Как я был наблюдателем на выборах 08. 09. 2019

8 сентября 2019 года я был наблюдателем от Общественной Палаты города Москвы на выборах в Московскую городскую думу 7-го созыва.
На протяжении последних 19 лет я ни разу не голосовал, как избиратель (последний раз – 26 марта 2000 года). Но за 12 лет, что я фактически нахожусь на территории Москвы и Московской области (с перерывами, конечно, ибо много приходится выезжать в российскую глубинку), несколько раз был наблюдателем от конкретного кандидата и членом участковой избирательной комиссии (УИК) с правом совещательного голоса. Наблюдателем (под своей настоящей фамилией) от пригласившей меня (как помощника руководителя одного из старейших благотворительных фондов страны  - Благотворительного Фонда «СЕРАФИМ») Общественной Палаты Москвы я был впервые. Сравнивать не буду, речь идёт о московских выборах в минувшее воскресенье.
Сейчас, когда официально завершил свою работу (в пятницу, 13 сентября) Корпус наблюдателей Общественной Палаты города Москвы, я могу говорить. Ибо есть, что сказать.
Наблюдал я в 924-ой школе Москвы (станция метро «Улица Академика Янгеля», Южный административный  округ). Три избирательных участка – 2108, 2109 (на нём был я и ещё несколько наблюдателей, только уже от кандидатов) и 2110. Последний из них граничил с нами и мы имели возможность видеть и слышать регулярные скандалы у соседей, так сказать.
На вверенном мне Общественной Палатой Москвы участке не было ни скандалов, ни провокаций. Если не считать, что в начале дня голосования член УИК с правом решающего голоса пытался вести агитацию. Хотя и в шуточной форме, но это же запрещено делать в День голосования! Но он быстро ушёл.
Отдельно хочу остановиться на наблюдателях от кандидата с говорящей за себя фамилией «Юнеман Роман Александрович» (1995 г.р.) – молодые люди, Пётр и Анна. Я имел возможность общаться с ними в течение дня. И видеть «революционную работу» со стороны недавних участников протестных акций летом 2019-го. И связи с г-ном Навальным особо и не скрывали. Приезжал к ним и куратор, как я понял, обучая, как тормозить работу УИК (при подсчёте голосов) самым прямым образом.
Я видел эту  «революционную работу» невооружённым глазом! Ребята осознавали, что они неофиты, образно выражаясь, никогда наблюдателями не были, да и достаточно рассудительными они были. Но за идею работали, т.е. без оплаты. Впрочем, революцию всегда подготавливали романтики. Палачи появляются в последнюю очередь.
Этим двум замечательным молодым людям удалось затормозить работу членов УИК после закрытия участка. И из беседы с ними я понял, что они вынуждены следовать инструкции и советам постоянно приезжающего куратора.   В итоге и Пётр и Анна признали, что все их замечания носили технический характер, на итоги голосования это никак не повлияло. КОИБов не было, считали вручную…
Выборы в Мосгордуму, как я узнал позже, всё-таки привели во властные структуры «оппозицию» (в лице КПРФ и «Яблока») – 20 мест из 45. Но протестное настроение это не сбило.
На 14 сентября 2019 г., на Болотной площади был анонсирован митинг Навального и Ко – 25 тысяч человек (в приглашении 100 тысяч демонстрантов было отказано).
Кроме того, на 21 сентября анонсировано начало всероссийского бессрочного эко-протеста. Значит, летние протесты в Москве и Санкт-Петербурге к выборам никакого отношения не имели?


Рецензии