Соседские истории

         15.09.2019              Юрий Юсупов - 4.
                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ============


              Соседи Лядские,- были по национальности - евреи. Старый дед -Илья
Лядский,его жена - бабушка Лядская,их дочери: врач - Наталия Ильинична и её сестра
- Мария Ильинична,муж Наталии Ильиничны -тоже врач,- Яков Исаакович Лядский и их дети,- старший сын Лядских,-Сашка и младшая их дочка - Линка Лянская,1951 года
рождения,моя соседка и одноклассница - одновременно.Линка Лядская стёрто переболе-
ла полиомелитом и ходила,слегка хромая. У неё  был  дефект речи,она заикалась.
               У Линки Лядской были иссиня-чёрные,вьющиеся кудри и шёлковый,ярко-
красный,большой бант,сверху на голове.Её дед,- дед Лядский всегда ходил в соломенной,светло-жёлтой,плетёной шляпе с полями,в очках,с палочкой. Он гордо и вы
-соко держал голову. Меня,он почему-то звал не Мансуркой,а Мишуткой.
               При мне,напротив своего сарая,дед Лядский чистил на деревянном ящике,для угля,- рыбу-чехонь и тут-же,не стесняясь меня,прямо при мне,он справлял
свою малую нужду и заодно - громко и длинно пукал и всегда говорил:
- Это похоже на пионерскую музыку!
А потом,дед Лядский мне говорил: - Мишутка,- это не шутка!
Он меня никогда не называл Мансуркой,а называл только - Мишуткой,хотя я многократно повторял,что меня зовут - Мансуркой,он это не признавал,и всегда меня
называл - Мишуткой.
                Бабушка Лядская внешне очень походила на старую актрису-Лию Меджи
довну Ахеджакову.Она была очень добрая к нашей семье,справедливая,любила литературу,у неё был очень богатый,внутренний мир. Бабушка Лядская,старая и добрая еврейка,когда я останавливался с ней,поговорить,открывала свой сарай,и ныряла в подпол и начинала из подпола,декламировать специально для меня -своё любимое стихотворение Лермонтова,которое,она просто обожала:


                - Погиб поэт,
                Невольник чести!
                Пал,оклеветанный молвой,
                С свинцом в груди
                И жаждой мести,
                Поникнув гордою главой...


Так декламируя,специально  для меня,бабушка Лядская  опускалась  в  подпол своего
сарая,из которого неслись ароматы квашенной капусты,мочёных яблок,солёных и маринованных помидоров и огурцов.А я тем временем,уходил во двор,оставляя бабу Лядскую у себя в подполе сарая и декламирующей для меня стихи Лермонтова.
                Зимними ночами,одев один валенок серый,другой -чёрный,- с отрезанными голенищами,баба Лядская ходила между сараями,как одержимая,и так несколько ночей,напролёт.Она всегда зудила и ругала своего мужа - деда-Илью Лядского. Бабушка Лядская мне всегда жаловалась и говорила:
- У нас,в семье,все подурели,- одна я,- осталась умной! Их-ти Бозе мой!
И бабушка Лядская уходила дальше.
                А с другой стороны сараев,шла покачивая,своим толстым задом,Моисеевна,- бабушка Лорки Хлыбовой. Я тоже останавливался,чтобы с ней поговорить:
- С базара,Моисеевна? - спрашивал я её.
- Да! На базаре курэй много,дешёвка...Пошла робыть из курэй,каклеты для Лорки,с хроном! Да и рыбу-короп,надо поджарить!
                И бабушка Моисеевна,плавно качая своим толстым задом,уходила медленно,к себе,домой. И тогда поговорив с Моисеевной,я возвращался в сарай Ляд-
ских и едва мог сдержать свой смех:

                - А вы, надменные потомки...


Декламация бабушки Лядской,ещё продолжалось и видимо очень увлечённая своим любимым,лермонтовским стихотворением,она даже не подозревала,что я уходил,и очень старалась для меня.
                История семьи Лядских,под конец,будет очень грустная и трагическая: любимая дочь Лядских - Наталия Ильинична - врач,сошла с ума.
В бесконечной войне Аравии и Израиля,у деда Лядского - " поехала крыша " и он
залёг в постель и сказал,что поднимется с постели,только тогда,когда Арабы и евреи прекратят войну и подружатся,а если нет,- то он будет лежать в постели до смерти. Так дед - Илья Лядский выражал свой политический протест по-поводу войны арабов и евреев.
Ихнего зятя - Якова Исааковича парализовало и у него отнялся язык: когда мы с папой,к нему подходили,то он громко плакал,визжал,выл и стонал. Нам его было очень жалко.Стоны и жалобные вопли бедного Якова Исааковича стояли очень долго
у нас,в ушах!
А потом,мы всей семьёй,уехали из Украины,на родину нашего папы- Рагиба Румовича
Садыкова,в Башкирию. Так мы поменялись квартирами из Марганца,в Салават.

                ( Продолжение следует.)


Рецензии