Как Великобритания стала владычицей морской

Подумать только: грамоту выдумали неграмотные!
(Лешек Кумор)

Она настолько нравственной была
И к слову искушенья не преклонной,
Что ангела-хранителя могла
Освободить от службы гарнизонной.
Точнее были все её  дела
Хронометров работы Гаррисона.
(Байрон. ДОН ЖУАН)

Великобританию империей сделал хронометр
(NN)

В Лондоне есть пафос величия и чувствуется поступь судьбы.
(Р. Даунс)


Голландец Корнелис Корнелисзон (нидерл. Cornelis Corneliszoon) в 1593 году получил патент на механизм лесопилки (на подобии современных), которая приводилась в движение от ветряков. Это позволило голландцам построить большой парусный флот и с его помощью открыть и получить в свое пользование множество новых земель и территорий. В связи с этим со всей остротой возникла проблема определения долготы из-за неточного нанесения на карту вновь открываемых островов и береговых линий материков  (широта определялась сектантом по высоте полярной звезды). Предотвращение подобных инцидентов было критично в эпоху, когда торговля и навигация была на подъёме по всему миру, вследствие развития технологий и геополитической обстановки.

Долгота определяет местоположение на Земле относительно нулевого меридиана. Долгота выражается в градусах, которые варьируются от 0° на главном меридиане до +180° на восток и -180° на запад. Было предложено множество решений для нахождения долготы по окончанию путешествия, чтобы определить местоположение на карте мира. Основные методы основывались на сравнении локального времени с временем в определенной точке, к примеру в Гринвиче или Париже (именно по этому в Эдинбурге или в Сант-Петербурге в полдень раздается выстрел пушки-чтобы капитаны судов сверили свои часы). Многие из этих методов основывались на астрономических наблюдениях небесных тел, по которым можно было определить время.

Однако Гаррисон (Джон Гаррисон (Харрисон); англ. John Harrison; 3 апреля 1693 — 24 марта 1776 — английский изобретатель, часовщик-самоучка) изобрел морской хронометр, который позволил решить проблему точного определения долготы во время длительных морских путешествий.

Проблема считалась столь трудноразрешимой и насущной, что Парламент Великобритании в 1714 году назначил награду за её решение в размере 20 000 фунтов стерлингов, что сопоставимо с сегодняшними  4,72 миллионами долларов.
 
Это произошло после того, как из-за ошибки в навигации  разбились о скалы ночью в густом тумане   шесть кораблей адмирала сэра Клоудисли Шовелла. Все две тысячи моряков только что одержавшие победу в битве с французкими кораблями погибли. Шовелл перед крушением повесил как бунтовщика матроса, усомнившегося в правильности курса, чудом выплыл на берег, но обессиленный был убит женщиной, которой понравился его шикарный перстень. Через 30 лет на смертном одре она призналась в содеянном и вернула перстень пастору.

Гаррисон принял вызов, спустя 16 лет сконструировал первый образец хронометра и получил эту премию и медаль Копли. Доказательство решения заняло много лет, окончательный расчет по премии он получил в 1773 году, (к тому моменту ему было уже 80 лет). Гаррисон  решил подойти к решению проблемы напрямую — созданием часов, по которым можно было бы точно определять время.

 Сложность в создании таких часов заключалась в поддержании точного времени в длительных морских путешествиях в разных условиях температуры, давления и влажности. Многие учёные, включая Ньютона и Гюйгенса, сомневались, что такие часы можно создать и делали большую ставку на астрономические наблюдения. Однако, имея такие часы, можно выставить их в полдень в Лондоне в начале путешествия и в дальнейшем определять насколько далеко от Лондона находится текущее место, вне зависимости от дальности путешествия. К примеру, если часы показывают, что в Лондоне полночь, а по местному времени полдень, значит текущее местоположение находится в противоположной точке Земли, на 180°.

Это связано с тем, что Земля постоянно вращается и, таким образом, знание точного времени на момент замерения положения известного небесного тела, такого как Солнце, является необходимым для определения местоположения судна. Эта информация в дальнейшем используется для последующих посещений этих мест при путешествиях на длинные и средние расстояния. В таких путешествиях постепенно накапливающиеся ошибки в прошлых измерениях часто приводили в том числе к крушениям судов, к сложностям в планировании и осуществлении военных морских предприятий.

 На палубе качающегося корабля маятниковые часы начинают отставать, либо спешить. Смазка в них начинает густеть или разжижается в зависимости от температуры. Металлические детали от неё либо расширяются, либо уменьшаются. Скачки атмосферного давления тоже влияют. Сила притяжения Земли меняется с изменением широты.

Самоучка, не получивший никакого формального образования, Гаррисон сумел изготовить часы, которые не требовали чистки и смазки, из материалов, не подверженных ржавчине, с механизмом, сохраняющим точный баланс деталей при любой качке. Он отказался от маятника и так скомбинировал различные металлы (биметаллические пластинки), что температурное расширение не влияло на ход часов. Изобретенные им подшипники сегодня используются на огромных скоростях в центрифугах, разделяющих изотопы урана.

Именно благодаря Гаррисону Британия стала владычицей морей и обладателей огромной заморской империи, над которой никогда не заходило солнце. Часть этих земель она отобрала у Голландии, которая таким образом потеряла преимущество в морском судоходстве. Многочисленные сокровища английской империи собраны и демонстрируются в лондонском музее Виктории и Альберта (вход свободный).

В морском музее в Гринвиче представлены сами хронометры, первый вариант которого имел ширину 3, длину 4 и высоту 1,5 метра, весом 75 фунтов. Последний четвертый вариант-диск толщиной 2 и диаметром 5 дюймов, весом 3 фунта. В конструкции хронометров  были впервые  применены игольчатые на камнях подшипники, биметаллические пластины и другие выдающиеся технические решения, широко применяемые и в наше время.

Одним из первых испытателей хронометра Гаррисона стал капитан Кук, который три раза брал его в свои кругосветные путешествия и называл его «нашим верным другом» и «нашим надёжным вожатым». Легенда гласит, что когда Кука убили у Гавайских островов, то  эти часы остановились.

Количество морских хронометров увеличилось с одного в 1737 году до пяти тысяч в 1815. В Королевском флоте 1760 году  числилось около двухсот кораблей, не считая прогулочных яхт, а число хронометров приближалось уже к восьми сотням при  снижении их стоимости с 500 до 100 фунтов стерлингов.

 Книга  Дава Собел. «Долгота. Подлинная история великого открытия, изменившего мир» подробно описывает историю этого важного достижения человеческого ума. Морской хронометр Гаррисона давал суточную погрешность в 2-3 секунды, вместо 15-18 минут у предыдущих конструкций. Это приводило к погрешности определения долготы в пару сотен метров, вместо нескольких тысяч километров ранее. Выдающейся результат.

В книгах академика Чертока РАКЕТЫ и ЛЮДИ описываются современные достижения в этой области: ракета вылетает из подводной лодки, пробивает облачность, по звездам с помощью бортовой ЭВМ определяет свое месторасположение и летит в заданную точку Земли.

       Так как такая могучая империя, созданная во многом благодаря гению изобретателя-самоучки и над которой никогда не заходило солнце распалась?
Когда Черчилль не пошёл на предложенное  Гитлером мирное соглашение  (злые языки поговаривают, что в том числе из-за того, что Черчилль на треть был евреем, а позиция  фашистов по отношению к ним уже была обозначена), то по соглашению ленд-лиза  с США Великобритания получила бесплатно огромное количество оружия и материальных средств, а также 50 эсминцев для охраны конвоев от немецких подводных лодок по их доставке. Взамен США получили столетнее право на бесплатное пользование английскими военно-морскими базами и БЕСПОШЛИННУЮ торговлю со всей империей. А пошлина до этого составляла целых 50%! И вдруг выяснилось, что  местные товары при равной цене проигрывают конкуренцию американским и экономически Австралии, Индии, Южной и Северной Африке и другим странам доминионам стало не выгодно находиться вместе под управлением Лондона и они захотели проводить свою независимую политику,  в том числе и в области торговых пошлин.

Время не лечит! Время рассудит,
Время покажет: кто враг, где друзья…
Лишь время бесстрастным и искренним будет
Время не доктор, время — судья…

(Екатерина Извекова)


Рецензии
Спасибо. Очень познавательно. Всех благ!

Георгиевна   14.12.2019 23:37     Заявить о нарушении