Про фильм родня и немного про меня

Вокруг этого фильма на страницах одного виртуального киноклуба недавно развернулась жаркая дискуссия !  Как всегда , ничто не предвещало столь углубленного анализа "совка" , вызванного вполне невинными комментариями , его хулителями , и защитниками -тире - ностальгирующими . Понравились аргументы типа "пыжиковых шапок" - вот уж действительно , примета времени ! Насчет "ежегодных поездок на море" согласиться не могу , меня , например , в обыкновенной среднестатистической семье ленинградских инженеров , пытались вывозить в Крым для пользы здоровья хотя бы раз в два года , и то не всегда получалось . А все девчонки из нашего двора мне тайно завидовали , потому что они ни на какие "юга" сроду не выезжали , в лучшем случае - в деревню к бабушкам - дедушкам , (тогда еще у многих ленинградцев были родственники в деревнях ) , а худшем - проводили лето в пыльном городе или пионерских лагерях . Учителя и тогда разные бывали , и также многие из них занимались репетиторством , и что противного в том ,что сейчас назвали "работой за мзду" ? В конце концов , каждый труд должен быть оплачен. По крайней мере , хорошее репетиторство всегда давало свои плоды ,в отличие от "бесплатных" дополнительных занятий , на которых мы , например , тупо мыли парты в кабинете физике за трояк в четверти. Понравилась метафора "Этот совок тащится за нами и гремит этими ведрами ПУСТЫМИ по рельсам." Тем не менее ,не менее вульгарным мне кажется уходить в такую коньюктуру , как " вы еще Брежнева вспомните ", и " Я люблю Чехова , я из его мира " , равно как и задавать удивляющий своей замысловатостью вопрос : "Вы видимо от большого ума думаете, что все должны думать как вы? " Ведь фильм "Родня " - не про "счастливое советское детство " и не про "счастливую советскую старость " , не про воинствующую "пошлость совка " , он , как и все гениальное , прост и сложен одновременно - что-то обличает , над чем-то мягко иронизирует , на что-то тонко намекает , играет , как мячиком , человеческими чувствами и эмоциями и порой выжимает слезу , затрагивая самые сокровенные грани родственных взаимосвязей , потому - что каждый может узнать себя или своих близких среди его тех или иных ,таких знакомых персонажей , великолепно сыгранных прекрасными ,талантливейшими актерами . Включая откровенный стеб - достаточно вспомнить идиотскую футболку с атрибутикой олимпиады - 80 , в которой все время ходит героиня Нонны Мордюковой - Мария Коновалова ,или фразу : "Хозяев у нас давно нет. С хозяинами мы еще в семнадцатом покончили" В общем , все , как и положено Большому Кино. Я , например , совершенно четко всегда узнавала восьмилетнюю себя в маленькой девочке Иришке , дочке главной героине , которая одевала огромные наушники , и слушала "Бони эМ " , скрываясь таким образом от окружающего ее семейного дурдома , и эти ее наушники - такая же защитная броня , как равнодушие ее матери , и пещерная непосредственность бабушки . Счастье еще ,что в финале эта броня спадает со всех них , и рыдающая Нина становится любящей дочерью , а Мария Коновалова - трогательной и нуждающейся в защите бабулей , и внучка Иришка в эмоциональном порыве пытается тащить ее чемоданы - вот тогда -то спадают маски комедии дель- арте , и все становится наконец на свои места .


Рецензии