Родимая Глава 15
Завтра Вербное Воскресенье, и мы готовились к нему со всей ответственностью.
Вечером бабушка допоздна стояла на коленях у икон и по памяти читала молитвы, а утром, встав пораньше, она сломила несколько веточек с деревца, и мы отправились в храм для их освещения.
Народу было очень много: приехали из соседних деревень и станиц, где не было церквей или священнослужителей, а также те, кто принял крещение в этом храме.
Церковь была небольшой, всех не вмещала, поэтому большая часть народа находились на улице, в основном это были казаки и казачки, стояли, тихо переговариваясь.
Появились представители от сельсовета и пропаганды, просили народ разойтись, уверяя, что религия - опиум для народа.
Но люди молча слушали и не расходились по домам.
Все были нарядные, в простом, но праздничном, одеянии.
Мы с бабушкой тоже принарядились: одели мне мое, уже ранее описанное в книге платьице, а бабушка повязала платок в мелкую клеточку, подаренный ей, одной из пациенток.
На плечах ее была старенькая, но чисто выстиранная кофта, юбка в складку.
Там, где было пыльно, бабушка приподнимала свои юбки, под которыми виднелась еще одна - белая с прошвой.
-Бабушка, а когда вы мне сошьете такую юбку, белую, с кружевами?
- Внученька, такую юбку ты наденешь только перед свадьбой, под свое подвенечное платье, а потом будешь носить ее постоянно под своей одеждой.
- Ой, как долго ждать! - сказала я ей.
-Ничего,- успокоила бабушка,- у тебя и так красиво смотрится платьице.
Стало тихо: из храма вышел батюшка, за ним - певчие, один из помощников батюшки нес за ним воду в чаше.
Батюшка, окуная в воду кропило, стал кропить весь собравшийся у храма народ и вербу, которую они держали в руках. Окропил и агитаторов против религии.
Все радостные, в приподнятом настроении отправились по домам.
- Вот и хорошо, все Господь уладил, обошлось без скандала, ведь это - самый главный праздник в году, и скандалить никак нельзя в этот Богом данный день,- радовалась моя бабушка.
После церковной службы пришли домой, везде по углам в хате поставили веточки вербы, затем бабушка освященной водичкой окропила все в комнатах.
- А теперь, внученька, давай займемся трапезой! - И мы сели с ней кушать борщ с фасолью, а на второе - томленая в печи картошка с луком и морковью, так как был пост.
Запили узваром.
Это был у нас настоящий, праздничный, обед.
После Вербного Воскресенья, по истечении нескольких дней наступил Чистый четверг.
Бабушка с ночи натопила печь, до зари нагрела воды в чугунах, поставила корыто, налила в него воды и перед рассветом выкупала меня, а затем искупалась сама.
Это она делала каждый год перед Пасхой.
Даже в военное время она ухитрялась искупаться сама, искупать своих внуков, пока они находились у нее.
После купания мы с бабушкой еще успевали до рассвета поспать.
В пятницу бабушка ставила тесто на пасхи, несколько раз ночью вставала и вымешивала его в кадке.
В субботу ставила тесто в печь.
На каждой из них был сделан хлебный крест.
Когда бабушка вынимала готовые пасхи из печи, то смазывала их взбитым куриным белком с сахаром, то посыпала крашеным пшеном.
К нам зашел отец Серафим с приглашением, посетить их маленький храм в ските.
Бабушка пообещала прийти на богослужение. Отец Серафим присел на лавку.
Я подошла к нему и спросила: А зачем святят пасхи и яички?
- В древности,- пояснил он,- люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства.
Хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу.
В храме мы радуемся и причащаемся Небесного хлеба - Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело.
Эта радость касается и наших душ, и наших тел.
Хлеб символичен - это тот продукт, без которого человек не мог существовать:
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь», говорится в молитве.
Хлеб всегда был символом жизни, питания.
Но хлеб - то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем.
А кулич - это ж не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома в праздничной домашней трапезе.
Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника.
Украшенные куличи и пасхи, крашеные яички - все это освящается молитвой.
Мы с бабушкой внимательно слушали все, что говорил отец Серафим о Пасхе, о традициях церкви.
Посидев, попив кипятку без сахара, он пошел к себе в скит, а бабушка дала ему на дорогу фрукты.
Наступил день Пасхи!
Я проснулась, посмотрела на кровать, где спала бабушка, но ее не оказалось на месте, я позвала, она не откликнулась.
Мне, почему-то стало страшно, я забилась в угол печи и сидела, поджав коленки.
Скрипнула дверь - на пороге с сумками стояла бабушка.
- Ты уже проснулась, внученька, а я вот ездила пасхи святить, приехал твой папа и подвез меня к храму, высадил, а сам уехал, а когда закончилась служба, снова меня забрал и привез домой.
Сейчас придет, будем разговляться.
Я потихоньку слезла с печи. Бабушка принесла мне праздничное платье, новые сандалии, которые отец привез к празднику, и я, переодевшись, пошла, встречать папу.
Он, привязав лошадь к плетню, повесил ей на шею сумку с овсом, подошел к бочке с водой, вымыл руки.
Увидев меня, поднял на руки и принес в хату.
- Тяжелая стала, бабушка тебя откормила здесь!
Домой не собираешься?- спросил он у меня.
- Нет пока, как я бабушку одну оставлю, я же ее помощница!
Старшие переглянулись и засмеялись.
Бабушка застелила чистую, накрахмаленную скатерть, по краям которой были вышиты крестиком красные петухи, стала ставить на стол чашки с разными кушаньями: и огурчики с квашеной капустой, и картошку горячую, и яичницу на сале, холодец, сверху посыпанный хреном, а самое главное - в центре поставила пасху обложенную яйцами, окрашенными в луковой шелухе.
Отец вытащил из сумки сверток, в нем был кусок свиного желудка, начиненного мясом. Бабушка порезала его тонкими ломтиками и сложила в чашку.
Она потянулась рукой куда-то за тумбочку и, вынув оттуда бутылку, поставила ее на стол.
- Но это, мам, уберите, мне на работу, а ты же не пьешь.
Бабушка снова спрятала бутылку на прежнее место.
- Тебе что, сынок, и сегодня выходного нет?
-А когда это нам разрешали на Пасху не работать? Наоборот, этот день у начальства самый рабочий.
Бабушка встала из-за стола, мы за ней, она прочитала праздничную молитву, и все сели отмечать день Пасхи.
Очистив яйцо от скорлупы, разрезала его на три части, отрезала три кусочка сала и три кусочка пасхи. Сначала мы съели пасху, а затем начали кушать яйцо с салом.
Бабушка поставила холодец.
Покушав, взрослые остались поговорить, а я, взяв два яйца, побежала на улицу, чтобы показать, какие они у нас красивые!
Соседи меня стали все угощать: кто пасхой, кто кусочком пирога, кто яичком.
Я принесла домой целый подол угощений!
- Но вот, пока мы с тобой, Алеша, разговаривали, внученька уже успела гостинцев собрать!
Но что ж давай, выкладывай вот в эту чашку, и она стала помогать мне, перекладывать гостинцы.
У моей бабушки на руке было серебряное кольцо, и я никогда не видела, чтобы она его снимала с пальца.
- А кто вам подарил колечко?- как- то спросила я у бабушки,- дедушка?
- Нет,- ответила она, - мне подарил его мой батюшка, он привез его из города перед самой моей свадьбой.
Оно теперь стало совсем тоненькое, за много лет поистерлось, но не ломается.
- А что подарил вам дедушка Ваня?- спросила я.
- Да я и не помню уже, нет, стой, помню - большой шерстяной платок.
Ваня работал у богатого казака, и по окончании работы, жена казака вынесла и дала ему для меня платок, он был почти новый, большой и теплый, помню, клетка на нем была зеленая, а сам он коричневый.
- Бабушка, а кто вам шил одежду, юбки, кофты? - продолжала я допытываться у бабушки.
- Все сама, училась у соседки.
Она портниха была, но и меня подучила, я ей за это коров доила, огород пропалывала.
Так я потом всех детей своих обшивала, что из нового кроила, а в основном перешивала со старших, уже выросших из одежонки, меньшим.
Твоему отцу всегда доставалась одежда от старших.
Дедушке твоему тоже перешивала, кто даст штаны или рубаху, а на него великовато, я распорю, перекрою и сошью заново.
Нового-то мы ничего не видели.
Это я пока у батюшки своего жила, так к Пасхе получала обновы: то кофту, то туфли, он мне у сапожника их заказывал.
Долго они у меня носились, крепкие были
Бабушка сидела, призадумавшись, вспоминая старое время.
Я подошла к ней, посмотрела в ее лицо, все в морщинках, и сказала: - Когда я вырасту, я куплю вам, бабушка моя родимая, самую красивую кофту с юбкой и новые коричневые туфли.
- О, внученька, я уже туфли не одену, ты же видишь, я все лето хожу в чувяках, что купила на ярмарке, они мягкие, удобные, не давят на ноге косточки, а туфли теперь только для молодых.
- А во что обувался дедушка? - спросила я у нее.
- Он носил яловые сапоги из сыромятной свиной кожи, они были теплые, он их носил круглый год, так как другой обуви у него не было.
А когда был молодой, носил лапти, сплетенные из бересты.
Тогда все так ходили, помещики поденщикам не платили, и купить обувь было не за что.
Мне не очень было понятно, что такое яловые сапоги и лапти, кто такие поденщики, но я с интересом слушала все, о чем мне рассказывала бабушка.
По истечении многих, многих лет, я понимаю и осознаю, как трудно жили мои дедушка и бабушка, как трудно жилось моему отцу, но через это прошли все, такое было время!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Свидетельство о публикации №219091300194