Адъютант его превосходительства. Капитан Кольцов

Что правда, а что вымысел в этой захватывающей истории? Я имею ввиду фильм по сценарию Игоря Болгарина и Георгия Северского "Адъютант его превосходительства", который был поставлен к 50-летию органов госбезопасности Советского Союза. Тогда подобные круглые даты всегда сопровождались мощной пропагандистской компанией, куда привлекались многие деятели литературы и искусства. Надо отдать должное их таланту, именно по заказу Гостелерадио и создавались самые великолепные вещи о войне, революции, людях долга и чести. Именно тогда свет увидели такие замечательные произведения о чекистах и разведчиках, как романы Юлиана Семёнова, мастера кинематографисты в конце 60-х годов сняли ряд значительных работ посвящённых работе советской разведки в разные годы. И это были не проходные фильмы, их запомнили и полюбили зрители разных возрастов. Среди этих картин хочется выделить: "По тонкому льду"(1966), "Сильные духом", "Путь в Сатурн","Конец Сатурна","Их знали только в лицо"(все фильмы 1967 года), "Мёртвый сезон"(1968) и др. В основном в этих картинах показывались события и работа разведки в годы Великой Отечественной войны, или в мирные послевоенные годы и практически отсутствовали фильмы о разведчиках времён Гражданской войны. И вот, желая исправить эту ситуацию, бывший чекист, а на тот момент писатель Георгий Северский и задумал создать произведение об одном из таких героев. Для своего сценария он выбрал очень неординарную и по своему, загадочную личность - бывшего адъютанта командующего Добровольческой армией Павла Васильевича Макарова. Его идею с радостью поддержало руководство Центрального телевидения и отрядило в помощь Северскому 38-летнего сценариста Игоря Болгарина. В его послужном списке, как раз была работа о деятельности угрозыска во времена Гражданской войны "Испытательный срок"(1960). Болгарину эта идея не понравилась,совместная работа оказалась под угрозой. Он честно признался в том, что ему не хочется принимать участие в постановке фильма о монументальных чекистах и фанерных белогвардейцах, так как этот стиль уже набил оскомину, наши герои выглядели идеальными, как под копирку, а хотелось, всё же, выйти за рамки подобных постановок. Но коллега принялся горячо убеждать его в том, что скучать во время работы не придётся, и речь идет о таком материале, что фильм может получиться совсем иным, чем кажется на первый взгляд. "Судьба этого адъютанта настолько уникальна, что буквально просится на экран!" - убеждал Северский коллегу. В итоге согласие Болгарина на участие в совместной работе было получено.
А теперь о Макарове. Он встретил гражданскую войну в Севастополе. В апреле 1918 года, его как организатора Красной Армии при областном ревштабе, командировали в район Евпатории, Перекопа и Фёдоровки с заданием объединить разрозненные красноармейские части на местах в единое целое. Справиться с этой задачей было сложно и во время выполнения этого задания Макаров попал в плен к дроздовцам. На первом же допросе Макаров ловко выдал себя за штабс-капитана 134-го Феодосийского полка и был зачислен в 3-ю роту дроздовского офицерского корпуса генерала Щербачёва. Через несколько дней корпус достиг Ставрополя, и Макаров решил продолжить своё успешное внедрение во вражескую среду. Удачно выдав свою недавнюю контузию за обострение тяжёлой болезни, он добился, чтобы его оставили в тылу и прикомандировали в качестве штабного офицера в шифровально-вербовочный отдел. Вскоре в город прибыл будущий командующий Добровольческой армии Владимир Зенонович Май-Маевский (в фильме Ковалевский) и, Макаров задался целью проникнуть в его окружение, что и сделал весьма успешно, играя на опасности проникновения шпионов в штаб генерала. Он стал регулярно сообщать Май-Маевскому о подозрительных разговорах в офицерской среде, а проще - стучать. И к этому стукачку доверчивый генерал проникся доверием и симпатией, очень уж умел Павел Васильевич втереться в доверие. Прежде чем сделать его своим адъютантом, генерал естественно поинтересовался происхождением Макарова, но тот, не моргнув глазом сочинил очередную сказку о том, что его отец не кто иной, как начальник Сызрано-Вяземской железной дороги и, что под Скопином расположено их большое имение. Всё это звучало в хитрых устах очень убедительно, что даже эти факты не взялся перепроверить начальник контрразведки полковник Щукин. Но тут всплыла одна несостыковочная деталь, выяснилось, и очень, кстати, скоро, что Макаров человек малограмотный и пишет с ошибками. Это было весьма подозрительно для такого туза, за которого он себя выдавал и генерал это отметил и заколебался. Но Макаров и в этом случае не ударил лицом в грязь, он сказал, что это результат тяжёлой контузии и болезни ею вызванной. Вот память и несколько ослабела. И почему-то, генералу этого объяснения вполне хватило. Поверил!
  В течении нескольких месяцев своей работы в роли адъютанта Павел Васильевич никак не мог установить связь с красными. И только когда добровольческая армия вошла в Харьков, он наконец получил письмо от своего старшего брата Владимира, который вызывал его для встречи в Севастополь. Взяв у Май-Маевского двухнедельный отпуск, Макаров отправился на своё первое конспиративное рандеву.
  Между тем во время пребывания в Харькове Макаров развёл там очень бурную деятельность ловеласа. Подобных разведчиков тогда называли ласточками и они специально готовились для деятельности такого рода. Это не секрет, что даже пользовались услугами проституток для внедрения к противнику по сбору секретных материалов. Так вот, Макаров в этом деле весьма преуспел, судя по его послужному списку с женщинами. Дочка местного Харьковского богача Катя Жмудская страстно влюбилась в Макарова и стала умолять его бросить воинскую службу. Она пыталась склонить Павла уехать вместе с ней за границу, что естественно, в его планы не входило. Макаров отказался, тогда Жмудская отправилась к Май-Маевскому и со слезами на глазах говорила генералу, что её отношения с его адъютантом зашли слишком далеко и, чтобы он каким-то образом повлиял на Макарова. Однако, даже просьба генерала уважить девушку ничего не изменила в позиции Павла Васильевича - работа была для него превыше всего на свете. Можно представить, как краснел при этом сам генерал, потому что имел связь с приёмной дочкой Жмудских Анной, вскоре она становится официальной его пассией. Но в плотских увлечениях Макарова была не только Жмудская, дочки очень многих высокопоставленных господ не могли устоять перед его обаянием. Для того он и разведчик. Говорят, узнав об этом, Катя вскоре несколько остыла.
  Но у любой верёвочки, даже самой надёжной, есть конец. В январе 1920 года белогвардейская морская контрразведка арестовала в Севастополе брата Макарова Владимира. Во время обыска у него нашли открытку, присланную Павлом в бытность его организатором Красной Армии. Павел Васильевич узнал об этом от жены Владимира, имел возможность скрыться из города, но не сделал этого - боялся навредить брату. Поэтому вместо обороны он избрал нападение - отправился к Май-Маевскому и стал убеждать его в том, что его брат не виновен и арестован по ошибке, что он никогда не был большевиком. Генерал обещал разобраться. Через несколько дней после этого разговора Макарова арестовали. Однако, его пребывание в заточении длилось недолго - буквально через неделю, вместе с группой товарищей Макарову удалось разоружить конвоиров и бежать. А вот его брата белогвардейцы вскоре расстреляли.
  В дальнейшем Павел Васильевич стал одним из организаторов партизанского движения во врангелевском тылу в Крыму, возглавил 3-й Симферопольский партизанский полк. Так что, последнее слово, как и было сказано в фильме, осталось за ним! После Гражданской войны он женился на дочери белогвардейского офицера Марине Удянской и прожил с ней около двадцати лет. Во время Великой Отечественной войны Макаров вновь возглавил партизанское движение в Крыму, его организаторские способности помогли ему сформировать всё тот же 3-й Симферопольский полк. Его второй женой стала партизанка-разведчица из этого соединения. Павел Васильевич Макаров автор двух книг: "Адъютант Май-Маевского" и "Партизаны Таврии". Первая из них и легла в основу многосерийного телефильма.

(В статье использованы материалы из архива Центрального Телевидения, а так же цитаты из книги Фёдора Раззакова).


Рецензии
Я эту историю уже знаю. Прочитал ещё раз, с удовольствием! Спасибо, Оленька! Р.Р.

Роман Рассветов   26.09.2019 12:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.