Нобелевская речь Фолкнера
Но есть у Дереника Демирчяна оригинальное и удивительное по своей простоте и правде эссе, на пять минут чтения: "Армянин". Это своеобразная этнотомия — срез национального менталитета, с его ошибками и просчетами, с его победами и приобретениями. Уверен — если "Армянина" будут проходить в школах, национальное самосознание армян только облагородится. Хотите понять армянина — прочтите эссе Демирчяна. Мало кто из армянских писателей так точно и sine ira et studio смог и осмелился охарактеризовать собственную нацию. Строки из "Армянина" надо выбить над входом каждой школы, больницы, фабрики, каждого вуза, завода и любого государственного учреждения. Все гениальное — просто, и нет нужды в многостраничном романе, чтобы проникнуть в бессознательное народа и нации.
Вернемся к Фолкнеру. Итак, как писатель мне он кажется нудным и ненужным. Но вот читаем Нобелевскую речь Фолкнера... Под этой речью мог подписаться Пушкин. И не только он, но и любой честный человек. Из тех, кто в наши дни в меньшинстве. Из тех, кто не думает шаблонами и клише, кто не мечется между властью и оппозицией в надежде уткнуться в корыто с бесплатным пойлом. Из тех, кто не боится поднять свой голос в защиту обездоленных и против власть имущих или тех же "либерастов". По зову духа и совести, а не за коврижки или пряники с бочками варенья и ящиками печенья.
Вот несколько фраз из Нобелевской речи Фолкнера: "Проблем духа более не существует" "...молодые писатели наших дней...пишут не о любви, но о пороке, о поражениях, в которых проигравший ничего не теряет, о победах, не приносящих ни надежды, ни - что самое страшное - жалости и сострадания". "Они не оставляют шрамов. Они пишут не о сердце, но о железах внутренней секреции". "Поэт должен не просто создавать летопись человеческой жизни; его произведение может стать фундаментом, столпом, поддерживающим человека, помогающим ему выстоять и победить".
Я не знаю, сколько современных писателей и поэтов в разных частях света знакомы с творчеством Фолкнера и, тем более, с его Нобелевской речью. Может, чтение его произведений для них также покажется пустой тратой времени. Но если какой-нибуть писатель или поэт рискнет утверждать, что темы, затронутые в Нобелевской речи Фолкнера устарели и не могут вызвать больше никакого резонанса, то можно точно заявить, что этот человек и есть один из тех, кто о проблемах духа не имеет никакого представления, и, следовательно, пишет не о сердце, а о железах внутренней секреции. К сожалению, в наши дни таких "писателей" и "поэтов" больше, чем было во времена графа Хвостова. Еще один пример: попалось мне на днях маленькое стихотворение, посвященное сыну Марии Мнишек. Если кто не в курсе, этого трехлетнего малыша повесили в Москве во время борьбы за престол. Есть мнение, что сделали это предки Романовых. Тогда, с учетом судьбы этого ребенка и Иоанна Шестого, понятен финал семьи последнего российского самодержца. Стихотворение было написано достаточно давно, первую рецензию под ним оставил я, человек, в котором осталось всего пятндацать процентов русской крови. Зато косноязыкие стихи в стиле "смотрю на город, душа дрожит, скоро к креслу кот подбежит" собирают сотни рецензиий. И я не могу понять: как оскудели люди, как сдвинулись гномоны литературного вкуса, что людям стало приятнее читать о внутренней секреции, чем о сердце? Неуждели для нынешнего поколения проблем духа и впрямь больше не существует? Но послушайте: даже в Германии, после Тридцатилетний войны, поэты не сдавались и продолжали свое нелегкое дело: оставлять шрамы. А что сейчас? А главное — когда закончится эта всемирная вакханалия бездуховности в литературе?
Свидетельство о публикации №219091401743