Атомный проект Гитлера

Ученые расщепили атом. Теперь атом расщепляет нас.
(Квентин Рейнолдс)

Потенциально, наибольшую опасность для жителей земли представлял атомный проект Гитлера.

 22 декабря 1938 года немецкий физик Отто Ган продемонстрировал расщепление ядер урана (открыл ворота ада). 24 апреля 1939 года профессор Пауль Хатек отправили в военное ведомство письмо о возможности создании ядерного оружия, по поводу чего незамедлительно было принято соответствующее решение.

Ганс Суэссом в озарении предложил использовать в качестве замедлителя нейтронов тяжёлую воду. В первые дни 1940 года была получена первая тонна очищенного в высочайшей степени окиси урана из Чехословакии. В мире лишь одна фирма в  Норвегии производила в больших количествах тяжёлую воду как побочный продукт получения удобрений, за счёт дармовой энергии водопада. Но для производства 1 литра тяжёлой воды путём гидролиза в других условиях  требовалось 100 000 тонн угля. Немцы захватывают в Бельгии 3500 тонн соединений урана.

15 июня 1940 года было открыто (в последний раз) опубликована статья о важнейшем открытии на циклотроне в Берклии -  доказательство получения плутония из урана. Это было тут же оценено и развито немецким физиком-теоретиком Карл-Фридрих Вайзехером.

 В октябре 1940 года был в Германии  на практике освоен новый вид разделения изотопов с помощью центрифуги (60 000 об/мин), который вскоре показал блестящие результаты и перспективы. Проф. Фриц Хартенманс бежал после прихода Гитлера к власти в СССР, там оказался в тюрьме, но после подписания пакта Молотова и Ребентропа был выдан гестапо. Вернувшись в Германию он произвёл исчерпывающие расчёты цепной реакции на быстрых нейтронах, рассчитал критическую массу урана 235 и доказал, что в реакторе уран 238 превращается в уран 235, что эффективнее любого способа разделения изотопов.

Одноко главный удар по атомному проекту нанёс сам Гитлер: уже к 1937 году из Германии в основном из-за преследования евреев эмигрировало 40 % немецких учёных, включая Энштейна. Среди оставшихся выделялась бешенная группа нацистов, которая яростно критиковала основы ядерной физики и пробовала там устанавливать свои нацистские законы и порядки.

В результате в январе 1941 года немецкий физик Боте провёл ошибочный эксперимент по графиту, неверно замерив поток проходящих через его нейтронов, сделал вывод о не перспективности использования графита  в качестве замедлителя. Его никто не поправил и не перепроверил, хотя к использованию графита промышленность уже была готова и считалось, что до создания бомбы остались месяцы.

Теперь весь проект был привязан к тяжёлой воде. И только через 2 года в США Ферми запустил первый в мире графитовый ядерный реактор, который сразу начал нарабатывать взрывчатку.

Для запуска реактора немцам было необходимо 5 тонн тяжёлой воды, максимум что им удалось собрать за всё время-2,5 тонны. 27 февраля 1943 года завод в Норвегии был разрушен английскими десантниками, после восстановления он 16 ноября 1943 года был обесточен в результате налёта английской авиации.

После решения эвакуировать завод в Германию 20 февраля 1944 года был английскими агентами взорван и потоплен паром с двумя вагонами оборудования и 613 литрами тяжёлой воды.

Но в июне 1942 года после блестящих результатов обогащения урана каскадом центрифуг до 11% была доказана принципиальная возможность построения реактора на обычной воде.
Однако руководитель проекта физик Эсау сказал в узком кругу, что если до фюрера дойдёт слух о возможности создания бомбы, то их посадят за колючую проволоку и  не выпустят до её создания.

У Эсау были очень плохие отношения с министром вооружений Шпеером и в результате интриг 1 января 1944 года проект возглавил специалист в области торпед профессор Вальтер Герлах-циник и идеалист,  девиз которого был:  «Не наука для войны, а война для науки». Появилось мелкотемье и распыление скудных средств.

И действительно, все прорывные проекты того времени, такие как атомный проекты в США и СССР, "Ультра" по расшифровке с помощью ЭВМ шифровок в Англии и ракетный проект Германии разрабатывались за колючей проволокой под руководством генералов в труднодоступных районах этих стран. И только атомный проект Германии был разбросан по разным университетам и НИИ при слабом общем руководстве, что не могло не сказаться на его результате.

Тем не менее немцы под руководством К. Дибнера впервые в мире на военном полигоне Ордруф в Тюрингии 3 марта 1945 года произвели взрыв 100 грамм обогащенного урана помещенного в большое количество обычных взрывчатых веществ, произведший огромный эффект на, в том числе,  итальянских наблюдателей. Об этом разведка донесла Сталину и он приказал максимально форсировать наступательные операции СА не считаясь с потерями.

Производство урана в Германии было прекращено 15 апреля 1945 года. Вся документация и основное оборудование достались американцам. Так  бодливой бешенной корове Гитлеру Бог не дал рогов (Ирвинг Девид. АТОМНАЯ БОМБА ГИТЛЕРА).

Наиболее затратным и провальным проектом второй мировой войны явился  ракетно-космический комплекс по созданию ракет ФАУ и осуществлению их полётов. Он обошёлся Германии в 3 миллиарда долларов. Для сравнения, проект США «Манхеттен» по созданию атомного оружия стоил 2 миллиарда. Вернер фон Браун показав в 1942 году Гитлеру полёт ракеты заставил того бросить туда большинство ограниченных ресурсов Германии, в том числе во многом в ущерб атомному проекту.  В результате ракеты убили меньшее число человек (около 40 тысяч), чем погибло во время одного налёта самолётов союзников на Дрезден.

 Выбор ракетного проекта в качестве приоритетного поставил по существу крест на атомном проекте. Все девиденты от него после войны достались американцам и в гораздо меньшей степени СССР.

В СССР на эту проблему обратил внимание по донесениям разведки Берия. В августе 1920 года он стал управляющим делами ЦК КП(б) Азербайджана окончив 3 курса Бакинского политехнического института, т.е. сдал сопромат, детали машин и подъёмно-транспортные машины,  получив тем самым базовое высшее общетехническое образование. Можно предположить, что эти дисциплины Берия изучал всерьез, т.к. почувствовав его способности  для его образования семья продала пол дома и благодаря этому  ранее он уже  окончил Сухумское техническое училище. Берия несколько раз обращался к Сталину по этому вопросу, но лишь с третьего раза Сталин согласился собрать совещание. Ученые, возглавляемые академиком  Иоффе, фактически высказались против этого проекта сказав, что это дело далекого будущего и потребует огромных затрат.

 Но, несмотря на это, Сталин приказал начать работы в этом направлении. 28 сентября 1942 года вышло Распоряжение государственного комитета обороны (ГКО), в котором предусматривалось создание специальной лаборатории для работ по урану. 11 февраля 1943 года вышло новое распоряжение ГКО, в котором научное руководство работами по урану возлагалось (по предложению Берии, который и руководил атомным проектом СССР) на ученого второго ряда профессора (ещё не академика) Игоря Васильевича Курчатова.    Рядом с кабинетом Берии в Совмине у Курчатова была комната, куда в обстановке абсолютной секретности стекалась развединформация.

Благодаря нашим выдающимся разведчикам супругам Коуэнам и резиденту в США и Великобритании Феклисову (все трое уже в Москве были удостоены званий Героя Советского Союза) удалось получить важнейшую информацию, благодаря которой первая наша атомная бомба успешно испытанная в 1949 году оказалась аналогом американской и только следующая была собственной конструкции (Чиков Владимир , Керн Гари. ОХОТА ЗА АТОМНОЙ БОМБОЙ; Феклисов А. ЗА ОКЕАНОМ И НА ОСТРОВЕ).

В книге Валентина Вишневского ЗАПАХ АТОМНОЙ БОМБЫ описывается как автор, будучи офицером арсенала атомных бомб занимался их сборкой,  а   после увольнения из армии по здоровью  работал в одном из трех НИИ атомной тематики города Сухуми, два из которых возглавляли немцы.
 
В книге В. И. Муроха В ТАНЦЕ СО СМЕРТЬЮ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ (Минск, Белпринт, 2010 г.) описана удивительная  история жизни нашего разведчика Ишука, который оказался в гитлеровской германии, но из-за гибели явки при авианалете англичан не смог там выйти на связь, однако по протекции высокопоставленного родственника (он был по легенде ЧК  лишившимся родителей 16 летним поволжским по месту детдома  немцем, по запросу этого родственника возвращенным Красным крестом в Германию)в силу родственных связей оказался причастен там к попыткам создания немцами атомной бомбы.

Если коротко, то Яков Андреевич Ишук родился в украинском селе Никольское на Днепре. Рядом было поселение немцев и однажды он спас тонущего немецкого мальчика одногодка и подружился с его семьей. Во время голодомора они его подкармливали, а когда он остался один-усыновили. Но в конце 30х взялись и за немцев, их всех арестовали, но его в последний момент знакомые украинцы представили ЧК как батрака и спасли. Когда он уже работал на заводе в Донецке ЧК его завербовало и передало через Красный крест в качестве спасенного им мальчика немецкому дяде...

Ишук за не выход на связь  тут же после войны  был арестован и оказался в колымском лагере, где, чувствуя  свою погибель, при посещении лагеря генералом вышел из строя и произнес два слова: «Атомный проект». Генерал  сразу защитил его от расправы, но,  будучи особо  в не курсе дела, дал телеграмму в Москву и через несколько часов получил ответ с приказом немедленно доставить заключенного самолетом в столицу, и подпись там была-маршал Берия.

Ишук  представил важную информацию, но важнейшую обещал доложить лично только Берии.  И добился этой встречи. Берия выслушал его и сказал, что Вы правильно сделали, что сказали это только мне.

Была организована сложнейшая операция на территории ФРГ и Швейцарии с участием Ишука, которая увенчалась успехом и принесла огромную пользу СССР. По окончании операции Ишуку специальным решением правительства была предоставлена двухкомнатная квартира со всеми удобствами на улице Артёма в самом центре  города Сталино (Донецке), который в течении 10 лет ему запрещалось покидать, открыт на его имя  крупный денежный счет в банке (в том числе оплачена в полной мере зарплата разведчика  и командировочные за многие начиная с довоенных годы) и вручен студенческий билет иняза, после окончания которого он работал преподавателем кафедры иностранных языков Донецкого медицинского института.

Интересно отметить,  что еще один наш разведчик нелегал Алексей Козлов был удостоен звания Героя Советского Союза за то, что сорвал попытку иметь свою уже прошедшую испытания атомную бомбу режиму апертеида в ЮАР (Арбатова М. ИСПЫТАНИЕ СМЕРТЬЮ. ЗАПИСКИ ФИЛАТЕЛИСТА), за что ему пришлось пережить в течение двух лет чудовищные пытки в тюрьме будучи выданным перебежчиком Гордиевским. Он был выменян на большое количество юаровских офицеров и даже генерала, попавших в плен в Анголе.

"Кошмар столетья — ядерный грибок,
но мы привыкли к топоту сапог,
привыкли к ограниченной еде,
годами лишь на хлебе и воде,
иного ничего не бравши в рот,
мы умудрялись продолжать свой род,
твердили генералов имена,
и модно хаки в наши времена;
всегда и терпеливы и скромны,
мы жили от войны и до войны,
от маленькой войны и до большой,
мы все в крови — в своей или чужой.
Не привыкать. Вот взрыв издалека.
Еще планета слишком велика,
и нелегко все то, что нам грозит
не только осознать – вообразить.
Но оборву. Я далеко залез.
Политика. Какой-то темный лес.
И жизнь и смерть и скука до небес.
Что далее. А далее – зима..."

(Иосиф Бродский, «ШЕСТВИЕ»)

ДАЙЖЕСТ

Представление на профессора, доктора медицинских наук,

Валерия Ивановича Муроха,
1939 года рождения в г. Минске

Мурох Валерий Иванович известный организатор медицинской науки и внедрения передовых ее достижений в здравоохранении, хорошо известный в странах СНГ специалист в области гигиены питания. В течение 10 лет возглавлял научно-практический центр по экспертной оценке качества и безопасности продуктов питания Министерства Здравоохранения Республики Беларусь, являясь главным специалистом МЗ РБ по гигиене питания. Валерий Иванович Мурох являлся участником многих международных совещаний по вопросам питания от Республики.
Мурох Валерий Иванович является одним из основоположников новой агро-гигиенической науки по гигиенической оценке минеральных удобрений, зерна и зернопродуктов, выращенных при использовании минеральных удобрений в Беларуссии, а также гигиенической оценке новых технологий (пищевых добавок, внедрению сои и продуктов ее переработки). Под руководством Муроха В.И. были проведены работы по обогащению продуктов питания йодом, селеном, фолиевой кислотой и другими биологически активными добавками к пище. Мурох В.И. организовал изучение взаимосвязи между заболеваемостью, рождаемостью, смертностью и фактическим питанием населения Республики. Мурох В.И. обосновал и доказал необходимость создания национальной программы, направленной на укрепление законодательной базы в области питания и является инициатором подготовки и принятия «Закона о пище»
По результатам комплексных экспериментальных и теоретических исследований Мурохом В.И. опубликовано более 200 научных работ, в том числе 6 монографий, 14 учебно-методических пособий. Валерий Иванович в течение многих лет уделяет большое внимание педагогической работе в качестве профессора Кафедры гигиены Института Усовершенствования врачей Российской Академии Наук.
Мурох Валерий Иванович – автор широко известных научно-популярных книг «Целебные кладовые природы», «Спасибо зверю, птице, рыбе», «Наш целебный исцеляющий друг», «Целебные напитки», «Без права на ошибку в питании». В последние годы увидели свет написанные им художественные книги: «В 10 лет стал киллером», «В танце со смертью длиною в жизнь», «Репортаж Абвера с того света». Они никого не оставляют равнодушными, потому что выстраданы автором, который мальчишкой пережил трехлетнюю фашистскую оккупацию Беларуси. В настоящее время выходит в свет его новая книга рассказов мемуарного характера о жизни людей ушедшей эпохи – «Непридуманные истории из жизни Страны Советов».
В. Агейчик-Согласно книге «В танце со смертью длиною в жизнь» Мурох В.И. познакомился с Ищуком Я.А. в Донецком мединституте (Мурох окончил его санитарно-гигиенический факультет в 1966 году и с 1967 года стал работать главным врачом Минской городской СЭС) во время вечерней отработки на кафедре инязыков в октябре 1960, сдал ему зачёт  и затем подружился с ним почти на двадцать лет до его внезапной смерти. Ишук Я.  и поделился с Мурохом В.  историей своей жизни.


Рецензии