6. Новокрещённые инородцы Номоконовы

НОВОКРЕЩЁННЫЕ ИНОРОДЦЫ НОМОКОНОВЫ
(см. http://proza.ru/avtor/venedikt2)

[Примечание: В цитируемых ниже сообщениях с форума Забайкальского сайта «Предыстория» номера сообщений ("ответов") могут быть изменены авторами, поэтому при поисках на форуме следует ориентироваться на дату сообщения].

В Забайкалье  и в Приамурье очень распространена фамилия Номоконовы (в различных вариантах: Номохоновы, Намаконовы, Намоконовы, Моноконовы и т.д.). Можно предположить, что, кроме ветви казаков Номоконовых, берущей начало от Семёна Номоконова, родившегося в 1638-1639 году [см. о Семёне Номоконове и его детях в заметке "Древо генеалогическое Венедикта Номоконова" - http://www.proza.ru/2019/08/22/431], в её распространение внесли свой вклад и потомки местных аборигенов-инородцев, получивших эту фамилию при крещении.

Можно привести цитату из одного из сообщений на форуме сайта «Предыстория»:
«Тема «Новокрещенные инородцы», стр. 1, сообщение от «Сибирячка», 12 Февраль, 2012 г.»
http://www.predistoria.org/forums/index.php?topic=484.0

«Многие Забайкальцы имеют в своей родословной азиатские корни. В архиве я увидела многие, знакомые мне фамилии, рядом с которыми написано - ясачный оседлый  инородец такого то рода. Инородцы, принимая православие, часто брали новые фамилию, имя и отчества. Встречала факты крещения, когда новообращенный получал новое имя, фамилия присваивалась по фамилии восприемника, а отчество по его имени. Трудно проследить свои корни, если не отыскать факт крещения».

Это можно подтвердить ещё одной цитатой (спасибо участнику форума с ником «Орлова» за информацию об этой публикации (сайт «Предыстория», Тема «РГИА», стр. 3, Ответ #36, 08 Август, 2019):

Из статьи «Епископ Иннокентiй Неруновичь (1734 г.). Крещение инородцев».
Напечатано в газете «Прибавления к иркутским епархиальным ведомостям» № 4, 22 января 1866 г., редактор Кафедральный Протоиерей П.Громов.

«...
Марта 10 дня 1734 года, в день Воскресный, Преосвященный Иннокентiй въ Вознесенскомъ монастыре публично, торжественно, крестилъ ламу Лапсана, жену его, двухъ служанокъ, и двухъ служителей;
мужа нарекъ Лаврентiемъ Ивановым (*) Неруновымъ, потому что Самъ был у него воспрiемникомъ, а жену Евфимiею.
...
(*) Отчество придавалось новокрещеннымъ от имени воспрiемниковъ; напримеръ, кого принималъ от купели вице-губернаторъ Андрей Плещеевъ, те наименовывались Андреевыми-Плещеевыми. Отсюда следуетъ, что Е. Иннокентiй Неруновичь усвоивъ ламе свою фамилiю, съ переменою малороссiйскаго окончанiя на великороссiйское, Нерунова, усвоилъ ему и отчество отъ своего же мiрскаго имени, которое, очевидно, было Иоаннъ».

Надо заметить, что материально крещение для "ясашных" было весьма выгодно. Согласно указам правительства, крестившиеся инородцы не только получали одежду, подарки и денежное вознаграждение, но еще и на несколько лет освобождались от выплаты ясака. Новокрещённые могли причисляться к мещанскому или крестьянскому сословию.

Права новокрещённого инородца подтверждались специальным  "Билетом для льготы по ясачному сбору", выдававшимся при крещении – текст одного из таких билетов приводит в своём сообщении на сайте "Предыстория" участник форума с ником «Ольга Шишмарева» - Тема «Новокрещенные инородцы», стр. 10, Ответ #136, 13 Декабрь, 2014 г. 
«БИЛЕТ. По Указу его Императорского Величества, предъявитель сего, Харанутского рода ведомства Селенгинской степной думы Бадла Купчинов, по самовольному желанию и усердию, сего 1846 года ноября 25 числа, в Троицкосавской Николаевской церкви в православное вероисповедание приведен, и по Св. крещению имя наречено Иннокентий, у коего восприемники были: отцом - Кяхтинской таможни инвалидной команды унтер-офицер Евгений Герасимов Плюснин, матерью - той же команды рядового Гаврила Семенова Илькова жена Ольга Гаврилова. Посему на основании 1-го пункта ...Государственного совета, высочайше утвержденного в 11-ый день июля 1826 года, и журнала Сибирского комитета, высочайше утвержденного ...декабря 1832 года, должен он, Иннокентий Плюснин, исключиться из ...ного состояния и оклада и причислиться к христианскому обществу по собственному его желанию и получить трехлетнюю льготу от платежа всех податей. Для чего и дан сей билет от Троицкосавской Николаевской церкви за подписью священнослужителей с приложением церковной печати января 1-го дня 1847 года, подлинный подписали священник Владимир Межев, диакон Максим Оксенов».

Первое упоминание в архивных документах Сибирского Приказа о проживающем в Забайкалье новокрещённом ясачном с фамилией Номоконов было найдено и переведено со старославянского А.А.Намоконовым (позже было найдено и размещено на форуме большое количество аналогичных документов):

Сайт "Предыстория", Тема «Мои предки казаки Номоконовы из Старого Дурулгуя», стр. 2, сообщение от «Вукол»,
Ответ #29, 12 Январь, 2018 г.
РГАДА, ф. 214, кн. 1626, л. 51
[РГАДА - «Российский государственный архив древних актов», г. Москва].
«От города, вверх по Шилке реке 1721 года октября 12-го в 12-й день.
Новокрещенные ясачные: Егор Номоконов, 55 сын его Трофим – 5».

Егор Номоконов, о котором идёт речь, родился в 1666 году (так как в 1721 году ему 55 лет). Таким образом, он младше нашего Семёна на 28 лет, и - судя по возрасту - Семён вполне мог бы быть его крестным отцом; как, впрочем, и его сыновья. Так например, старшему сыну Семёна, Ефтифию, в 1721 году 38 лет (разница в возрасте у него с вышеупомянутым Eгором  - 17 лет).

[Для большей точности следует заметить, что если дата рождения Егора позже, чем дата переписи, 12-е октября, то он родился на год раньше - в 1665 году. Впрочем, основной сути наших рассуждений это не меняет]. 

В одной из публикаций в газете «Земля. Крестьянская газета»: «Номоконовы. Известные и неизвестные герои казачьего рода» (выпуск № 46 от 13.11.2018 г.) https://zemlya-chita.com/?num=421&it=8562 -  авторы - Михаил Трофимович Малахов и Александр Андреевич Номоконов, - приводят ещё один пример получения фамилии Номоконов при крещении забайкальского аборигена. 

Речь идёт о предке забайкальского охотника Семёна Даниловича Номоконова, ставшего знаменитым снайпером во время Великой Отечественной войны. Как удалось установить авторам статьи, отец знаменитого забайкальца, «выходец из тунгусов-хамниган рода сарадул (сарадур)», получил фамилию Номоконов и имя Данила Иванович при крещении, причём – что особенно важно для нас -  его крёстным отцом, давшим ему свою фамилию, был один из потомков прародителя «нашего» рода, Семёна Номоконова, по линии его четвёртого сына Дмитрия (1695 г.р.).


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2019/10/10/853.

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   10.10.2019 13:51     Заявить о нарушении