Ученик

               

Вступление.


               В  день  тишины  перед  предстоящими  завтра  выборами,  я  прогуливался  по  парку - хотелось,  наконец,   отдохнуть,   и  просто  снять  физическое  и  психологическое  напряжение последних  двух  месяцев  предвыборной  кампании. Осеннее  тёплое  солнышко, пробиваясь,  через  ещё  плотную  листву  деревьев, создавало  в  парке  приятную  световую  ауру  умиротворения  и  какой-то   защищённости.  У  меня    всегда  в  такие  минуты,  помню ещё с детства,  где-то  в  глубине  подсознания  появлялось  почему-то  радостное  чувство ожидания…   осенних  дождей и  прохлад,  листопадов  и  приходящими  за  ними  первыми снегами,  за  которыми  наступало  царство  зимы с  весёлыми  новогодними… сказками  и   развлечениями. А  пока  я… наслаждался  божественной  тишиной  бабьего  лета  в  эти  приятные  минуты  долгожданного  отдыха  и  расслабления… 

За  последний  год  парк  был  отреставрирован  и  приведен,  как  говорится,  в  пристойный  вид. Приятно  было  осознавать,  что  в  этом  был  и  мой  скромный  вклад…  волонтёра. Именно,  окунувшись  здесь  в  общественную  работу, общаясь  с  разными  людьми,  как  простыми  жителями  посёлка,  так  и  представителями  разных  уровней  в  основном  местной   власти,  я  вдруг  почувствовал,  что  могу  что-то  сделать  для  простых  людей,  для  посёлка   и значительно  больше,  чем  в  качестве  волонтёра. Так  вот  и    родилось    во  мне  решение  идти  в   депутаты    местной муниципальной  власти  в  качестве  самовыдвиженца.

Аллея,  по  которой  я  шёл, была  с  многочисленными  ответвлениями, но, по  прямой,  она  упиралась  в  небольшую  уютную  площадку  с  фонтанчиком  посредине. За  ней,  возвышался …   трёх   метровый  школьный   забор-решётка  из  толстой проволоки – дань  моде   и  результат «бурной»  «деятельности»  нового  директора школы. Интересно,  что  эта  «деятельность»  многим  в  посёлке,  да  и  мне  тоже,  приходилась   не  по  душе. А    по  отзывам  знакомых мне  учителей  школы,  этот    пришедший  со  стороны  функционер,  случайно  оказавшийся  в  народном  образовании, абсолютно  не  учитывал  ни  традиции  коллектива,  ни  традиции  жителей  посёлка,  у  которых  были  свои  предпочтения  и  отношения  ко  всему,  что  было  связано  со  школой  и… даже к забору,  опоясывающему  территорию  школы. В  душе  я  был  солидарен  с  учителями,  хотя  и  понимал,  что…  «безопасность  есть  безопасность…».  Но   одно  дело,  когда  всё  делается,  как  говорится,   «по  уму»,  а  другое  -   для  «галочки»  и  «собственного  благополучия».   

                По     периметру  площадки  располагалось  несколько  скамеек.  На  одной  из  них  я  и  узнал,   в  сухонькой  фигуре    одиноко сидящего  в  это  раннее  осеннее  утро   старика,  моего…  Учителя.  Надо  сказать,  что  в  те  далёкие  годы,  когда  я  пребывал  в  плену  юношеского  максимализма и   завышенной  самооценки  своей  собственной…   персоны,  с  Учителем  у  меня  часто  бывали,  как  мне  тогда  казалось,  конфликты.  Теперь,  через   много   лет,  я понял,  что это   были  не  конфликты,  а…   своеобразные уроки  нравственности,  которым  учил  нас этот  мудрый  человек. Он всегда  говорил нам, вопреки  общепризнанному утверждению  «псевдопедагогики»  от  школьного  чиновничества, что  мы  ещё  не… «личности»,  и  что  мы…  пока что  не  всегда  имеем  право  на  «своё  мнение»,  что   право на  него  нам  ещё предстоит  заслужить,  как  и  само  право   называться  «личностью»! Теперь,  когда  я  пожил  в  этом  мире, где  каждый  имеет  право  «на  своё  мнение»,  поскольку  он  считает  себя  «личностью»  (это  уже   непременный  атрибут  «демократии»  и  «свободы»!)  я  понял,  как  прав  был  Учитель.  Да  собственно,  и  тогда  я  уже  видел,  как  среди  моих  сверстников  под маской  «личности»,  «свободы  мнения»,   мутили  и  отравляли  детям  жизнь  в  классе  по сути  демагоги,  лентяи  и  бездельники,  часто  поддерживаемые  своими «состоятельными»  родителями  а  иногда   и  «подмятыми»  под  них  директорами   школы (кабы  чего  не  вышло!).Учитель  меня  заметил  уже  давно  и  даже  один  раз,  лёгким  поклоном  головы,  успел  меня  поприветствовать  издалека, очевидно  полагая,  что  я   буду   сворачивать,  не  доходя  до  него. Может  быть,  я бы так  и  поступил,  но… ноги    вдруг  почему-то  сами   повели  меня  туда,  к  этому  человеку,  когда-то  бывшего  в  той далёкой  школьной  жизни   моим… Учителем,  без  имени  и  личности  которого  я…  не  мог   бы   никогда  представить  своё  детство…

             Пожимая  мне  руку, Учитель  заметил,  что  наслышан  о  моём  «хождении  в  депутаты»  и  пожелал  мне  успехов  в  выборах. Так  слово  за  слово  мы,  незаметно  для  самих  себя  подошли  к  тому,  о  чём  я  и  решился  поведать  вам,  дорогой  мой  читатель.  Я,  честно  говоря,  пока  не  знаю,  как  мне  относиться  к  тому,  что  услышал    от  моего  Учителя   в  его,  по  сути,   исповеди.  Но  одно  скажу  прямо:  во  мне  что-то  изменилось   после  затянувшейся   на  несколько  часов  этой  самой  исповеди: я  как  будто  увидел  мир,  в  который  я  входил   казалось  бы   уже  зрелым  мужчиной,  в  другом  цвете  и    с обоснованным  чувством  тревоги  и… растерянности. Впрочем,  вы,  дорогой  мой  читатель,  сделаете  свои  выводы,  прочитав  ниже  следующее, которое  я  решил  передать    в  виде  монолога,  дабы  читающему можно  было… держать  нить  мыслей  Учителя,  не  отвлекаясь  на  всякие  второстепенности.

Рассказ  учителя:

 
           -  Вот  сижу  я  на  этой  скамейке,  а  там,  за  моей спиной -  за  этим  забором  -  осталась, по сути,   вся  моя  жизнь,  исполненная   надежд и тревог, стремлений и взлётов,  побед  и  поражений. Жизнь, связанная  со  школой,  с  неугомонной  ребятнёй,  доставлявшей  мне  иногда много  хлопот. Но  они, эти  хлопоты,  были  ничто  в  сравнении  с  той  радостью  и  гордостью  от  ощущения,  что  ты  был  в… детстве  ни  одного  поколения  школьников,  давно  уже  ставшими  мамами  и  папами. И  что  в  их жизненных  достижениях,  маленьких  и  больших, несомненно,  была  частичка  и… твоего  труда,  твоей  души.

Конечно,  были  у  меня  и… поражения,  о  которых  я  часто  теперь  вспоминаю  с  улыбкой:  молод  был,  горяч,  наивен, неопытен.  Но,  несомненно,  всегда -   искренен  и  честен  и  перед  собой,  и  перед  ребятами. Как  это  ни странно,  но  мне  всегда  было  легко  с  теми,  кто,  как  говорится,  не  ходили  в  «отличниках», кто  не  хватал  «звёзд  с  небес»  ибо  были они  просты  и  непосредственны,  без  фальши  в  общении,  в  жизни  школы. Это  были  надёжные  ребята,  которые  и  к  жизни  оказались  в  большинстве  своём  более  приспособленными. Они  всегда не  чурались  никакой  работы.  К  моему,  порой  удивлению, у  многих  появлялись  такие профессиональные  способности  и  навыки,  что  никогда  бы,  тогда  в  школьные  годы,  я  бы  в  это  не  поверил. Одни  стали  дальнобойщиками,  другие  научились  поднимать  дома,  начиная  с  нуля  и до  «сдачи  под  ключ». Многие  открыли  собственное  дело. Да,  пожалуй,  нет  в  посёлке  ни  одной  рабочей  специальности,  должности  в  суде, полиции,  госорганах  и  пр.,  где  бы    они ни работали.   Я  уже  не  говорю  о  тех, кто связал  сознательно  свою  жизнь  со  службой  в  ВС. Куда  только  не  забрасывала  их судьба…  Сколько  разного   им  пришлось… пережить  и  через  что  пройти! Это  настоящие  мужчины!  И  всегда, при  встречах,  они  признавались,  как  согревала  их  в  трудные  минуты  память  о… нашем  далёком  и  счастливом  школьном  детстве.

Никогда  я  не  жалел  о  том,  что  отдал    этим  школьникам    много  сил  и  здоровья. Разве  можно  жалеть о  том, что  отдаёшь… будущему  своей  Родины,  оплотом  и  опорой  которой  как  раз  и  являются  эти  ребята.  Но  в  последние  годы  стал  мне  душу  разъедать  один  червь  сомнения. И  как  раз  из-за  этих  самых  «отличников».

        Не  знаю  как  в  других  школах,  но  в  нашей  школе  в  основном  ребята – отличники  были  главной  опорой  в  олимпиадных  «достижениях»  как  района,  так  и  республики..  Был  даже    случай,  когда  одна  девочка  участвовала  практически  в  олимпиадах  аж… по  семи  предметам,  причём  по  двум  она  дошла  до… республиканского  уровня,  где  завоевала   и…  призовые  места. В  принципе  с  октября   по  март  всего  учебного года  ребёнок  жил  в  таком  дичайшем  напряжении.  По  моему  предмету, так  сложились  обстоятельства,   я  начал  учить  её только  в  11  классе.  Помню,  была  текущая  рядовая  контрольная,  с  которой  она,  увы,  достойно…   не  справилась.  Я,  полагая,  что  имею  дело  с  умным  ребёнком,  обстоятельно  проанализировал  все  её  ошибки,  указав  здесь  же,  в  тетради,  что  не  усвоено,  над  чем  надо  подумать  и  поработать  и  как  мы  будем  исправлять  ситуацию.  Как  обычно,  на  следующем  уроке  я  раздал классу тетради  с  результатами  контрольной  работы,  предоставив  минут  десять  ребятам  для  обдумывания  моих  замечаний  и  указаний.  И  вот  минут  через  семь,  вдруг  разразилась  буря:  эта  девочка  с  возмущением… обеими  руками швыряет  свою  тетрадь  куда-то  назад  через  голову  и  в  истерике  что-то  начинает  мне бессвязно  доказывать  и  выставлять  какие-то  претензии. Мои  попытки  спокойным  тоном  привести  её  в  чувство,  закончились  рыданиями,  с  которыми  она  выбежала  из  класса…  В  первое  мгновение  нужно  было  видеть  выражения  лиц  некоторых  ребят,  один  из  которых…  совершенно  спокойно   заметил,  что    за  все  годы учёбы никогда  не  видел,  чтобы  Ю.  получала  по  контрольной…  «трояк». Конечно,  я  был  очень  удивлён  и  расстроен. Эту  злополучную  тетрадь  я  передал  после  уроков  отцу  девочки,  которого  когда-то… учил и  пояснив  суть  проблемы. Интересно,  что  Ю.  не  извинилась  за  своё  поведение,  но перед следующим уроком    молча,  тетрадь  с  работой  над  ошибками  и  дополнительно  решёнными  задачами,  положила  мне  на  стол.  Конечно,  я  понимал,  что  ребёнка  просто  «загоняли»  по  этим  олимпиадам  и  это  был  результат  банального  переутомления,  вскрывшего  некоторые… глубинные… особенности  её  «личности». Потом  всё  как бы  наладилось  и  даже  после     месячного  отсутствия  её  в  школе – была  на  реабилитации    зрения -  она  прекрасно  справилась с  оставшимися  контрольными  работами. Запомнились  мне  ещё  два  эпизода,  связанные с  Ю.. Как-то  пришлось  мне  в  спонтанно  возникшей   на  уроке  дискуссии  по  вопросам  экономики,  аргументировано «доказывать»  ей,  что  такой  науки,  как  «экономика»… реально  «нет  и  никогда…  не  было», подчёркивая,  что  это  моя  личная  «точка  зрения».  Приятно  было  смотреть на   неё,  слушать  её  аргументы для  доказательства  моей  «неправоты».  Для  меня  наш  спор  был  бальзамом  душе:  ученица  доказывает,  что  перед  тобою… личность,  почти  сформировавшаяся, что  наши  труды  и  её  упорство  в  учёбе  приносят  и  в  дальнейшем  принесут  достойные  плоды  и  ещё  раз  прославят  имя  нашей  родной  школы. И  вот  через  несколько  лет   на  последнем  звонке,  где  выпускалась  сестричка  Ю. (а  по  этому  случаю  были  и  родители)  вдруг  подходит  ко  мне  эта  самая  Ю.   и  просит  разрешения  со  мной  сфотографироваться   на  память  для  семейного  фото.   А   после  завершения  этой   «фото  сессии»,  немного  смущаясь,  она  и  говорит,  что  в  том   давнем  «споре»,  по  поводу  науки экономики,  я  был… прав! И  что  она  это  поняла  после  четырёх  лет  обучения  на… «экономфаке». Конечно,  я  в  тот  момент  восхищался  и  гордился   этой  думающей  девочкой!  И  для  меня  было  совершенно  неважно,  есть  ли  эта  наука  на  земле  или  её  нет! А  дальше  пришли  печальные  известия: Ю.  отреклась  от… своих  родителей (!),  поддержавших  законное  и  долгожданное  присоединение  Крыма  к  России. А  ведь  она  родилась,  воспитывалась,  взрослела,   становилась  личностью  в  родном  ей Крыму…

           Самое  интересное,   что  Ю.  была  не  первым  и,  с  грустью  констатирую, будет, наверное,   не  последним нашим  учеником,    «гордостью    школы»,  с  пренебрежением  относящимся  к…  своей   Родине,  по  сути  большой  и  малой. В  этом  случае  родители  были  не  на  стороне  ребёнка.

          А  в этом  году,  наоборот,  огорчил  меня  случай,  когда  одна из  лучших выпускниц,  победительница  олимпиад  на  протяжении  многих  лет,   уже  не  без    влияния  родителей,  совершает  совершенно  абсурдный  поступок. Она  пытается  поступить  ещё  не  в  университет,  а  только  в  подготовительный  колледж  для  иностранцев  в… Германии!  Но  для  этого  ей  пришлось  дистанционно… закончить параллельно  с  нашей   украинскую  школу  в  одном  из  городов  Украины,  поехать   туда  и  сдать  экзамены  на  получения  ещё  и  украинского  аттестата,  отправиться  в  Киев  за  некоторыми  "лицензиями",  сертификатами"  и  в  течение  двух  недель  после  этого  обивать  пороги  в  колледжах  двух  городах  Восточной  Германии.  И  ведь  не  прошла  ни  в  один -  есть,  наверное , небесный  покровитель  у  этого  ребёнка,  который  пытается  спасти   её  душу… Но  с  мамой  они  полны  решимости… добиться  своего  и  уже  зимой  вновь  полетят  в  Германию  на  новый  раунд… испытаний.  Я  уже  не  говорю  об  уровне  материальных  затрат,  которые  далеко  не  всем  семьям  у  нас  сейчас  по  карману…  Обидно  другое: учили,  вкладывали  в  неё  душу,  сердце,  воспитывали, а  что  в  результате?  Наивные  мысли  о  том,  что образование  на  западе    лучше   нашего  российского? Наверное , это  и  так - "...не ведают,  что  творят!".  Но  мне  кажется,  что  больше  здесь  другое: амбиции,  завышенная  самооценка, ошибка  учителей,  носившихся  в  умилении  с  «отличницей»,  удобной  ученицей "без проблем  для  себя"  и  не   увидевших  истинное  лицо  и  душу  ребёнка,  постепенно  превратившегося  в  эгоиста,  способного  ради  личной  выгоды  забыть  и… Родину.



                А  вчера  я  испытал  самое  сильное  разочарование  в  моей  жизни  после  разговора  с  моим   самым  лучшим    из учеников  во  всей  моей  учительской  карьере.  Встретились  мы  с  ним  в  8  классе,  куда   я  был  назначен  преподавателем  физики  по  приказу директора  взамен  учителя,    ушедшего  в  другую  школу. Тогда  на  первой  парте  передо  мной  сидел  беловолосый  щупленький, неразговорчивый  мальчик. С  самых  первых  уроков  он  удивлял  меня  своим  спокойствием,  обстоятельностью  и  скрупулёзностью  в  решении  задач. У  него  было  одно  самое  ценное  качество: он  умел  слушать  и… слышать. Объясняемое   понимал  с  первого  раза. Задач  решал  много  и  по  собственной  инициативе. Любил  электронику, увлекался  астрономией. Мир  его  увлечений, интересов   раскрывался  передо  мной  постепенно  из  класса  в  класс . Это  приятно  меня  напрягало – нужно  было  быть       всегда  в  форме,  как  говорится.  Позже  я  понял,  что тогда  после  30  лет  работы  в  школе,  он  у  меня  был  первым  такого высокого  уровня  одарённым  учеником.

             Первая  же  наша  олимпиада  по физике закончилась  успехом:  мы  дошли  до  диплома  третьей степени  республиканского  уровня. В  последующие  годы,  вплоть  до  11  класса, были  всегда  призёрами  третьего  тура. О,  это  было  интересное насыщенное  для  нас  время. На  школьном  телескопе-рефракторе  он  умудрился  даже  сфотографировать  комету  Хейла-Боппа,  за  что  получил  похвалу  от  самих сотрудников  Крымской  Астрономической  обсерватории. Мы  закончили  с  ним  заочную  физико-математическую  школу  при  МФТИ  по  физике. Одно   время мы  увлеклись  теорией…  эфира,  перелопатили  уйму  книг  и  статей;  читали  от  корки  и  до  корки  журнал  «Квант»,  который  тогда,  в  начале  2000-х  у  нас,  в  украинском  Крыму,  стоил  очень  дорого. Особенно  решали  много  задач  из  этого  журнала.  Бесконечно  участвовали  в  «соросовских»  олимпиадах  разного  уровня  по  физике… В  общем,  у  меня лично,  времени  порой  не  хватало  на  подготовку  к  урокам,  за  что  мне  перепадало,  как  говорится,  от… «недремлющей  администрации». 

               Дело  доходило,  порой,  до  смешного.  Например,  при  очередной  моей  аттестации,  наши  достижения  в  олимпиадах  администрация… не принимала  в  расчёт,  полагая,  что  в  учительской  профессиональной  работе… «это  не  самое  важное»! Меня  назначили  руководителем  команды  юных  физиков  на  четвёртый  заключительный  тур  приказом  по… министерству  республики,  а…  завуч  меня  не  отпускает,  заявляя,  что  не  «позволит  срывать  учебный  процесс».  Я  вхожу  в…  республиканское   жюри  по  проверке  работ… третьего  тура(!),  где  коллеги,  зная  мои   способности,  недоумевают  по  поводу  моей… низкой… учительской  категории, а  при очередной  аттестации  и  это  не  учитывается.  Но   самое   интересное  произошло  уже  после  того,  как  мой Ученик  окончил  школу  и  по  результатам  республиканских  олимпиад  был  зачислен  без  экзаменов  на  физфак  ТНУ.  Тогда  мы  радовались  и  торжествовали. А  вскорости  приходит  новость  нас  просто   ошарашившая.  В  числе  30 одарённых  детей  Украины  моему  Ученику  предложили  учёбу   (на  выбор,  кроме  МФТИ)  в  нескольких  Вузах  России!  Мы  выбрали  один  из  университетов  в  Питере.
                Вот  тут  моя  администрация… наконец, «проснулась». Случилось  это после…  внезапной  проверки,  нагрянувшей  как-то  в  школу.  А  приехали  из  области  проверять  работу  с… «одарёнными»  детьми.  Помню,  уставший  до  чёртиков,  я  приполз  из  школы  и…  упал  вздремнуть. Вдруг – звонок  директора  с  требованием  немедленно  явится  для  предоставления  проверяющим  моих…  материалов  работы  с  этими  «одарёнными».  В  сердцах,  спросонья  я  сгребаю  все  свои… «наработки» ( со  школы  унёс – это  никому  не  надо,  особенно  администрации!)  и  несу  в  рюкзаке.  В  кабинете  перепугано-учтивый  директор  и  миловидная… проверяющая. Целых  сорок  минут  она  задавала  мне    уйму  неожиданных  колючих  вопросов,  заглядывая  в  мои  материалы,  дневники  работы  с  одарёнными  ребятами,  с  достижениями; уровнями   подготовительных задач;  приёмах  работы  с  тем  или  иным  ребёнком… В  общем  впервые  я  вдруг  почувствовал  себя…  учителем  и  немного  талантливым,  извиняюсь  за  нескромность.  В  конце  она  меня  поблагодарила  за  «титанический  труд»  по  её  словам  и  пожелала  новых  успехов  и  побед. Ошарашенный  от  такой  приятной  неожиданности, я  зашёл  к  себе  в  лаборантскую  перевести  дыхание. И  вот  пошло – поехало:   резкий  стук  в  дверь  и…  знаменитый  в  школе  учитель -методист  умоляюще  просит  мне  в  двух  словах,  тезисно,  изложить  мои  приёмы  в  работе  с  одарёнными. Так  приказал   шёпотом  по  цепочке  директор  школы  остальным  учителям,  ибо  проверяющая… изъявила  желание  побеседовать  и  с  учителями  по  другим  предметам.  Так  в течение 20  минут  я  впервые  за  десятилетия  работы  в  школе  был  самым  востребованным… педагогом!  Мне  было  смешно,  конечно,  стыдно  за  директора,  истинное  лицо  которого  я  увидел  в  ситуации  с  оценкой  моей  профессиональной   работы.

      По  большому  счёту  директор  так  и  оставался  при  своём  мнении  до  самого  своего  увольнения.  С  приходом  новой  администрации     в  школе,  в  руководстве… «повыше»,  всё  стало  на  свои  места. Я  получил  то,  что  должен  был  получить.  Причина,  как  всегда  банальна: «не  перечь  и  не  переходи  дорогу  начальству».

       Но  давайте  вернёмся   к  моему  Ученику. Учёба  у  него  сложилась.  По  моему  совету  и  настоянию,  он  уже  со  2 – го  курса   занялся  научной  работой: был  принят  в  лабораторию  одной  из  полузакрытых  фирм. Там  занимались  программным  обеспечением  моделирования  конденсированных  состояний  одного  известного  вещества. Уже  тогда  он  прилично  зарабатывал. Успешно  завершил  учёбу  в  университете  и…  в  27  лет  защитил  кандидатскую!         Меня  распирало  от  гордости!  Последние  10  лет  он  почти  каждый  год  приезжал  в  посёлок  к  своим  родителям.  Естественно  мы  с  ним  встречались,  несколько  раз,  по  старой  памяти,  ходили  в  горы.  Нам  было  о  чём  поговорить. Тем  более  он  стал  ездить  в  зарубежные  командировки. Да  и  мне  было  интересно  узнать  живые  новости    в  науке  из… первых  рук,  как  говорится.

         Но  постепенно  я  стал  замечать,  как  блекнет  в  его  глазах  трепет  перед  той  наукой,  о  которой  мы  мечтали  с  ним  школе. Я  даже  увидел,  что  знаю  больше  его, ибо   круг  моих  интересов  не  только  не  стал  уже  с  годами,  а наоборот  значительно  расширился.  В  свои  40  лет  он… не  женился, имея  собственную   квартиру  в  самом  Питере (фирма   предоставила  ему  кредит  на квартиру  под «символические  проценты»).  Успел  и   поработать  преподавателем,  проявив   «жёсткость  и  решительность»  к  «разгильдяям» – настоял  об  отчислении  нескольких  человек  с  3-го  курса. Стал  начальником  группы,  вместо  человека  в  своё  время  взявшего  его  самого  на  работу  и… многое  другое. Это  всё  естественно,  конечно.  И  не  мне  судить,  что  здесь  правильно,  а  что  нет. Но  во  вчерашней  нашей  беседе  я  вдруг  увидел,  что  он,  ослеплённый  своими  успехами  и  удачей  по  жизни,  совершенно  не  понимает,  что  происходит  в  стране.  Он  даже  не  понимает  суть  и  причины  событий  из  разных  этапов  жизни  СССР. Он  не  понял  сути  развала  великой  страны.  И  не  удосужился  в  этом  разобраться. Он  умиляется  Западом, толерантностью  и  отзывчивостью  тамошных  людей.  Но  самым  больным  для  меня моментом было   услышать  его…  восхищение  «мужеством»…  оппозиционных  знаменитых ТВ и Радио – каналов. Он  признался,  что  некоторые  из  них  он… «субсидирует»  через  подписку  на  их «газеты» и «журналы»  и  что  так  он  видит  свой  вклад  в обретение  «свободы  в  стране»  и  многого другого «цивилизованного»,  что  есть  на «добром»  Западе.В  общем,  я  пришёл  в  ужас.  Дежавю  какое-то:  и  эта  «гордость   школы»,  в  которую  лично  я   вложил  столько,  казалось  патриотизма,  светлого,  чистого, в  своей  сытой  и  удачной  жизни… остановился,  как  в  нравственном,  так  и  интеллектуальном  развитии… Неужели  же  мы  бессильны  перед  силами  уводящими  от  нас  молодёжь,  будущее  Родины?..

            И сижу  я  на  этой  скамейке,  рассуждаю,  разобрав  всего  лишь  три примера,  от  которых  мне  уже  грустно!  А  сколько   много  их  было  в  моей  жизни  в  школе… И  мне  кажется,  что  я…   ученик   в  этой  жизни,  а  не  они – равнодушные,  расчётливые,  сухие  и  скучные…»


               
         Мы расстались  у  входа  в  парк.  Идти  нам  было  в  разные  стороны… По  пути,  до  поворота,  я  оглянулся  пару  раз  назад,  где  в  редкой  толпе  прохожих  ещё  виднелась фигура  медленно  идущего  Учителя. Мне  не  дано  было  знать,  о  чём  думал  этот  человек, взирая  на  мир  прохожих  и  уличной  суеты  после  своей  исповеди.  Может  быть,  он  пытался  как-то  очистить свою  душу?.. Не  думаю,  что  в  нём  жила  какая-то  зависть  к  юности,  к  новому  поколению,  у  которого  всё  ещё  впереди,  а  у  него…

              А  мне  вдруг  вспомнился  фильм,  который   в  школьные  годы  нам  показала  как-то  учительница    русского  языка  и  литературы  о  Нике  Турбиной, о  юном  даровании,  читавшего  на    «высоком  заседании»  маститых  поэтов  и  писателей…   СССР  свои  стихи. Меня  тогда  поразила,  та    девочка, в  сущности,  ребёнок,  зрелостью  и  взрослостью  своих  строк. Уже   после,  через  много  лет,  роясь  в  интернете,  я  узнал  о её  жизненной  трагедии -  трагедии бывшего  юного  дарования, на  котором  некоторые  «великие»  попросту  попиарились  до  поры  до  времени, а  потом  о ней… забыли.  Я  узнал,  что  Б.  Окуджава,  когда  зашёл,  опоздав  на  это  «заседание», осмыслив  происходящее,  встал  и  ушёл,  заметив,  что  не  будет  присутствовать  при  «издевательстве  над  ребёнком». Не  буду  утверждать,  что  он  точно  так  сказал,  но  смысл  был  примерно  такой.  Тогда  учительница  свозила  нас  в  Ялту  на  экскурсию,  где  мы  бродили  по  набережной,  прошлись  мимо   того  места,  где  жила  Ника,  прошли  мимо  школы,  в  которой  она  училась,  как  и  Марина  Цветаева. А  потом,  под  шум  прибоя  она  нам  читала  стихи…  той  гениальной  девочки.
          
            И  я  вдруг  понял,  почему  мне  всегда  было  неприятно  смотреть  некоторые    «шоу»  на  нашем  бездуховном  ТВ. Когда  показывают  «гениальных»  детей,  умиляющих  сидящую  за  кадром   толпу,  родителей  этих  «вундеркиндов»,  своей  непосредственностью,  памятью  или  некоторыми  «способностями». Когда  ведущий,  возомнив  из  себя  «знатока»  души  ребёнка,  попросту… пиарится,  делая  себе  имя  и… деньги,  когда  ребёнок  на  кадр  подвергается  чудовищному  напряжению – запомнилась  девочка,  пытавшаяся  побить  «рекорд» по  числу  раз  какого-то  бессмысленного  упражнения… со  слезами  на  глазах. Или  когда  родители,  да  и  школа  пытаются  буквально  с   первого  класса  или  садика,  втискивать  в   сознание  ребёнка  иностранные  языки, когда  он  ещё  не  усвоил  свой  родной  язык,  когда  создаются  разными  "умниками"  гимназии  и  лицеи,  куда  заботливые  папы  и  мамы  пытаются  втиснуть  своё  чадо,  уже  заранее  возвышая  его  над  «толпой»  и  где  в  этих  заведениях  из детей  выжимают  столько  духовной  и  психической  энергии, попросту  лишая  детства, что  к  30-40  годам  они  часто  впадают  в  депрессии,  всякого  рода  расстройства,  теряют  интерес  к  жизни.  Кто, хоть  когда-нибудь,  по  настоящему,  не  лукавя, прослеживал,  как  сложились… личная  и  семейная  жизнь, здоровье,  в  конце  концов,  тех  «гениев»,  который  в  12-14  лет  поступали  в  университеты   или  тех,  кто  привозил  «престижные»  золотые  медали  с  международных  олимпиад  школьников  или  тех,  кто «за  две  недели  по  особым  программам»  изучали  иностранный  язык?  Мне  что-то   не  попадалась  такие  «отчёты».  И     вдруг  стало  понятно,  почему  мне  было  таким  неприятным  «шоу»  под  названием  «Учитель  года»,  часто   проводившегося  на  базе  нашей,  тогда  передовой  школы  района. Я, всего  лишь  посредственный  ученик,  для  себя  отметил,  что  на  этом «состязании»  были  не уроки,  а  просто  шоу,  на  которых   «продвинутые  учителя» из  кожи  лезли  вон, чтобы  непременно  понравиться  ученикам  и  комиссии, делая себе  "имя"…  Тогда  же,  сравнивая  эти  «показушные»  уроки  с  уроками  моих  любимых  учителей  я  стал  серьёзнее  и  уважительнее  относиться  к... моим родным,  строгим,  но  справедливым учителям…

            Уже  глубокой  ночью,  засыпая,  я  впервые в  жизни  задумался  над  тем,  как понятия «личность»,  «своё собственное  мнение», «право  на  собственное мнение», так  называемая "свобода слова"  и  т.п.   могут  быть  такими  сильным  рычагами,   манипуляторами   и  прикрытием  вездесущего  Зла, деформирующего  и  сжигающего  души юных людей  и  приводящих,  порой к  их  личным  трагедиям  и  трагедиям...  целого  народа. Теперь  я  чётче  осознал  свою  роль будущего депутата  на  этой… первой  моей  ступени  в  борьбе  за  Совесть,  за  Человека…   
               

 
 

               

 
 

 







Рецензии
Грустно...
Наверное, уже не будет такого поколения, как наше.
Павел Корчагин, Алексей Маресьев, челюскинцы...- они были примером для нас.

Но по-прежнему хочется верить в лучшее, чистое, справедливое.

Спасибо за рассказ!!!
...увёл в собственные мысли.

Добрых событий, удачи во всём!!!

Зарубина Наталия   08.08.2020 12:18     Заявить о нарушении
БЛАГОДАРЮ, МОЙ ДРУГ!!!!

Владимир Полуничев   02.05.2021 11:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.