Фанерный рубль

Семьдесят четыре года назад кончилась война с Японией. По сему поводу перебираю я старые магнитофонные кассеты и перелистываю исписанные блокноты. Странное дело, но помню историю каждой записи. Вот Михаил Иванович Голядкин. Я его на магнитофон записывал в Хуторской школе, где он директорствовал. Стоял такой же сентябрь, 1985 года. Голос у собеседника учительский, поставленный, с почти неуловимыми верхососенскими нотками:
- Что мне больше всего запомнилось от войны?Да многое. Но больше всего история одного казуса Нас же, воронежских призывников двадцать шестого года, всех отправили на Дальний Восток. Мы там японца от соблазна войны берегли. До сорок восьмого года служили. И вот тогда денежные выплаты нам производились часто облигациями государственного займа. А государство обещало выкупить облигации , о чем обещало объявить в свое время. Ну, понятно, никто в это не верил.Но были ребята, что отсылали облигации родителями. А так - селедку в них заворачивали.
А тут - демобилизация. У меня облигаций крупного достоинства несколько десятков . Красивые такие бумаги. А у меня - фибровый дембельский чемодан. Проще сказать - фанерный.Ну, я его для красоты изнутри облигациями и оклеил.
С островов во Владивосток нас перевезли на десантной барже. На железнодорожном вокзале рядом с окошком воинской кассы, смотрю - разворот газеты "Известия", а на нем - таблица гособлигаций к оплате.
Я раскрыл свой чемодан, вещички прямо на пол вывалил. Кинулся сверять серии и номера. Все мои ! На огромную сумму.
Я сел прямо рядом с вещичками и чуть не плачу. Никогда ни до, ни после себя таким дураком не чувствовал. И тут патруль подошел, морячки. Ну. встряхнули меня, заставили собрать чемодан и повели в комендатуру
Чтоб долго не рассказывать. Дежурный по комендатуре, морской офицер , внимательно выслушал мои сумбурные оправдания, и вышел из дежурки. Вернулся минут через десять, с лобзиком:
-Выпиливай, - говорит, - солдат, свои миллионы. Я сейчас на Почтамт позвоню, чтоб тебе без заморочек деньги выплатили. Если заартачатся, скажи, что будут иметь дело с кавторангом Крапивиным.
А под мои запасы дал почти новый солдатский вещмешок.
Вот, почти сорок лет прошло, а фамилию помню. А я дома тогда на эти деньги себе гражданский костюм справил. В нём через год в пединститут поступил. Один такой  на весь курс , как белая ворона. Все другие парни-абитуриенты были в военной форме со следами знаков различия.


Рецензии