Апокалипсис в современной культуре

Удивительное оно всегда рядом. Руку протяни и достанешь...или оглянись и, что-то сразу увидишь. Даже присматриваться не особо и надо, а ещё лучше возьми и сопоставь...мысленно. Проанализируй. Ну хоть что-нибудь с чем-то ещё. Вот что сейчас самое удивительное и прямо перед носом? Скажешь всё? В какой-то степени — да. Ничего — это уж вряд ли. Особенно удивляет, что вот никак не хочет состыковываться, что смахивает на ненормальность бытия...

Давай, амиго, начнём с наипростейшего. Читаешь в сети, смотришь. слушаешь... обсуждаешь со знакомыми, хотя бы мельком. Читаешь, замечая, что вот такой обычной земной современной литературы — кот наплакал. Всех в космос потянуло, причём исключительно, после апокалипсиса.... Книги, спектакли, песни... и фильмы такие же. Народ рванул в фантастику. Даже уже не в фэнтази, а в фантастику, где планета погибла, люди местами остались, и... ну тут варианты разные. Удивляет? Меня — да.
Какая фантастика, да ещё вот на все эти темы, когда тут же рядом — в реальности, как говорят учёные мужи, мы висим одной ногой размахивая над пустотой. И ещё пол шага и финиш — ни нас, ни планеты. А звездолёты в кустах не стоят.

Вот и удивляет, где, чёрт побери, фантастические книги с историями, как человечество, на краю гибели, спасает себя и свою планету.
Мысль, говорят, материальна. Ещё как. Вербальность, господа творцы, она в каждом.

Но господа творцы не о добром, светлом, вечном...Это же отстой, прошлый век, детские сказки... Куда интереснее оторваться по полной по другим галактикам, наплодив биороботов, включив в сюжет инопланетян, что сыпятся градом и жгут от души (если она у них есть).

Апокалипсис, как нечто само-собой разумеющееся. Ну был, да и ладно. Другие миры покоряем или они нас. Как в том угробленном сериале "Сотня" с отличной идеей, да с плохим воплощением. Ну группа, выживших, устраивает ещё три конца света и постоянно собирается позволить себе человечность.
Вот и мы так сейчас. Фантастические миры не о созидании и спасении, а о чём угодно, но уже после того как...

Я, конечно, не эксперт, только растёт уверенность, что не не видим, а просто не верим, что в реальности всё настолько плохо. Типа: да, есть сбои, ну да там ничего такого страшного, интересного - о чём писать-то? Лучше запустить фантазию в другой ракурс — постапокалептический — так круче, интереснее.

Я бы ещё всё это поняла (антиутопии давно утвердившийся жанр), если бы писалось, как предупреждение — тревожно, атмосферно... дабы прочувствовал читатель, каково будет если вот прямо сейчас не собраться и не тормознуть. Не начать создавать литературных, театральных, киношных героев, грудью ложащихся и спасающих мир от апокалипсиса.
Не создать образ задыхающейся живой планеты, что уже стонет от нашего свинства и потребительства, и готова сама сколотить ковчег, чтобы мы все отчалили.

Такие рассказы есть, но их мало, крайне мало. Как есть и молодые авторы пишущие о том же ИИ, но с другой подачей — одно дополнит другое. Почему бы и нет, но и таких мало.
Удивляет, что не пишется о чести, достоинстве, нравственности и их антиподах. А зря - литература будит души. И если читать одну жесть, что там у нас в душах проснётся.....

Вот честно, как на духу — у меня полное ощущение, что перекос в творчестве даже не из-за геноцида или из-за скудности фантазии, или из-за желания быть востребованным, читаемым (ну кто сейчас доброе и светлое читать-то будет). Как совсем недавно, в разговоре, один мудрый человек обронил: менталитет читателя... Да уж, менталитет читателя ныне — это времён римской империи: "хлеба и зрелищ!".
— Ау! Римская империя, ты где? Сгинула и давно...
Мы тоже так хотим?

Ребята, а вам не кажется, что мы живём в раздвоении, если не в растроении), в упор не желая видеть реальные угрозы, деградацию всего, что только можно вспомнить, а пишем, читаем, смотрим, снимаем то, что по-прежнему называем фантастикой, будто пелена на глазах или шоры. Творим то, что прокладывает дорогу — кирпичик за кирпичиком; строчка, за строчкой; кадр, за кадром...к тому о чём в реальности нам говорят каждый день — "погибнут все", если не сумеем враз перестроиться...и то, потери уже колоссальны и будут ещё серьёзнее.

Возможно, у нас, как у детей, где-то на подкорке сидит, что развлекаться можно и дальше, а вот исправит кто-то другой. Тот, кто свыше....
Размечтались. Всё делается лишь нами и через нас.

У Иванова есть картина (двадцать один год писал) "Явление Христа народу". Не поленитесь, найдите в инете, если лень сходить в Третьяковку или в Русский (там оригинал, но меньшего размера).
Знаете, что самое потрясающее на этом полотне? Много критиков замечали, писали, что мол фигура Христа какая-то слишком маленькая, по сравнению с другими: обычными людьми. И очень мало где можно прочесть, что Христос, как бы идёт....ещё немного и слелает шаг, а за ним и следующий... Но, что интересно —. кто-то начертил возможную траекторию, его возможного направления.... И не к народу он может пойти, а пройти мимо...
Ни о чём не говорит?

В "Плахе" у Айтматова...
Там тоже и о последнем, страшном суде, и о втором пришествии...
Так у Айтматова — открытым текстом: "не я восстав, из мёртвых, спущусь (приду) к людям, а они поднимутся ко мне..".

Так что никто за нас ничего не сделает, если мы сами себя не откорректируем, не начнём восходить, пусть и на краю... уж к этому не привыкать.
Пусть с литературы, а скорее всего со всей культуры начиная...


Рецензии