В защиту детей

 Особая заслуга Фрейда, пишет Карен Хорни, в том,что он признавал важность детских впечатлений.

Каждый ребёнок должен понимать, что он имеет право вести себя плохо. Но он также должен понимать, что при этом родители никогда не откажутся от него и не отвергнут.

Родители могут отказать ребёнку в исполнении его желания, которое может ему навредить, но при этом они не должны его запугивать.

Когда ваше желание не исполняется, вы раздражаетесь и злитесь, так почему ребёнок не может делать тоже самое? Он не получил игрушку, и он плачет, он выражает свои эмоции тем, что злится и ругает вас. Как взрослый человек вы должны понимать его чувства и не осуждать, а дать ему выплакать и высказать свою беду.

Тогда ребёнок будет психически здоровым, когда с его чувствами считаются и позволяют ему вести себя естественно.

Если вы не можете выполнять все его желания, то этого и не требуется. Но ребёнок может расстраиваться точно также, как вы, даже если при этом он вас сильно раздражает.

1 сентября я наблюдала такую картину. Папа забрал из школы первоклассницу. Она была недовольна, почти ревела, повесив голову. Я так поняла, что ей не достался шарик, который всем раздавали.
Папа просто сказал ей, что купит ей шарик потом. Но она хочет сейчас.
Правильнее было бы пойти в магазин и купить дочке шарик сразу, чтобы она не расстраивалась. Папа даже не представляет, какая это беда для девочки, что шарик не достался только ей.

Мы, взрослые, замученные своими проблемами, масштаб которых нам понятен, не понимаем, как можно расстраиваться из-за какого-то шарика. Дело не в том, что ей нужен этот шарик. Дело в том, что у неё должно быть всё в равной степени такое же, как у других детей, иначе ребёнок чувствует себя ущемлённым. Если в жизни ребёнка нет папы, который есть у других, ребёнок расстраивается намного сильнее, чем из-за шарика, который можно купить в магазине. Папы не продаются в магазине.

А я хотела иметь велосипед в детстве, когда мне было лет двенадцать. И папа мне тогда тоже обещал купить велосипед, но так и не исполнил своего обещания. Я всю жизнь прожила без велосипеда и без всякого движущегося средства. С тех пор я предпочитаю ходить пешком.

Была такая смешная история, когда мой муж купил себе автомобиль, и так как в его семье, также как и в моей, никогда никто не садился за руль, то, естественно, у него ничего не получилось. Он весь трясся, когда заводил машину, но возможно, что этому страху было и другое объяснение.

Автомобиль был почти новый, марки Ссан Йонг (Корея).
И я думаю, что мы самые понтонутые владельцы машин, потому что мы купили автомобиль за 650 тысяч, а использовали его в качестве магнитолы, которую мы слушали, когда ходили проверить, не замёрз ли мотор зимой.

Это полный идиотизм, конечно, но необдуманные решения часто приводят к такому идиотизму.

Потом мы продали нашу ласточку на 200 тысяч дешевле, и то еле-еле.

Правда, однажды он меня покатал вокруг дома. Это было незабываемо.


Рецензии