О Совести, кем был Иисус Христос для деда

О Совести, кем был Иисус Христос для деда коммуниста, или в чём заблуждаются Фёдор Михайлович и Никита Михалков.

Из размышлений моего друга из Карабаха.


   Сегодня, когда «на дворе» сплошная свобода слова и, как нам твердят практически со всех более или менее значимых СМИ,  происходит возврат к истокам, историческим, моральным, нравственным – это кому как угодно, почему то я задался вопросом, а где же мы пребывали, что нам приходится оттуда возвращаться? 

   Так по жизни сложилось, что бабушка по отцу у меня была очень набожной, пыталась воспитывать нас в своих пониманиях христианской веры, а вот дед по матери был по своей природе и по всей жизни слыл убеждённым коммунистом, как тогда говорили, был настоящим большевиком. Уж не знаю, как так получилось, что будучи рождённым в Российской Империи в начале 20 века, в обычной армянской семье, свято придерживающейся   христианских традиций армянской григорянской апостольской церкви, мой дед Хачатур, стал коммунистом и убеждённым атеистом. Несомненно, поспособствовало этому раннее его знакомство с вольнодумскими мировоззрениями, так называемых, просветителей, народовольцев и революционеров. Конечно же, моему деду, человеку, не наделённому особыми талантами и способностями, благодаря родителям и, во многом, благодаря советской власти, в молодости получившему не плохое образование в семилетней школе, с последующим повышением квалификации на специализированных двухгодичных учительских курсах математики, проще было атеизироваться, чем моей бабушке Сатеник, со своим двухклассным образованием в сельской начальной школе, в начале 20-х годов 20-го столетия. Тем более, что его становление как раз совпало с эпохой, когда «призрак» коммунизма, который вот уже без малого сто лет как бродил по Европе, вполне материализовался в одной единственной стране, который назывался СССР, и, в котором суждено было родиться и жить мне и моим родителям. И несмотря на то, что деду Хачатуру и суждено было родиться в Российской Империи, вся его  сознательная жизнь прошла в полном согласии с нормами и устоями Советского образа государственного устройства общежития народов разной этнической принадлежности, отличающихся, ещё в недалёком прошлом, традициями, языком, характером и т.д, и т.п. Словом, всеми теми атрибутами, которые собственно и лежали в основе их обобщённых идентификаций.   Да, мой дед сплошь, плоть от плоти, был Советским человеком. Всю свою жизнь он самоотверженно участвовал в строительстве коммунизма в одной отдельно взятой стране, следуя заветам Великих Ленина и Сталина. Более того, он гордо носил свою принадлежность к славной семье, прозванной справедливо, Великим Советским Народом. Наверное, именно, благодаря таким как мой дед, в своём большинстве, граждане СССР без колебания восприняли лозунг «религия опиум для народа» и, как было отмечено выше, будучи представителями, совершенно, разного этнического и социального происхождения вполне благостно созидали  и сосуществовали в согласии и мире. В основе всего этого благоденствия лежали самые благородные человеческие качества, которыми успело нажиться цивилизованное человечество. Это- взаимоуважение, потребность в дружбе, доброжелательность, милосердие, наличие высокой нравственности, морали и, самое главное, наличие Совести. Сегодня я уже могу со всей ответственностью признаться в том, что, во многом, именно, благодаря  таким, как мой дед Хачатур, в годы становления моего поколения, самым негативным порицанием для нормального Советского человека во всех уголках нашей необъятной страны СССР являлся всё лишь безобидный упрёк, с позиций сегодняшней действительности,  в отсутствии Совести- бессовестности. Увы, приходится с сожалением признаться, - сегодня мало кого можно обидеть, обозвав его  бессовестным.

Даже не сомневаюсь, что  многие из тех, которые сегодня красуются на страницах гламурных журналов и газет, сами себя называют звёздами и элитой, которые на протяжение десятилетий не «слезают» с телеэкранов, в ответ на, якобы, их осуждение, обозвав бессовестными, цинично усмехнутся над наивностью и простатой «обидчика». Да, во времена моего деда, во времена моего отца и, даже, в моё время, для абсолютного большинства представителей благородного Советского Народа Великого СССР, призыв к Совести был самым действенным оружием. Казалось бы, к какой это Совести можно призывать в абсолютно атеистической стране, где «религия –это опиум для народа», где с детства люди воспитывались в уверенности отсутствия Бога всуе? Более того, практически с самого начала  становления атеистического СССР народ повсеместно без особого сожаления и сопротивления принялся  выкорчёвывать из себя, как тогда определяли, религиозные предрассудки. Многие «божьи дома» были разрушены или использовались не по назначению. Многие храмы, церкви, мечети и монастыри просто были превращены в амбары, клубы, «правления» колхозов и т.д. И, что-то я не припоминаю, чтобы моя набожная бабушка Сатеник и многие её подруги когда-либо пытались отвоевать у колхоза здание сельской церкви 12 века постройки, чтобы быть ближе к Богу. Сказали ей, что там, на верху, кто-то считает, что Бога нет, она с этого дня и стала верить в своего Бога, с которым жила всю свою столетнюю жизнь, даже тогда, когда потеряла в 24 года мужа на фронте в последний день февраля 1942 года. Однако, она даже не пыталась воспитывать моего отца набожным, ибо, понимала, что это ему никак не помогло бы в жизни. Я уже не говорю про нас, её внуков. Ей вполне хватило того, что она могла в глубине своей души мысленно молиться за нас, её детей и внуков, за родных и близких, за страну, за то, чтобы больше не было войны. И ни о какой вечной жизни для себя она не мечтала и не желала, я уже не говорю о том, что, она никогда не верила в загробную жизнь и, тем более, не верила ни в какое своё воскрешение. Она прекрасно осознавала, что каждый человек должен правильно жить в земной жизни, и в этой жизни дорожить своей честью и достоинством, закладывать благодатную нравственную основу для будущих потомков, дабы, не дай Бог, в будущем никто не смог бы упрекнуть их в не благодеяниях предков. Для Советского человека честь, достоинство и добродетель не были просто словами. В силу сущностной идентичности,  замена заповедей Святых Писаний на свод правил морального кодекса чести строителя коммунизма, не могла кардинально повлиять на устоявшиеся нравственные устои абсолютного большинства людей, которые с гордостью носили звание Советский человек.

Здесь считаю уместным привести заповеди из Святых Писаний, как принято говорить, традиционных религий народов СССР.
I. Заповеди из Толмуда, Святого Писания народов, исповедующих Иудаизм.   

1. И говорил Элоhим все слова сии, сказав:
2. Я Йеhова, Элоhим твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
3. Да не будет у тебя других элоhим сверх Меня.
4. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею.
5. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Йеhова, Элоhим твой, Элоhим-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня,
6. И творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
7. Не произноси имени Йеhовы, Элоhим твоего, попусту, ибо не пощадит Йеhова того, кто произносит имя Его попусту.
8. Помни день субботний, чтобы святить его.
9. Шесть дней работай и делай всякое дело твое;
10. А день седьмой – суббота – Йеhове, Элоhим твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих.
11. Ибо в шесть дней создал Йеhова небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой. Посему благословил Йеhова день субботний и освятил его.
12. Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Йеhова, Элоhим твой, дает тебе.
13. Не убивай.
14. Не прелюбодействуй.
15. Не кради.
16. Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным.  
17. Не домогайся дома ближнего твоего; не домогайся жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

II. Заповеди из Корана, Святого Писания народов, исповедующих Ислам
 
В Священном Коране есть аяты, которые некоторыми учеными названы как «Десять заповедей», так как они охватывают десять великих заповедей Всевышнего Аллаха человечеству. Эти аяты находятся в двух местах Корана:
Первое место – это аяты в суре «Скот» в словах Аллаха:
      1. «151. Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете.
2. 152. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы помяните назидание.
3 153. Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (Сура «Скот», аяты 151-153).
Второе место – это аяты в суре «Перенос ночью», которые являются некоторым толкованием первых аятов. Всевышний Аллах говорит:
4. 29. Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным.
5. 30. Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Cвоих рабов.
6. 31. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех.
7. 32. Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем.
8. 33. Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть, но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь.
9. 34. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу.
10. 35. Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу (или по вознаграждению).
11. 36. Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу.
12. 37. Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!
13. 38. Все это зло ненавистно твоему Господу.
39. Такова часть мудрости, которая внушена тебе в откровении от твоего Господа. Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным» (Сура «Перенос ночью», аяты 29-39).

III. 1. Заповеди из синодального перевода Библии, Святого Писания                народов, исповедующих Христианство
1. Я – Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов перед лицом моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы свято хранить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.
5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

III. 2. Особое место в заповедях Христиан занимает  Нагорная проповедь     Иисуса Христа  О путях к блаженству (то есть кто спасётся)
1. Блажены нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блажены плачущи, ибо они утешатся.
3. Блажены кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блажены алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блажены милостивы, ибо они помилованы будут.
6. Блажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блажены миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блажены изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блажены вы. Когда будут поносить Вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.



IV. Свод Правил «Морального Кодекса строителя коммунизма»


1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Возможно, здесь кому-либо и захочется провести сравнительный анализ вышеприведённых заповедей, лежащих в основе религиозных и идеологических установок, которым приходилось следовать народам СССР по ходу своей истории. Несмотря на определённые смысловые совпадения вышеприведённых заветов разных вероучений, сложно не заметить и существенные разногласия, которые при несомненном призыве к покорности и смирению, вряд ли могли бы служить нравственной основой для создания новой идеологической основы, объединяющей всех на достижение, совершенно, благостной цели, направленной на торжество человеческого благородства?

Вряд ли будет большим преувеличением, если скажем, что Свод Правил из текста «Морального Кодекса строителя коммунизма» в несравненно большей степени способствовал и может ещё в будущем способствовать объединению людей, в их благостных намерениях и целях, чем вышеприведённые заветы  традиционных религий.  И не важно, что этот Свод Правил официально был узаконен в 1961 году, по существу, в той или иной последовательности, он служил путеводной звездой не только для поколения моего деда-коммуниста, современника становления Великого СССР, но и для поколения их сыновей, то бишь, наших отцов, и их внуков, т.е.,  моего поколения. Но ведь, поколение моего благородного деда-коммуниста это есть ещё и поколение моей благородной набожной бабушки. И, сказать по правде, для меня ещё большой вопрос, кому бы я дал предпочтение, когда бы попытался оценить их степень благородства? Тогда невольно напрашивается  вполне логичный вопрос, а как же могли в одну и ту же эпоху в мире, согласии и гармонии, в одном и том же государстве, сосуществовать  люди со столь различным мировоззрением?  Как я успел понять из близкого общения с ними, обоими, не только в моём детском возрасте, но и в годы юношества и отрочества, основная добродетель заключалась в них обоих и имела совершенно определённое название. И я назвал эту добродетель Совестью. Да, не удивляйтесь! Именно незримое наличие Совести в той или степени во всех этих религиозных установках-заветах, невзирая на яростные потуги некоторых их адептов, позволила объединить разрозненные народы, подданных Российской Империи в Великий Советский народ, совершенно равноправных граждан Великого СССР!
Именно от наших предков мы получаем то самое наше исходное начало, которое основано на несомненном наличии Совести.

Вот почему, в совсем недалёком прошлом, когда, ещё более 250 миллионов человек, идентифицирующих себя в более чем 100 отличных друг от друга этнических групп, совершенно заслуженно гордились своей социалистической единой родиной -СССР, каждый испытывал чувство глубокой обиды и унижения, при намёке на его бесСовестность! Именно так. Не хитрым обвинением в бесСовестности воспитатели могли утихомирить и малыша в детском саду, учителя могли с большим воспитательным эффектом образумить и первоклассника, и дебошира-десятиклассника, профессора могли отрезвить студента в ВУЗ-е и техникуме, товарищеские суды  могли пристыдить слабохарактерного коллегу на большом и малом производстве, и т.д., и т.д. И во многих аспектах общежития в СССР совершенно не было потребности в содержании огромного аппарата государственного принуждения и, что особенно важно, не требовалось бесконечное количество  откровенно несуразных законов, которые с таким неистовством принимаются в думах и верховных советах разного уровня во всех постсоветских государственных образованиях, в надежде когда-либо догнать по этим показателям, так называемый, просвещённый Запад. Тот самый Запад, где о наличии Совести не упоминают, всуе, не только в быту и очагах культуры, но и в учебниках, в книгах, и всевозможных СМИ в целом. А вот моему деду-коммунисту по матери Хачатуру и моей набожной бабушке по отцу, которые, будучи сватами всё жизнь находились в тесном общении, ни разу не позволяли себе взаимные упрёки в столь деликатном вопросе, как вера в Бога. Потому как, в основе атеизма деда-коммуниста и набожности моей бабушки лежала та самая Совесть, в, совершенно, одинаковом её понимании и восприятии. Можно долго пытаться давать точное определение Совести, однако, полагаю, вряд ли удастся кому-либо достичь исчерпывающего результата. Совесть, ровно, как и Любовь, при их бесконечной субъективности, когда мы пытаемся дать им определение, вместе с этим, имеют такую универсальную наивысшую общечеловеческую ценностную сущность, благодаря которой, у человечества всё ещё зиждется надежда на своё благостное будущее. 

Полагаю, здесь было бы не уместно вдаваться в глубокую мировоззренческую аналитику по теологии и атеизму. Однако, считаю вполне уместным отметить, что, подзабытая к нынешнему времени, объединяющий народы СССР, с разными религиозными предпочтениями в единый народ, Свод Правил «Морального кодекса строителя коммунизма», основанный на Совести и Любви, ещё будет востребован человечеством. И востребованность эта всецело обусловлена  необходимостью предостеречь трансформацию человеческой цивилизации в совершенно бессмысленное, безликое и бездуховное общество, главной ценностью которого будет стремление к неуёмному потреблению и разлагающей блажи.

История народов, выраженная преимущественно в художественной литературе, культуре и традициях, конечно же, изобилует многочисленными свидетельствами попыток мировоззренческих обобщений относительно их духовной сущности.  Тут, очевидно, нельзя обойти вниманием дарвинскую концепцию происхождения человека, которая была взята за основу атеизма в СССР. Именно, противостояние библейской и дарвиновской концепций мироздания и происхождения человека, казалось бы, должно было привести к бескомпромиссному расколу советского общества. Однако,  ничего подобного не произошло. И, по сему, со всей ответственностью могу взять на себя, в некоторой степени, наглость, чтобы поспорить с самим  Фёдор Михайловичем Достоевским, который, рассуждая в своих произведениях о Боге, в итоге приходит к формуле - «Если Бога нет, значит всё позволительно»! Именно этот тезис представляет собой краткую, но достаточно точную формулировку взглядов Ивана Карамазова. Эти взгляды он первоначально высказывает во время какого-то спора. В «Бесах» Фёдор Михайлович идёт ещё дальше, расширяет этот тезис: «Если нет Бога, то я бог»? уложенные в уста безбожника Кириллова, Однако, у Фёдора Михайловича признание существования Бога неразрывно связано с человеческим бессмертием. Он так и говорит, что «…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…»
Однако, атеистический опыт Советского народа поставил под сомнение эти, казалось бы, бесспорные тезисы Фёдора Михайловича.       

Да, Советский народ в своём большинстве тоже считал, что Бога, в традиционном ветхозаветном понимании  нет, но это никоим образом не стало основой всеобщей вседозволенности, хаоса и анархии. И не случилось в СССР никакого торжества «закона джунглей», где у сильного бессильный всегда был виноват. Уже к 30-ым годам 20-го столетия в СССР установилась такая политическая система, что практически было ликвидировано сословное неравенство между людьми, которые могли с одинаковой гордостью заниматься как  физическим, так и умственным трудом. В СССР  установилось совершенно новая общность, в котором духовность непременно должна была преобладать над меркантильным и неуёмным потребительством. Сегодня, когда даже детским садам и поликлиникам навязывается получение прибыли, сложно  представить, что в недавнем прошлом более чем 250 миллионам человек позволительна была такая роскошь, чтобы заниматься любимым делом, обеспечивать свои жизненные потребности при этом совершенно не задумываться о какой-то прибыли. А ещё, в СССР, то, что сегодня называется коммерцией и бизнесом на потребительском рынке, в основном называлось спекуляцией. То, что сегодня стало нормой жизни, которое неуёмным потребительством называется, в СССР порицалось и с пренебрежением называлось мещанством. При абсолютном отрицании существования Бога, в традиционном ветхозаветном его понимании, в основе ценностной оценки норм общежития Советского Человека лежала та самая Совесть, которая генетически передавалась от поколения к поколению с глубины веков, в независимости от той или иной религиозной принадлежности людей, в независимости от того, в существование какого Бога они  уверовали!  Совесть, вот та высшая человеческая ценность, которая безусловно лежит в основе всех творений гениального Фёдора Михайловича, о которой почему-то громогласно он так и не решается упомянуть всуе. Да, Фёдор Михайлович в «Преступлениях и наказаниях», с необычайной силой раскрывает двойственность души человека, показывает, как в его душе идет борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, высоким и низким, верой и безверием, если угодно, свою убеждённость в  «Каиновой печати», которая непременно будет сопровождать любого, кто решится на попытку сделки с Совестью.

    Конечно, же, гений Достоевского, как раз и заключается в том, что подсознательно у него мы не можем не усмотреть - нравственные критерии и законы совести есть основа основ человеческого поведения. Утеря нравственных принципов или забвение совести, есть высшее несчастье, оно влечет обесчеловечивание человека, оно иссушает отдельную человеческую личность, оно приводит к хаосу и разрушению жизни общества. Если нет критерия добра и зла, то все дозволено, как говорит Иван Карамазов. Иван Карамазов подвергает многократным сомнениям и испытаниям веру, ту христианскую веру, веру не просто в некое сверх могущественное существо, а еще и духовную уверенность в то, что все совершаемое Творцом есть высшая Правда и Справедливость и совершается только во благо человека. "Праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем" (Псалом 91, 16). Он твердыня: совершенны дела его, и все пути его праведны, Бог верен, и нет неправды в нем. Он праведен и истинен... Много людей сломалось на вопросе: "Как же может существовать Бог, если в мире столько несправедливости и неправды?" Сколь многие приходят к логическому выводу: "Если так, то или Бога нет, или Он не всесилен". Именно по этой накатанной колее двигался и "бунтующий" ум Ивана Карамазова. Бунт его сводится к отрицанию гармонии Божьего мира, ибо он отказывает Создателю в справедливости, именно так проявляя свое неверие: "Я убежден, что страдания заживут и сгладятся, что весь обидный комизм человеческих противоречий исчезнет, как жалкий мираж, как гнусненькое измышление малосильного и маленького, как атом человеческого эвклидовского ума, что, наконец, в мировом финале, в момент вечной гармонии случится и явится нечто до того драгоценное, что хватит его на все сердца, на утопление всех негодований, на искупление всех злодейств людей, всей пролитой ими крови, хватит, чтобы не только было возможно простить, но и оправдать все, что случилось с людьми, — пусть, пусть все это будет и явится, но я-то этого не принимаю и не хочу принять!"                Да, тема Бога, человека и веры занимает особое место в романе Достоевского "Братья Карамазовы". По сути, здесь писатель подводит итоги своих многолетних исканий, размышлений о человеке, как бы пафосно не звучало,  о судьбе своей Родины и всего человечества.

Именно в вере Достоевский находит  истину и утешение. Христос для него — высший критерий нравственности.                Однако, само слово Совесть в его произведениях так и наблюдается, ибо незабвенный Фёдор Михайлович убеждён и не подвергает никакому сомнению то, что все эти душевные мытарства его героев, а следовательно и его самого, неразрывного связаны с жизнью с Богом или без Оного. Однако, не будет большой дерзостью, если возьму на себя смелость утверждать, что одна из душевных трагедий Достоевского заключалась в том, что он не допускает существование Совести у Каина, связывая его мучения всего лишь Божьим проклятием. И, тут у Фёдор Михайловича, без всякого завуалирования проявляется, ещё одно существенное допущение - того, что вера в Бога даёт возможность приобретения бессмертия души!
 «…– Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие души их? – спросил вдруг старец Ивана Федоровича.
– Да, я это утверждал. Нет добродетели, если нет бессмертия.
– Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!
– Почему несчастен? – улыбнулся Иван Федорович.
– Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе…»
Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»
Да, Фёдор Михайлович не подвергает сомнению вот это: «…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…».

Однако, так ли это бесспорно подобное утверждение Фёдор Михайловича?
Согласитесь, если допустить то, что именно угрызение Совести не давало душевного покоя Каину, многое можно было бы понять, даже, в философии  абсолютных безбожников-атеистов, подобных моему деду-коммунисту. И тогда, можно утверждать, что Совесть-это и есть то высшее человеческое качество, которое может объединить всяких безбожников и верующих в Бога или, даже, разных язычников, словом, - всё человечество!

Именно, наличие Совести в одинаковой степени у обоих, позволило моему благородному деду-коммунисту и моей благородной набожной бабушке-христианке не вступать в бессмысленные попытки по взаимному переубеждению в столь деликатном вопросе об отношении к Богу.  Им это было совершенно ни к чему, ибо, достаточно было того, что у них было абсолютно одинаковое понимание Совести, а её существование в, совершенно, одинаковой степени не подвергалось сомнению ни дедом-атеистом, ни набожной бабушкой-христианкой. Впрочем, на их месте вполне могли быть дед-язычник, дед-мусульманин, бабушка-мусульманка, бабушка-буддистка и т.п. Изначально основа СССР, заложенная Лениным-Сталиным, именно, на этом единстве понимания и насаждения культа Совести и зиждилась!

Тут уместно упомянуть ещё и об общеизвестном учении Дарвина, которое, в определённой степени, также, имеет отношение к вере. В своём учении Дарвин вывел, отрицающую ветхозаветное и иное божественное начало мироздания, эволюционную теорию происхождения человека, где в самой упрощённой интерпретации утверждается, что человек произошёл от обезьяны. Можно, конечно, привести множество свидетельств, когда эта теория в том или ином виде интерпретировалась в произведениях всевозможных мыслителей, уже, начиная со времён её появления  по наши дни. Уж, не знаю по какой причине, свой выбор я решил сделать на, достаточно наглядном эпизоде из художественного фильма Никиты Сергеевича Михалкова, Солнечный удар».

В фильме поручик спрашивает у мальчишки в порту о расписании пароходов, начинает с ним разговор, и получается так, что с этим мальчиком вдвоём они проводят целый день.
Они вдвоём любуются волжскими красотами, фотографируются вместе, и мальчик решается задать поручику вопрос, на который сам он не решается дать однозначный ответ. У них в школе новый учитель, аж, из самого Петербурга, добрый, внимательный, отзывчивый. Так вот, спрашивает мальчик:
- Учитель рассказывал про Чарльза Дарвина. «Происхождение видов», знаете? Он в Бога не верует, он говорит, что всё без Бога, от обезьяны. Это правда?
«Ну, если принять теорию Дарвина, тогда так», - отвечает либеральный поручик.
-И вы, господин поручик, от обезьяны!? – изумляется Егорий. - И я от обезьяны!?- отвечает поручик.                ... Это получается, что и батюшка с матушкой от обезьяны!?... И сам царь от обезьяны!?...- не унимается Егорий.
«Егорий, во что человек верит, то и есть», - отвечает поручик.
То и есть? От обезьяны? Вот оно что. Здесь нельзя не заметить, что, по сути, Дарвин разрушил систему мира, в котором воспитывался Егорий. Именно, это стало основой, чтобы в дальнейшем, по истечению лет, чтобы Розалия Самойловна Залкинд-Землячка  без каких-либо усилий смогла внушить, уже, молодому человеку, Георгию Сергеевичу, бывшему Егорию, что христианство это вредное заблуждение и, следовательно, у человека не должно быть никаких душевных преград. И заметьте, никаких разговоров или намёка на Совесть! А если, совсем уж углубиться в сущность таких Землячек, то, непременно выясним, что, она не только отрицает Бога, но, в одинаковой степени, отрицает ещё и наличие самой Совести! В этом при желании можно убедиться, хотя бы, по откровению вот этого «мудреца», адептом учения которого без сомнения должна была быть эта Землячка, которая, к тому же, также, слыла большевичкой, https://www.youtube.com/watch?v=BFjWXFVusJ8!

Во-первых, вряд ли Егорий меньше был бы ошарашен от осознания того, что не только он сам, поручик, все окружающие, но и Царь со своим семейством, когда-то были сперматозоидами и эмбрионами, чем от их повального происхождения от обезьян, по Дарвину? Нет ничего предосудительного в том, что, совершенно воспитанному, тем более, в христианских традициях своего времени, совестливому по природе мальчику, находящемуся в начале жизненному пути, первый же разрыв традиционного восприятия действительности, вызывает подобное потрясение. 

Во-вторых, либеральному и образованному поручику и в голову не приходит просветить несмышленого, совершенно чистого и совестливого мальчика, хотя бы намёком, о непременном наличии Совести у всякого человека! Ему это в голову не приходит, потому как, его душа уже поражена ростками либеральной «Совесть-отвергающей» бациллой, которая была занесена в Россию ещё Герценым, Чаадаевым, декабристами и иными, так называемыми, народовольцами. Достаточно вспомнить один из эпизодов следственного дела декабристов, чтобы удостовериться в том, откуда растут «ноги» отрицания Совести, у, абсолютно набожных, офицеров Русской Имперской Армии, вчера ещё, готовых жизнь свою отдать за Отечество и Царя на фронтах Отечественной войны.  Вот выписка из показаний о полковнике Пестеле, данное полковником Поджио, составленное правителем дел Боровиковым:
«….Пестель на другой день перешёл к предмету истребления Императорской Фамилии. Сказал: «Давайте считать жертвы», и сжал руку свою так, чтобы делать ужасный счёт сей по пальцам. Поджио стал называть по именам, а Пестель считать, дойдя до женского пола, Пестель остановился. Желая показать, что он бесчеловечнее Пестеля, сказал: «Знаешь, ли, что это дело ужасное?», при этом, рука Пестеля встала перед Поджио, и ужасное число было «Тринадцать»! Когда же Поджио замолчал, то Пестель продолжал: «Так, поэтому и конца не будет, ибо, тогда должно будет покусаться и на Особ Императорской Фамилии, находящихся за границей.   Поджио ему сказал: «Да, тогда, точно уже конца не будет, ибо у всех Великих Княгинь есть дети, но для них довольно провозгласить отрешение от всякого наследства. Да и кто пожелает окровавленного Трона?». На, что Пестель сказал: «Я поручил уже князю Барятинскому приготовить мне двенадцать человек решительных для сего!!!». Приложение к сему изведение (убийство) Цесаревича, ясно открывало, что число жертв Императорской фамилии ранее было уже прежде сосчитано….».
Согласитесь, звучит кощунственно из уст, совершенно, набожных молодых людей? Выходит, ни вера в Бога, ни вера в бессмертие не являются препятствием, чтобы истребить всю Имперскую фамилию- и стар, и млад! Выходит, тезис Фёдор Михайловича «Бога нет -значит,  всё дозволено», не соответствует действительности, ибо декабристы не отрекались от веры и вовсе не отрицали само существование Бога. И не соответствует этому тезису, по той причине, что у этих нелюдей, «посвящённых» декабристов, при вере в Бога была утеряна сама Совесть! Каким образом, где и кем было им привито это человеконенавистническое решение об отвержении всуе,  Совести, это несколько иная история. Об этом, как-нибудь в другой раз. Кстати, история не менее завлекательная. Разве, что уместно здесь отметить, что именно с декабристов начинается в России активная фаза по борьбе с, установленными на протяжении многих веков, государственными устоями, которая должна была продолжать развиваться тем самым эволюционным путём, без всяких потрясений и революций. Однако, методичное внушение определённой части элиты не существование самой Совести, которая в той или иной степени была присуща представителям всех сословий, в конечном итоге привело к тем трагичным последствиям, которые впоследствии назвали революциями. Наверное, может иметь место утверждение, что системный  целенаправленный процесс «де Совестизации» народов,  начавшийся с незапамятных времён во всём цивилизованном мире, который в России продолжался и двести, и сто лет назад, продолжается и в наши дни,  возможен только при условии, что кому-то это надо было. Впрочем, это тоже несколько другая история. Разве, что здесь стоит отметить о, так называемых, адептах этой, теперь уже можно точно утверждать, глобальной идеологии, которые в той или иной степени способствуют её жизнеутверждению. Среди них, конечно же, есть более «посвящённые», есть просто «заблуждающиеся», а есть и те, кто в корыстных целях, то есть, - «продажные», -  «Иуды», как в народе говорят. Так вот, этот либеральный поручик Никиты Сергеевича, который так до своей кончины и не понял, «как так случилось?» и был типичным представителем «заблуждающихся». Таковым стал и  мальчик Егорий, Григорий Сергеевич, который, к тому времени, успел стать идейным сподвижником большевички Залкинд-Землячки, которая, как раз, в отличие от них, вполне могла быть из сонма «посвящённых». Об этом свидетельствует эпизод в фильме, где она  с большим жаром объясняет Григорию, что разговоры о сходстве коммунистических идей и христианства – вредное заблуждение. Ибо, только «посвящённый» может с таким знанием дела говорить на подобные темы. Задача «посвящённых»  в этом и заключается, чтобы оболванить по больше «заблуждающихся» и привлечь по больше «продажных».  А главной целью «посвящённых» на первом этапе по уничтожению того или иного государства является выбивание из генетической памяти подданных и граждан страны о наличии Совести, в не зависимости от их безбожности или набожности. Кстати, к «заблуждающимся» можно было отвести и моего деда-большевика, которого так и не успели «де Совестизировать» те самые «посвящённые», которых, впрочем, в окружении деда и быть не могло, в силу его проживания в глубокой провинции. Ибо, «просвещённые», как правило, всё больше находятся ближе к верховной власти и с «заблуждающимися» общаются посредством «продажных».
Разве не в этом заключалась та первопричина, которая станет основой трагедии самого поручика и его идеологических собратьев, приговор по утоплению в барже, который, по иронии судьбы, должен привести в исполнение  Георгий Сергеевич, верный солдат Залкинд-Землячки,  в прошлом, тот самый совестливый и честный мальчик Егорий?      
Быть может, если бы тогда, в разговоре о теории Дарвина, просвещённый поручик, хотя бы словом обмолвился о  Совести, то солдат революции Георгий Сергеевич не метался бы в замешательстве между попыткой поднести трёхперстье ко лбу, дабы перекреститься, и поправкой фуражки со звездой, отправляя баржу с поручиком и русскими людьми на смерть? Однако, хотя и мы не видим на кадре его глаз, но лицо его вздрагивает, словно от сдерживаемого плача, который может случиться с человеком, напрочь, не лишённого Совести. Возможно, достаточно было бы того, тогда, в детстве Егория, чтобы просвещённый поручик объяснил ему, что при всех иных обстоятельствах, дальнейших прозрениях и новых поводах недоумения от самого процесса познания, к которому приговорён самой жизнью каждый человек, хотя бы, упомянуть о непременном наличии Совести, чтобы история приняла бы совершенно иной оборот! Однако, увы, как бы банально не звучало, приходится вспомнить в очередной раз, история не имеет сослагательного наклонения.
А вот, моя набожная и благородная бабушка Сатеник, так и осталась не замаранной ни «просвещёнными», ни «продажными» и прожила она свою светлую жизнь достойно с Богом и с Совестью в душе, и в ладах даже с такими «заблуждающимися», каким был мой дед-большевик. Собственно, быть может, это общение с моей бабушкой, и ей подобных, позволило моему деду-большевику не отвергнуть Совесть и оставаться совершенно благородным человеком.
Так откуда же появляются эти «посвящённые»? Чтобы не сильно вдаваться в историческое обоснования их появления, ибо, это уходит в глубину веков, остановлюсь на свидетельстве из новейшей истории. Ввиду неоднозначности восприятия в обществе такого документа, как  общеизвестные «Протоколы» о неких мудрецов», остановимся на вполне общепринятом документе, который называется «План Даллеса - «ПЛАН ДАЛЛЕСА ПО УНИЧТОЖЕНИЮ СССР (РОССИИ)»
(Аллен Даллес (1893-1969 гг.) работал в ЦРУ США с момента его создания в 1947 году. В 1942-1945 гг. руководил политразведкой в Европе. Директор ЦРУ в 1953-1961 годах. Идеолог «холодной войны», один из организаторов разведывательной деятельности против СССР и других социалистических стран.)

«Окончится война, все утрясется и устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь и оболванивание, и одурачивание людей!
Человеческих мозг, сознание людей, способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания. Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей – отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.
Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов – прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ – станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов.
Вот так мы это сделаем!
А. Даллес.»

Так, стоит ли сегодня удивляться тому, как на наших глазах происходит расчеловечивание,- как бы это  не звучало дико,-оскотинивание, так называемого, цивилизованного человечества?               

Это какой степени духовной слепоты должны страдать современные мыслители и, так называемая, современная элита, чтобы не углядеть, столь очевидное претворение в явь  тех самых «Планов Далеса», и не приметить чьи «уши» торчат за ними?    


Рецензии
Пусть процветает Арцах!

Григорий Аванесов   20.09.2019 08:49     Заявить о нарушении