пути господни неисповедимы

Мелкий дождик и пьяная молодь, или молодость...Безголовая , босая, бежит сломя головы, падает в лужи..Орёт , кричит,кукарекает петушками.... кудахчет  курами...наровят развеселить толпу. И как кур во щи ,падают  в иной бульон,- другую  лужу, со свинячим визгом. В горячности встают, смотреть жалко,- пьяная  неуправляемая толпа.. африканский симфонический оркестр, из раската  грома , дождя и необузданной страсти. Народ в оцепенении...А они?- безусые юнцы, с улыбкой на лице, ощерив рты, от удивления,- все празднично для них... еще мгновенье и они уедут на войну... крушить врага... Рожденные в 24 году  , они еще не знают... домой вернутся единицы. Нет! Не из села , из мегаполиса единицы. Но  пока они пьяны и веселятся! Они без пяти минут солдаты -новобранцы... и как воины войны, будущие мужики,  без шлагбаума в  голове.Упав на землю, в лужи, ртом ловят капельки дождя алым языком и наслаждаются свободой... и якобы победой.

Все происходит не во сне, не в райских пущах, а здесь на маленьком пятачке, на выгоне, в окружении пяти огромных ветряных мельниц...и сотни коров... среди лепешек-  на яви в заповедной благодати - Белгородчины.  А народ? народ открыл рот... от удивления толпиться рядом под дождем ждет собственно  финала.
Мельник , -рот в муке, - нос в табаке... сучит по старинке свою жену... и бабку. С разворота  сбросив шапку, притопывает ... душа требует не гуслей,- гопака.  Еще пора его сына не пришла идти на фронт... от радости напился . Он у него  с 25 го ...родился, когда была весна. В мозгу пробел ,дыра... он рядом с ним... жене спасибо - красавца родила...Ах  Ефросинья! Ведь были вечера , во времена. А сегодня заела беспричинно  мужа. Не вздохнуть, не п....
Два здоровых вахлака повисли на ветряке  ...без стыда и злобы... пьяная орава подзадоривает их...  а этих " дураков"  от натуги пучит... они хотят удержать ветряк. Но  ветер в помощь. И  соскользнув оба падают на  мягкую траву. А ветряк освободился от непрошеных гостей, продолжил совершать свой оборот. Чтоб накормить народ... нужна мука и пироги с антоновкой... сейчас конечно рано... но время подойдет  спеченный в русской печке яблочный пирог, сам просится в открытый рот.    А пока, эти длинноногие сосунки, с глазами ясными в прищур, раскатив губу ищут новых приключений... старший из них Сенька Рязанов, с большим слюнявым ртом лез к девкам целоваться. Изыди мельник! не мешай  мне целоваться! Это не война , а любовные маневры! И  обращаясь к мельнику: Не лопните  Василь Кузьмич, от гнева как пузырь... выпей лучше с нами... завтра нам идти  на фронт...
 - Ты до фронта доберись сопля.
Сенька мотнул недовольно головой, вытаращив на мельника глаза, и уже с достоинством добавил... приложив руку к пустой голове: Родину защищать идем... возможно  там и канем...не суди нас Василь Кузьмич..
Стоящие гуртом девчонки вели себя по разному...Невеста Сеньки ...наклонив голову плакала... Софья Маврина щелкала семечки... большая часть девчонок  стояла, смотрела в пространство отрешенно ... смотреть   спектакль им надоело ...  разные актеры на фоне грозных туч 41 года,  а  результат один под занавесь навечно канут… но не  тут.
Смерть мне грешнику не почем! Кричал  Кирилл, -юноша с расквашенным носом. Михаил Самохин , старик с пустым рукавом заправленным под ремень...стоял прижавшись   к огромному раскидистому  кусту сирени ... молчал . Солью посыпанные виски говорили о многом... Внук Кирилл несет вздор... Да бог с ним... война всему научит , если сразу не убьют.  Его мысли перебила  Кузьминична... дернув его за пустой рукав..
Какая жуть ,- эта война. Сколько  народу убито, покалечено будет... как ты думаешь :- мы победим?
- Мы победим! Вот только какой ценой? Скольким  девкам, в девках суждено остаться.
   Иван -сын зоотехника Губарева... юнец с тонкой шеей и грудью петуха сидел в луже, хлопая ладонью по воде,  кричал : Мы  им покажем!  Увидев  мать идущую к нему через выгон…  покачиваясь встал и двинулся к ней пошатываясь навстречу... Обняв ее грязными руками ,зашептал: - Мамка, я вернусь! Верь  мне мамка... не тебя, не отца не подведу... умение у меня есть... на танк пересяду, буду их гадов крушить... мамка Валю береги... у нас ребенок будет...помоги ей , если что... Прости , если ослушался тебя...расписались мы без вашего благословения...- прости! Пойду с Валей попрощаюсь! Он приблизился к девушке стоящей в трех шагах от мамы. Ее тельце вздрагивало при каждом его шаге. Он обнял ее, прижал к груди. она прижалась к нему и забилась белой птицей...Дав волю слезам... еще не понимая смысла происходящего... но предчувствие подсказывало: Она видит его последний раз...
Господи Иисусе ... шептала бабушка Кирила. Не погуби их, спаси и сохрани. в ее глазах потемнело от черноты мыслей... старушка пошатнулась и стала медленно оседать ... пала на траву...
- Что  с тобой?
- Ноги отнялись ... наверно  от волнения...
- Ты терпи !
- Немного  посижу , -сама встану… и ухватившись за пустой рукав Самохи  с трудом поднялась.
 По  шляху шли  рваным строем  новобранцы с Шахово,  Клейменово... призывники 24 года. Впереди  на коне ехал  старшина с орлиным взглядом, с алым флагом знаменосца... из  громкоговорителя  неслось:  «Вставай страна огромная»....
-  Говорят : немцев идет туча черная, продолжила Кузьминична... по  счету равная монголам...- только в броне...Подъехал Архип на тачанке. Обращаясь  к  Самохину: Михаил Перфильевич, я пятерых самых  пьяных могу на тачанке подбросить...я сенца подложил ... пусть поспят  с пол часа в пути.  Страшные новости:  немцы говорят взяли Киев , Минск...Да ! Обстановка сложная...
 - Выкинь дурь из головы... про рычал кузнец Коваль... Вам Василь Васильевич только и рычать ... не даете трех слов связать ... норовите  перебить....
- И перебью!
 Он сжал в мощных руках подкову и  не напрягаясь разогнул ее.. вот так мы и немца... и сплюнув на коровий гомляш , пошатываясь направился  к себе в кузню...поддергивая вверх  ремни  деревянного протеза..
 -Туча  идет грозовая... надо быть готовым ко всему. Да! Мужчины должны быть готовы ко всему  продолжил Самоха поправив свой пустой рукав. Молодежь  убывала, село  осунулось, постарело. покосились ворота, почернели кресты в рамах окон... закрылись ставни...  А человек? Он от ярости задыхался, явление такое бывает раз в столетие.... когда вся ненависть народа была направлена на врага. Юные повзрослевшие мужчины , с детским лицом шли защищать страну, отца и мать... сестру , собачку и все живое дорогое, что дорого ему.
Немного не в себе Чурсинский юродивый  Яшка Пронин, тыча пальцем в небо  вещал:   " Бога забыли ироды, вот вам и подарочек!"
- Цыц, гаденыш! Прорычал  на него Перфил Зипунов- без тебя тошно...А Ваньку твоего вороги не убьют! Он им служить будет!
Цари юродивых не трогали .... но то было иное время. Объездчик  Крестин Кесарев сидя на коне огрел юродивого кнутовищем... и добавил... стегнув его пятиметровым кнутом вдоль хребта.
- Пошел  прочь!
 Юродивый не вскрикнул, только вжал голову в плечи, как черепаха. Оскалил зубы   прорычал:  " А твоего Федьку  враги убьют"! Будешь знать как Яшу обижать... и скороговоркой стал перечислять , кого убьют... его речи не было конца... Кесарь пнул его ногой меж лопаток.
- Пшел вон нехристь!
- Это ты нехристь, у меня крестик есть. Смотри! И  он вытащил из за ворота  крестик ... крестик старый деревянный на бечевке, и показал Кесарю... удивительно, но крест засиял средь тьмы... в грязных руках юродивого  солнечным зайчиком....Ослепив Кесаря и каждого на крест смотрящего... толпа заметалась... что то ища глазами... Юродивый продолжал говорить, говорить. Без  бога здесь останутся одни пеньки, и в рост человека ржавая полынь... мельницы с крестами украсят ваш погост...  и вы ослепните на веки вечные.... вам известью зальют поганый рот...
-Кесарь!
-Надо же.... Кто -то прервал его на полуслове...- посмотрел, жена. С сыном попрощайся! А то он тебя ищет. Услышал, что вещал юродивый , -совсем поник. Покаяться нам надо. Пошто юродивого кнутом стеганул…суд будет прости нас Господи. Коль  в голове у  мужика нет добрых  мыслей , а душа обмылок. 
- Мне  на табак хватает.
-Скотину и ту жалеют. А  тут человек божий.
У  каждого своя свеча, печаль и копоть. Ты не серчай, я пропасть черную от солнца отличаю....хотя не знаю , что ждет нас впереди.
- Запри   рот на замок и замолчи.
Мужики  бабы жужжали роем.  Волнуясь  толпа волной играла средь села ... накипь, пену выбросила  времени волна, ... что осталось? Память! Как половодье размывая берега спешила  от истока к устью.

 Толпа  бросилась  к порушенному храму... помня , что когда то,  малыми крестил их батюшка,-  священник Мильский.  В  воскресный день окуная  в светлую купель. И возлагал перста любви на  крест. От  сюда у ребенка  святость  духа…ангел свой хранитель… Припомнили и «Бабий бунт»
 Забыв о том, что сейчас это не храм, а зернохранилище с ядреною звездой на  маковке...и  пьяным сторожем внутри... Храм охранял Пьяницын Иван Фатеевич (Несчастный). Приспичило, очнулся  вышел ко двору..и удивился. Толпа  прет на него ... сейчас он обос…тся. С  открытым ртом приложил перста ко лбу... Свят....Свят...Свят! Неужто началось! Опять гражданская...Но я же на посту... поднял берданку выстрелил во тьму в звезду  на небе. Народ притих, выразив досаду... пал на колени, начал на храм молится , ища защиты и спасения средь тьмы.
Храм распахнул врата, свои объятия, вернул пропитый разум,  вложив в уста щепотку малую любви.
А  крест юродивого оказался рядом, сиял во святости  в закат  над миром в  высоте. Пути господние неисповедимы.
Война всей тяжестью порока,  прижала тяжестью детей без пастыря к кресту.

продолжение следует


Рецензии