понимания своей удаленности от Бога, что они порабощены своими страстями: их волнует погода, что будет в стране, во что им одеться и что есть зимой… И когда они попадут на Суд, должны понять, что им придется посмотреть в любящие Глаза Господа, и чтоб им не стало безмерно и безконечно стыдно перед этой попираемой ими всю свою жизнь Любви, - надо… (пусть каждый решает сам).
«Умеющий уши, да слышит…»

С уважением,

Сергий Пономарь   15.12.2022 14:01   Заявить о нарушении
Мир Вам, Татьяна!
"Увидеть" - это более неожиданно и поражающе, как и "Судия внезапно приидет".
И потом, стихи - они как дети, - родились "такими".

С уважением,

Сергий Пономарь   15.12.2022 14:41   Заявить о нарушении
Верить Писанию и познавать живой опыт святых подвижников, встретившихся с Богом на своем тернистом, полном падениях десятилетних трудах.
И вот есть такой опыт прямо онлайн и в наши дни:http://edinstvaru.site/
Его невозможно понять и принять, не испытав на своей шкуре хотя бы зачатки истинного покаяния, в котором открывается видение своей полнейшей поврежденности и непотребности всего своего. И те, кто считает себя праведниками, находятся в омуте прелести горделивых духов.
Простите, уважаемые собеседники, ничего никому не хочу навязывать, ибо сам я никто и ничто и "Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его" (Рим.14:4).
Поэтому завершаю свои прения, спаси всех Господь!

С уважением,

Сергий Пономарь   15.12.2022 19:18   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Сергий! Вы написали:"Стих написан для всех людей Божиих, для их понимания своей удаленности от Бога, что они порабощены своими страстями..."
Что такое люди Божии- такого определения я не нашёл в Библии. Вы что-то перепутали, Сергий. В Библии есть слова и определение "ДЕТИ БОЖИИ". Вот пример:

"Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего." (1-ое Иоанна 3:1). Вы же, Сергий, написали о детях дьявола.

Также Вы написали: "Дело в том, что эти стихи - не плод моего человеческого ума, хотите верьте или нет, говорю как было: эти строчки не я сам придумал, они были мне даны Ангелом-Хранителем.
ОТВЕТ: Сергий, Вы должны понимать, что слова Бога являются для нас главными, а поэтому последняя строчка Вашего стиха не может принадлежать Ангелу от Бога.

Сергий: "По поводу Страшного Суда Божия – это Тайна Божия, - как Господь и кого помилует, и кого осудит, - давайте не будем за Него решать и предъявлять своим изначально горделивым умом какие-то требования или права на «правила» этого Суда.

ОТВЕТ: Сергий, я Вам привёл слова Бога Христа из Библии, а не свои. Вы не поняли слова Бога Христа. В них Христос не говорит о правилах. Ему Отец Небесный отдал суд над людьми (читайте Библию) и Христос заранее сообщает о своём решении для спасения верующих.

Ещё раз копирую слова Бога Христа о том, верующие на суд не приходят, так об этом сказал нам Господь:"Верующий в Него(Сына Бога) не судится"(Иоанна 3:18).
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь." (Иоанна 5:24)

Кто такой верующий согласно Библии, кого Христос называет ВЕРУЮЩИМ? Тот, кто признал своим Богом Сына Бога Христа и совершил покаяние. Покаяние не надо путать с исповедью. Покаяние человек должен совершить только перед Богом, перед Тем, кого он не признавал в своей жизни своим любящим Богом. При этом перечислять все свои грехи, что мы делаем при исповеди, Богу не надо, так как Ему они все известны. Покаяние человек может всегда совершить в любом месте: дома, в церкви, на собрании верующих по изучении Библии и других местах, когда внезапно человек поймёт свою вину перед Богом Христом, отдавшим свою жизнь для него на Голгофском Кресте. Покаяние всегда начинает человек поверевший Бога Христа. При этом Дух Божий спускается на верующего, вселяется в его человеческий дух и помогает ему завешить покаяние.

Понять о том, что есть Бог, может каждый человек, но слово «вера», слово «верующий» мы понимаем (и так истолковывает нам Библия), что эти слова обозначают не только наше понятие о том, что существует Бог, но главным образом эти слова обозначают, что верующий человек любит Бога: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Галатам 5:6). А без любви к Богу, без любви к людям стать верующим человеком невозможно. Вера и покаяние предшествуют спасению, это дело людей. Исполнившим это Бог обещает спасение. Спасение- это Дар Божий.

Если мы будем определять слово «верующий» к человеку как знающему, как понимающему, что есть Бог, то тогда к этому понятию будет относиться гораздо большее количество людей. Но к искреннему покаянию из этого количества верующих людей приходят только те, кто полюбил Бога и признал Его своим Спасителем в Сыне Его Иисусе Христе, иначе и бесы веруют говорит нам Библия: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). “Падшие ангелы знают о существовании Бога, но, так как они утвердились во зле и неспособны исправиться, то их вера не соединяется с любовью к Нему. Они трепещут, ожидая Суда”.

Искреннее покаяние неразрывно связано с возникновением у верующего любви к Богу. Покаяние, как и вера, тоже совершается человеком, человеком верующим и Дух Святой помогает ему в этом. Помогает, но не принуждает

С увжением, Геннадий

Геннадий Гумилевский   15.12.2022 20:27   Заявить о нарушении
Тому, кто ищет искреннего покаяния: http://edinstvaru.site/

Сергий Пономарь   15.12.2022 21:37   Заявить о нарушении
Геннадий и Сергий, ваша переписка была мне полезна, сердечно благодарю!
С уважением, Татьяна

Татьяна Борисовна Смирнова   16.12.2022 10:49   Заявить о нарушении
Тому, Кому будет полезно: "наставления старца Порфирия Кавсокаливита (1906–1991):

1 стр.: http://postimg.cc/JGTmN0LL

2 стр.: http://postimg.cc/21wHbLRQ

Сергий Пономарь   16.12.2022 12:40   Заявить о нарушении
Геннадий и Сергий, ваша переписка была мне полезна, сердечно благодарю!
С уважением, Татьяна
--------------------
Я думаю, что всем нам троим будет полезна. Спасибо, Татьяна! С уважением к Вам и к Сергию, Геннадий

Геннадий Гумилевский   16.12.2022 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.