Осень, осень... Самый лучший художник

Незаметно подкрадывается осень.
 
Сегодня я это особенн остро чувствую: открываю дверь, выхожу на крыльцо с чашкой кофе - и слышу тихий звук дождика. Вся трава в капельках, словно в маленьких бусинках. Воздух свежий, влажный, пахнет землей и листьями.
Но вот дожик закончился. А через пару часов робко выглянуло солнце. И тропинка настойчиво поманила в лес. Под ногами - земля, устланная мягкой хвоей. Солнце ласково светит сквозь листья берез и кроны сосен. Тишина и покой.
Мне всегда хорошо в лесу. Я смотрю то в небо, то на деревья вокруг, то под ноги.

 Кое-где начинают желтеть листочки. Но огненные краски осени пока еще не вспыхнули ярко. Вся буйная осенняя красота еще впереди.

 Знаете ли вы, почему листья осенью желтеют?
Если забыли, то я вкратце напомню: за зеленый цвет, который преобладает в растениях весной и летом, отвечает хлорофилл — пигмент, содержащийся в хлоропластах. С его помощью происходит фотосинтез. А когда приходит осень, растения стараются изъять из листьев все доступные питательные вещества. Это в первую очередь белки, углеводы, липиды. И эти вещества превращаются во что-то растворимое и переносятся дальше в стебель, корень, они хранятся в течение зимы. Соответственно, в листьях разрушается хлорофилл, придающий листьям зеленую окраску. Становятся видны другие группы пигментов, которые были замаскированы зеленой окраской хлорофилла. Каротиноиды отвечают за желтый цвет, а водорастворимые антоцианы — за красный. Они не разрушаются.

 Количество определенных пигментов в листьях зависит от вида и даже сорта деревьев. Это может быть индивидуальной особенностью растений: какое-то краснеет сильно, какое-то — слабо, а какое-то не краснеет совсем.
 Для наших среднеевропейских деревьев в основом процесс накопления антоцианов не характерен, поэтому их листья чисто желтого цвета, это золото разных оттенков, от оранжевого до лимонного.

 Накопление антоцианов — один из признаков стресса. Даже те листья, которые не собираются желтеть, могут накапливать заметное количество антоцианов в стрессовых условиях. Это может быть засуха, недостаток минерального питания или заморозки. Чем ярче светит солнце и суше осень, тем ярче будут красные краски.

 У нас на севере обычно осень поражает яркостью и богатством оттенков. Заморозки по ночам приходили быстро. И деревья тут же одевали роскошный наряд. И горело в солнечных лучах не только золото листьев. К золоту прилагалось буйство других красок. Восхищали роскошные красноватые, пурпурные, темно-лиловые, темно-оранжевые, розоватые кроны деревьев.
А сейчас картина меняется. Климат заметно теплеет. И нет заморозков ночью... И нет буйства оттенков листвы. Но рано делать выводы в сентябре. Подождем октябрь.

 Осень - самый лучший художник. Она еще ракрасит листья. Может, и не так ярко, как раньше. Но еще вспыхнет "багрец и золото" лесов.

Осень - хорошая пора для раздумий, умиротвренности, созерцательности и творчества. Огромные сосны, и на их фоне - нежные переливы осенних оттенков листвы березок, осин,  рябинок. Бодрящая свежесть - и легкие мечты.

 Я не хочу собирать грибы (уже надоело) - но они как будто сами просятся в мой пакетик. Беру только шляпки: белые. маслята, яркие подосиновики...
Прогулка закончена, выгружаю грибы на стол.
Шляпки молоденьких грибочков помыть-порезать не составляет труда.
 Вот по столу ползет паучок. Не буду его убивать - открою дверь и выброшу на траву. С некоторых пор я стала как буддист: я стараюсь выпускать насекомых на волю, почти всех, не убивая. Исключение сосавляют комары. "Не надо сосать мою кровь, кровопийцы!"

 Потом я варю из красавцев-грибов суп. И вот уже плывет по дому ароматный грибной запах...
Ооо - какой же чудесный запах белых грибов! Этот запах напоминает мне детство. Сколько помню себя - грибной суп был моим любимым с тех пор, как я сбея помню. И это не изменилось.

В воспоминаниях моих оживают такие же влажные зеленые луга вокруг нашего домика, в комнате - печка с золотыми углями, и я даже слышу, как мама готовит ужин, а бабушка читает мне сказки. А рядом моя любимая кошка. Кошка замечательная - сибирская, серая с полосочками, умная и гордая красавица. Она поет мне свою песенку. Ей тоже уютно и хорошо на диване. Так же как и мне.
Хорошая пора - осень.
Я люблю ее.
 
 Вспоминаются чудесные стихи Александра Сергеевича Пушкина:

 "Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

*****

 И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм)"

 Не могу сказать, что не люблю весну или лето (тем более - наше северное лето, приятное и короткое). Да и зима хороша в своей заиндевелой, чистой, бело-голубой,  поистине колдовской красотой. Снежок поскрипывает, все вокруг нарядное, припорошенное белым...
 Но золотая осень - моя любимица.
Созерцать красоту и мечтать, читать и слушать музыку, любить - что еще надо для счастья?

Гармония с собой и окружающим миром - самая большая ценность.


Рецензии
А.С. Пушкин тоже более всего любил осень.
Хорошего вам настроения, Марина!
С уважением,

Валентина Петряева   30.09.2019 08:48     Заявить о нарушении
Cпасибо, Валентина! Удивительно красивая пора - осень. Вернулась сейчас из леса - горят золотом листья деревьев на фоне темных крон сосен и мохнатых лап елей.
Любовалась. Звучит - как мощная симфония. Буйство красок и разнообразие оттенков. Скоро уезжаю. Так и не собралась поработать, сделать этюды. В другой раз. Хотелось пойти на курсы живописи: масло, акрил. Пока не получается.
С уважением.

Марианна Ольшевская   30.09.2019 14:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.