Град обреченный Стругацкие

Рецензия.
"Град обреченный" А. Н. и Б. Н. Стругацкие

       Один из самых сильных, сложных и загадочных романов братьев Стругацких. Пытаться как-то его разобрать - бессмысленно. Второй раз читаю, выхожу на второй смысловой слой, подозреваю что есть и третий, возможно и четвертый. Поэтому поделюсь впечатлениями, мыслями, которые появились в процессе прочтения.
       Немного сюжетных завитушек. Для тех кто не читал.
       Есть некий Эксперимент. Именно так с большой буквы. Некто или нечто отбирает людей из разных времен и на сугубо добровольных началах переправляет . . . куда-то. Непонятно то ли это иной мир (или хм . . . 'мир иной') то ли это какое-то иное измерение. В общем, есть некое пространство, большое, но со всех сторон ограниченное высокой гладкой стеной, через которую не перебраться, куда попадают люди чтобы заново строить свой мир. Разные люди там встречаются, кто-то бежит от действительности с которой не мог ужиться на Земле, кто-то по идейным соображениям (например, как главный герой строить светлое будущее), кто-то просто из любопытства или скуки . А кому-то предлагают Эксперимент как альтернативу смерти. Как бы то ни было есть несколько принципиальных моментов.
       Первое. Считается что он (Эксперимент) непознаваемый, т.е. непонятно кто и для каких целей его организовал.
       Второе. В одну область мира Эксперимента попадают люди из одной эпохи. В частности, в город описываемый в первой части повествования попадают люди (в том числе и главный герой Андрей Воронин) из 20 века. Из разных стран от тоталитарных СССР и нацисткой Германии, до демократических Швеции, Штатов. . . Есть азиаты, африканцы, в общем вполне себе репрезентативная выборка.
       Третье. Попавшие сами организуются в сообщества. Выбирают формы правления, этих самых управленцев (согласно текущей стадии развития общественно-политической мысли) и если в начале в Городе мы видим загнивающую демократию, такую пародию на Веймарскую республику, то по ходу повествования форма правления меняется на диктатуру с хм. . . 'человеческим лицом'. При чем у руля стоят бывший нацист Фриц Гейгер, унтер-офицер Вермахта и главный герой, комсомолец 50-х. Интересный тандем, объединенный в данном случае мыслью о том, что в государстве должен быть жесткий порядок и люди должны жить в достатке. Мысль не лишенная очарования, если бы не было вопроса: 'а что затем?'
       Четвертое. Некто, организаторы Эксперимента периодически меняют правила игры, усложняя или облегчая жизнь подопытным. Иногда целые поселения стираются ими под ноль, вместе с жителями, правда возможно, что люди себя уничтожают сами. Есть такие намеки. Общества, достигшие гомеостаза, рано или поздно саморазрушаются. Так было и на Земле, почему тут должно быть иначе?
       Вот такой странный мир. Само повествование разбивается как бы на две неравные части. В первой (большей, назовем ее 'сюжетной') - рассказывается об эволюции главного героя от мечущегося комсомольца- мечтателя до циничного чиновника, вполне довольного текущим положением дел. Вторую часть я бы назвал 'идейной'. Там много лирических отступлений, споров, философский тем и вопросов, размышлений, поданных от лица весьма интересного персонажа. Изя Кацман. Вначале, когда он показывается глазами Воронина - молодого, Изя производит весьма отталкивающее впечатление. Неряшливый, надоедливый, вечно всем мешающийся, умничающий назойливый тип. На редкость несимпатичный, такая 'слизь интеллигентская'. Да к тому же еще и еврей. Ужос-то какой :).
       Возможно все это отчасти и правда (это я не про еврея, конечно :о)). Но что характерно, когда Фриц дорывается до власти и становится 'простым и любимым президентом Гейгером' он не спешит по старой памяти расправляться с Кацманом, наоборот частенько слушает его и позволяет говорить такое, чего от других бы не стерпел. И дело не в том, что Изя - шут или что он говорит неаккуратно только на первый взгляд (история научила евреев осторожности) . Нет, просто, что Воронин, что Гейгер - практики они знают 'как', но не понимают 'зачем' и 'что дальше' . А Кацман знает. Он отлично понимает, что все социальные бирюльки в которое играло человечество, ничем, кроме крови не заканчиваются и, в сущности, совершенно неважно, как ты назовешься: президентом или фюрером, итог развития любого общества построенного быдлом и для быдла - один (я тут намеренно усугубил формулировку, чтоб жирнее обозначить тезис).
       Фриц чувствует это изино превосходство, в чутье ему не откажешь, потому и слушает его, потому кстати и экспедицию отправляет на край земли, чтобы понять, что там, что ждет их Город. Тут очень интересный образ - история, ее пласты представлены в чисто географическом плане. Т.е. отъехав от Города подальше можно к этой самой истории буквально прикоснуться. Копать вглубь не обязательно.
       Почувствовав, что их общество уперлось в некий потолок и смутно ощущая неприятности в будущем Гейгер и организует экспедицию, отправляя туда Воронина и Кацмана.
       Вообще, Изя на редкость сложный персонаж. У меня даже сложилось такое мнение, что на самом-то деле, главный герой он. Или по крайней мере он - лирический герой. Авторы его устами излагают весьма интересную концепцию, понимания того, что такое 'культура'. Концепция не то чтобы новая, но точка зрения с которой она подана, небезынтересна. Более того, вся первая часть, является такой своеобразной преамбулой к изложению этой концепции.
       Собственно он считает, что единственно, что оправдывает существование этого жрущего, испражняющегося и бессмысленно размножающегося стада попросенков, что гордо именует себя 'человеками' - это то, что он назвал 'Храмом'. Культурой в широком понимании. От поступков, нет Поступков, что запомнились в веках, до конкретных произведений искусства. Все это кирпичики в Храме культуры, вся остальная деятельность человечества - всего лишь строительные леса вокруг него. Материальные блага, социальные эксперименты - все это ничто, пыль. Сколько их было и сколько будет и все впустую, просто потому что любая сколь угодно изощренная социальная система упирается в 'человеческий фактор'. Можно прибить к свинье крылья, но летать ее не научишь. Посему строительство любого 'коммунизма' должно начинаться не с работы над обществом - это бессмысленно, а с работы над человеком. Это еще воспитанием называется. В общем, довольно банально, но тем не менее, человечество из века в век наступает на одни и те грабли. Впрочем, справедливости ради, надо отметить, что о соббсной эволюции люди задумались сравнительно недавно.
       Изя в русле данной парадигмы разделил людей на три типа.
       Строители - творцы. Писатели, поэты, художники, мыслители. . . Те, кто возводят Храм культуры. Кстати, они вовсе не обязательно должны быть 'идеальными' людьми, Кацман вообще не оперирует подобной категорией, отмечая, что многие из этих людей, были просто отвратительны или скажем так имели сомнительный моральный облик. Вспомнил он и шизоида Достоевского и ворюгу Вийона и алкоголика Хемингуэя, можно ряд продолжать и продолжать. Он их сравнил очень метко с коралловыми полипами. 'Жрут, наслаждаются, хищничают, убивают, дохнут - ан, глядишь целый коралловый атолл вырос, да какой прекрасный'
       Вторая группа - 'Жрецы'. Те, кто не могут строить, но понимают что строится и зачем, передающие свое понимание другим. Учителя. К ним Кацман скромно относит и себя.
       Третья - потребители, к которым он отнес и Андрея. Кстати, в самом словосочетании 'потребитель культуры' нет ничего обидного. Без потребителя, как и любая 'вещь в себе', сама концепция культуры, как концентрата человеческого позитива, просто не имела бы смысла. Сущность без смысла, и только. Потребители не строят, они не понимают зачем и как, но елки-палки, они получают удовольствие, эстетическое удовольствие от пользования этим богатством, в конечном счете, становясь лучше, растут, и в перспективе вполне возможно они перейдут в одну из первых двух групп.
       На самом деле есть еще и четвертая категория. Нет, это не те, что 'при слове: 'культура' хватаются за пистолет', а те кому просто наплевать. Этих большинство, максимум на что они способны это разнести тот или иной кирпичик Храма, дай только кайло и факел в руки. Все асилить им, конечно не под силу. Пока есть человечество, здание культуры будет стоять. Впрочем, и у них есть своя роль. Не все плоды культуры одинаково полезны. К тому же это та самая почва, из которой формируются первый три группы.
       Обычная элитарная модель? Согласен. Соббсно Стругацкие, пардон, Изя и не претендует на понимание того, как изменить мир к лучшему. Просто он, нашел свой смысл бытия. Достаточно достойный, если вдуматься. Тем более, что в такой системе координат есть много неясного. Кстати, много непонятно есть и в самом романе. Вопросов после прочтения масса.
       Самое главное . . . Таки непонятно: кто и, с какой целью устроил Эксперимент, вернее намек на то, с какой целью дается. В конце, когда Наставник говорит с Андреем, после того, как он был убит своим отражением и переместился обратно на Землю. Цель Эксперимента - личностный духовный рост. Да, Наставнику нельзя верить - это сущность прикрепленная к каждому перемещенному постоянно поддакивала по ходу повествования Воронину, а это внушает сомнения. Но его слова о том, что 'первый круг' Андрей прошел, все-таки интересны. Вот только круг чего? И кто такие Наставники и зачем им это . . . все это отдается на домысливание читателю.
       И наконец, чисто по форме, не совсем ясна цель, с которой была выбрана такая форма изложения. Ретроспективная. Каждая следующая глава начинается через достаточно большой промежуток времени от предыдущей, и далее, по ходу повествования рассказывается о том, что было между концом предыдущей и началом следующей. При чем многие события просто пропускаются - это напрягает. Сюжетную да и смысловую нить подхватываешь порой с трудом. Это особенно заметно в конце, такое впечатление, что Стругацкие утомились и всё путешествие после крушения Экспедиции ими было написано с единственной целью - подвести повествование к диалогу героев о культуре.
       Впрочем, это характерно для творчества Стругацких - ставить вопросы, не давая однозначных ответов. Вполне себе достойная позиция. Как и большинство из их книг - эта книга о человеке, о его развитии, книга интересная и глубокая. Подозреваю, что лет через пять прочитаю ее еще раз.

       З.Ы. Интересно, что роман называется 'Град обреченный', а не 'Град обреченных', за что мне еще нравятся Стругацкие, так это за неиссякаемый оптимизм.
Год 2005 наверное


Рецензии
На фоне слабых и просто мне неприятных статей о "Граде..." Ваша мне понравилась. Она дает анализ и внятный пересказ содержания, задает кое-какие вопросы, но не пытается умничать. Вы обещали перечитать роман лет через пять, прошло 15. Советую перечитать, уверен не пожалеете и, возможно, удивитесь.
Я читал и перечитывал этот роман постоянно. Всегда чувствовал, что в нем какая-то тайна. Потом был долгий перерыв (лет 15-20). Прочел сейчас. Удивился, насколько я забыл содержание, не говоря, уж, о всех удивительных и странных коллизиях романа, которые очень на что-то намекают, но до конца не понятны.
Надо пояснить. За эти годы я завершил свою философию. И потому читал роман, прилагая к его тексту свои выводы. С удивлением заметил, что кое-что непонятное теперь могу истолковать.
Тут надо пояснить, что моя философия имеет сильный метафизический вкус. Она, в сущности, крайне субъективно идеалистична с акцентом на экзистенциальные темы смерти и смысла жизни в виду смерти.
Роман же, на мой теперешний взгляд имеет множество вполне сюрреалистических эпизодов, многозначительных и прямо не объясняемых. Эксперимент, Наставники, отказ от пояснений смысла Эксперимента, странные события в красном доме, странная речь в Пантеоне, провал во времени и гибель членов экспедиции, перемещение волей Наставника в детство. Все это намекает. Но не очень-то понятно на что. И конечная сцена, хоть и эффективная, очень, увы, и слишком, уж, прямолинейно совпадает с грезами теософов. Это мешает относиться к ней с полной серьезностью (но, вообще-то, можно). Да, в тексте и есть оговорка, что Вся концепция творение Изи, собственно, для себя самого. Если это конец для Андрея первого круга, значит, будут другие. А Андрей, похоже, совсем не нуждается в этих кругах, включая и самый первый.
Я подозреваю, что у Стругацких был серьезный именно экзистенциальный кризис. Продвинулись они далеко, но не настолько, чтобы обнажить свои задушевные идеи во все полноте. Да, скорее всего и не довели размышления до конца, о чем говорят последние их работы, написанные так, что их можно понять, как отрицание во многом того, что они пытались сказать в «Граде Обреченном.

Кончеев Александр Сергеевич   26.07.2022 21:11     Заявить о нарушении
Забыл написать. На самом деле я вполне разобрался со всеми смыслами романа. Но писать об этом слишком трудоемко.

Кончеев Александр Сергеевич   12.08.2022 00:43   Заявить о нарушении