Осколок в сердце
Перед самым Днём Победы, после очередной удачно завершившейся командировки, в приподнятом настроении я вновь возвращался в Москву.
После благополучного приземления в аэропорту Внуково, и
после полученного багажа, я встал в длиннющую очередь к автобусу на Центральный Аэровокзал столицы, что на Ленинградском шоссе. А оттуда до дома, где я жил, было уже рукой подать - всего две короткие трамвайные остановки.
Погода в столице была в тот день тёплой и радостной, но временами набегали ничем серьёзным не угрожавшие тучки и накрапывал дождичек. Однако это никак не могло омрачить моё хорошее настроение. Да и Москва после дождя всегда выглядела такой чисто умытой и ещё более нарядной и красивой.
Воздух столицы становился прозрачным, легко дышалось, хотелось петь и радоваться жизни.
А очередь, между тем, двигалась своим ходом, но, почему –то, не так быстро, как хотелось. Это бывает, когда торопишь время, подгоняешь его, а оно течёт себе так же размеренно, как обычно, создавая, всё же, иллюзию замедления.
Но бывает и наоборот. И тогда оно неумолимо и быстро приближает нас к не желаемому иногда финалу.
Автобусы тем временем подходили, сменяя друг друга, буквально, через каждые 10 -15 мин. И всё же время тащилось, именно тащилось, как старая отработавшая кляча, которую бесполезно уже погонять.
Наконец пришёл и «мой», в который я, уж точно, должен был попасть.
Передние ряды зашевелились побыстрее, тем более, что силы небесные решили активнее вмешаться в этот затянувшийся процесс, и дождичек припустил более того.
Уложив чемодан в грузовую секцию, можно было уже считать себя пассажиром.
И вот уже передо мной двери „моего“, осталось занести ногу на ступеньки и ...
Но тут боковым зрением замечаю чуть в стороне от очереди двух уже изрядно промокших пожилых женщин с небольшими сумочками в руках, по внешнему виду не москвичек и, похоже даже, из деревни. В их глазах растерянность, неуверенность, мольба о помощи.
В следующий момент я начинаю своим далеко не могучим корпусом придерживать толпу, напирающую сзади, и предлагаю этим двум страждущим женщинам пройти в автобус впереди меня. Надо признаться, к моему удивлению, никто из толпы не воспротивился этому, а какой-то мужчина, позади меня, стал активно помогать мне. Я успел заметить, что это был довольно -таки пожилой и седовласый человек.
Через минуту - мы уже в автобусе. Мест сидячих должно хватить всем, ибо стоять в проходе во время движения запрещено. Женщины „мои“, вижу, уже садятся в кресла. Я же иду в самый конец ( мне ехать далеко, до самой конечной остановки маршрута, да и не буду никому мешать выходить на промежуточных остановках), и выбираю одно из свободных мест возле окна . Я всегда люблю смотреть и замечать по дороге всё новое в Москве, произошедшее за время моего отсутствия. Тут же рядом со мной усаживается и мой седовласый „помощник“.
Наконец -то, „счастливчики“ все уселись, и водитель отъехал немного подальше, к месту, где на борт поднялась женщина – кондуктор. И началось обилечивание пассажиров.
Автобус в это время стоит на месте, пока проходит эта процедура. Тут подошёл и мой черёд платить за проезд, что я и сделал , а затем снова погрузился в свои раздумья.
Но вдруг до меня вновь донёсся, знакомый голос, теперь уже издалека, почти от самых передних дверей: кто ещё не заплатил за проезд ???
И тут мой попутчик полез растерянно в карман и достал деньги . Билетёрше вновь пришлось подойти к нему , при этом , как у нас водится , с какими -то нравоучениями, очень уж не ласкающими слух . Я стал , поневоле , свидетелем неприятной сцены обвинения человека в „ попытке проехать „зайцем“, что, вроде бы, никак не вязалось с обликом интеллигентного человека“.
В любой толпе, особенно в нашей, российской, всегда находятся люди, на « кончике языка» которых можно невооружённым глазом заметить « жало с ядом». Этим - необходима любая жертва, особенно слабо защищённая, в которую они готовы вцепиться мёртвой хваткой. На сей раз таким ядовитым пересмешником оказался молодцеватый, пышущий здоровьем пассажир, как мне представилось, работник аэропорта, возможно, из лётного состава - на нём была синяя униформа с какими -то мягкими погонами.
Он то и принялся с удовольствием обсасывать случившееся .
Тем временем билетёрша вышла, и автобус тронулся в путь.
А „моралист“ дорогой всё не унимался . Это, как видно , была его любимая „пегая“, которую он со всевозможными изощрениями всё погонял и погонял. Мой сосед даже и не пытался что-либо сказать в ответ. Казалось, он в это время был напрочь отрешён от этой такой обыденной нашей реальности, от всего окружающего.
Тогда уже я не выдержал и вступился за него репликой, смысл которой сводился к тому, что не зная причины случившегося казуса, не стоит так подтрунивать над человеком , быть может, даже и больным. Здоровяк, наконец, умолк , а мысли мои сами собой переключились на этот уже, казалось бы, исчерпавший себя эпизод, явно меня чем -то озадачивший .
И после некоторого раздумья, извинившись, я обратился к своему соседу с вопросом о причине этого, как я понимаю, недоразумения .
Ответа я дождался, но после очень большой паузы. Я уж, было, засомневался в корректности своего непростого любопытства. Но, очевидно, смысл вопроса в тот момент до него не дошёл, а, возможно , он пропустил его сразу, находясь, как мне показалось, в мире каких- то своих мыслей, переживаний или страстей .
И тогда я услышал такую историю.
Это происходило в дни войны, во время блокады Ленинграда . Фашисты обложили почти плотным кольцом северную столицу. Оставались лишь два зыбких звена: Ладога, позволявшая в сильные морозы быть хрупкой артерией, по которой совершалось снабжение автотранспортом осаждённого города самым необходимым и воздушный мост.
Об этом было уже много сказано, много описано, в частности , в „Блокаде“ А.Чаковского. Но когда слышишь об этом из уст очевидца, то невольно становишься сопричастным к этим тяжёлым событиям .
И таким очевидцем и участником былого был, как оказалось, мой седовласый сосед .
Он в то самое лихолетье был лётчиком, в задачи которого, как и его друзей – однополчан, входило снабжение по воздуху умирающего города. Он сам был ленинградцем и жил со своей семьёй в этом же городе . Но война разлучила его с женой и ребёнком . В этой судьбе он, пожалуй, не был одинок - таких стало во время войны миллионы. Но…
В обратный рейс на Большую Землю самолёты тоже брали груз и, чаще всего, живой. Это были, в основном- дети, которых вывозили из умирающего каждый день .... и каждую секунду города, подальше от линии фронта, в более безопасное место . Вывозили и вывезли многих , но до его ребёнка эта очередь так и не дошла.
Среди тех 500 тысяч, что лежат на Пискарёвском мемориальномм кладбище в братской могиле, оказалась и его семья.
Это было рассказано мне очень тихим голосом и, конечно же, кратко, ибо ему на одной из промежуточных остановок автобуса надо было выходить - он спешил к тяжело больной сестре своей погибшей жены и, вероятно, спешил застать её ещё в живых.
Я успел лишь пожать протянутую мне сухопарую руку.
............................................
Прошло уже много лет с тех пор, а память моя, среди прочих трагедий, коснувшихся , в частности, и моей семьи, хранит и не даёт мне забыть, почему-то, трагедию этого военного лётчика, настоящего русского Человека.
Свидетельство о публикации №219091400493