Посвящается другу

Посвящается Анатолию Алексеевичу Заплавному. Нет, неправильно – герой этих рассказов-зарисовок сам Толя Заплавный, наш друг, наш сосед по даче. Никак не могу приучить себя к мысли, что никогда (какое страшное слово «никогда»), никогда Толя не выйдет неожиданно из-за угла нашего дома, не протянет мне то, что держит в руке – это может быть пирожок, кружка с кофе, цветок, веточка, не скажет: «Посмотри, что я тебе принёс!» Рассказывать о нём можно много – удивительной души был Толя Заплавный. Человек был, а душа осталась в картинах, в книгах, в иконах, в наших воспоминаниях.

ХУДОЖНИК (2007год)

Станция Издревая.  Два дачных участка с недостроенными домами на самом высоком холме. Поздний вечер. Костёр.  У костра трое немолодых людей: Художник, Преподаватель и Жена Преподавателя.
 
 - Преподаватель. Какие долгие у нас зимы. Сколько раз за зиму мы вспоминали наш участок, наши посиделки у костра… Правда, дорогая?
 - Жена. Нет, нет, так жить нельзя. Это какое-то наваждение. Всё время думаешь только о том, когда ты вырвешься из этого серого, грязного смрадно дышащего города - монстра…
 - Художник. Ну, ребята, это вы зря. Не город плох, а это ваш настрой такой не радостный. Что же у вас любимого дела нет, или дом свой не любите? Я имею в виду не здание – дом, а дом, как среда обитания. А я вот писать иконы люблю! И рисунки для детских книжек тоже люблю! И зверей рисовать люблю…  Всё люблю! В душе, а не снаружи праздник иметь надо… Вот послушайте, совсем недавно это было…
Иду я как-то часов в девять вечера по самому центру, по Красному проспекту.
А вокруг такая жизнь кипит, всякая разная, но хорошая, радостная.
Около бара двое мужичков лет по тридцать собираются драться. Интеллигентные такие, весело так наскакивают друг на друга, а ударить первым никто из них не хочет. Народ мимо идёт спокойненько, ничего, мол, сами разберутся, ну, а ежели что, так и милиция вон недалёко от них стоит, наблюдает. 
Через дорогу от бара – институт. Около высокого крыльца, прямо под фонарём стоят двое – он и она, совсем молоденькие, видно студенты. Им до прохожих нет дела, они целуются. А целуются они так… красиво! Она тоненькая, в невесомо – прозрачном одеянии, так и обвилась вся вокруг пацана, а он нежно держит её за попочку!
Иду я по городу, смотрю на всю эту прекрасную жизнь, а сам только об одном думаю: «Сейчас домой приду, икону писать буду…», и на душе – праздник!

ХУДОЖНИК (2015 год)

Он наш друг и на даче, и в городе. Замечательный человек, известный художник. Ему уже 75, но ни по активности, ни по душевным качествам ему и 45 не дашь. А художник он не только по профессии, но и в душе. Зовут его Анатолий Алексеевич.

– Вечер. Сидим у костра. Даже дым не спасает от комаров.
А.А. (смотрит на свою руку) Посмотрите, какой огромный комар! От него даже тень есть!

– Утро после холодной ночи. Зову А.А. на утренний кофе. Приходит, кутаясь в куртку, поёживается, лицо заспанное, усталое.
Я.   Толечка, как ты спал? Замёрз?
А.А. Да нет, ночью нормально было. А утром муха разбудила. У неё были такие холодные ноги! С улицы, наверное, прилетела…

– У меня на участке растёт очень маленький кустик лаванды. Растёт плохо, пересаживала его раза три. Но вот, наконец, он решил зацвести и выбросил один тоненький стебелёк, сантиметров десять высотой, но с цветами. Ходим с А. А. по нашему участку.
А.А. (нагнувшись, показывает на лаванду) А это что растёт?
Я (скромно, стесняясь такого невзрачного растения) А это наконец-то лаванда зацвела.
А.А. (выпрямляется, скрещивает руки на груди, гордо поднимает голову) Вот она какая – горная лаванда!

– На соседнем участке живут всё лето такие же пенсионеры, как мы. Вплотную к границе наших участков у них сделан уголок отдыха с качелями, скамейками, столиком. Почти каждый вечер, с 6 до 8 часов там собирается несколько соседей - пенсионеров и обсуждаются «наболевшие» темы: Путин, Украина, куда деньги государство девает, народные рецепты по здоровью и, конечно, страшные истории из жизни знакомых.
А мне то косить газонокосилкой в том крае надо, то траву дёргать, то кусты подстригать, а неудобно прямо около них крутиться. В общем, вечерние рабочие часы на огороде из-за этих посиделок у меня иногда шли не по плану
И однажды я пожаловалась на такую мою «тяжёлую» жизнь мужу и А.А. за вечерним чаем.
– Очень трудно планировать работу, когда зависишь от соседей. Ну вот, Толечка, у тебя, да и у Славы (муж, преподаватель) голова болит о том, как студентам всё получше преподать, или что надо написать, нарисовать, программу новую освоить. А они! О чём каждый вечер можно говорить по два часа? Они же все пенсионеры! А у них, о чём голова болит?
На что А. А. ответил: «У них просто болит голова».
И я подумала, что несправедлива к соседям. Действительно, может они устают быстрее меня и болячек побольше, и голова болит к концу дня, и эти посиделки для них «отдушина» и успокоение в конце трудового дня. Может быть, они книги читать не могут по состоянию здоровья, а телевизор надоел?
Всякое может быть. С тех пор проблемы у меня этой нет, так как я планирую свой день с учётом соседских посиделок. Спасибо, Толечка!


Рецензии
Хорошая память, хорошая работа,Ирина Владимировна. И хороший, замечательно талантливый человек-Анатолий Заплавный. Он видел тень от комара,жалел муху с холодными ногами, жалел и понимал пожилых людей, у которых "просто болит голова". Вы много рассказывали о нём, а вот прочитала сейчас и как-то по-другому всё увидела. Спасибо.

Галина Степанова   13.06.2021 15:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.