Элитарность и массовость

(или о монополии на истину).

Элиты были во все времена. И это правильно.
В обществе должны быть эталоны, на которые бы равнялись. Но иногда эти элиты претерпевают потрясения, которые их пугают. Это когда башню из слоновой кости штурмуют массы.

В истории церкви был период, когда читать Библию простым людям не разрешалось, а толковать тем более. Потому что они могли ее неправильно понять. Да и Библий не было в свободной продаже. Но сейчас она есть у всякого уважающего себя человека. И всё стали ее толковать. Порой от таких толкований уши вянут. Читаешь и думаешь, уж лучше бы Библию не печатали. Ан, нет. Невежество было всегда, но только интернет сделал его очевидным. Но это хорошо. Болезнь стала явной. Теперь можно ее лечить. А раньше было неведенье по ее поводу.

То же самое произошло и с искусством. Раньше им занимались избранные, а теперь - все. Но избранничество то осталось. Просто оно потеряло членский билет работника цеха.
Икусство в принципе элитарно. И рассчитано на века. Поэтому в веке сём у него не бывает массового читателя, даже когда оно собирает стадионы. Существует история о человеке, который в то время как поэты собирали стадионы, украл томик Вознесенского из сумочки одной дамочки - это прекрасная иллюстрация этой мысли. Искусство бывает модно или не модно. Но это не значит, что оно доступно пониманию. То, что сейчас пишут все кому не лень, как раз создает впечатление массового поглупения и снижения уровня поэзии. Об этом хорошо писал еще Сент Экзюпери в "Цитадели" - нужен навоз для шедевров. Плохое в этом только одно, что стихотворный клир чувствует, что теряет монополию. Впрочем, как и церковный. Но это как раз здорово. Монополии на истину не должно быть ни у кого. Своих избранников Бог защищает Сам.


Рецензии