Родимая Глава 17

   
 
 Бабушкин день рождения

            
Утром до начала работы к бабушке заехал отец и сообщил, что на выходной, в воскресенье, у нее соберутся все ее дети с внуками на ее день рождения.

 До этого бабушке никогда не отмечали дни рождения:  бедность, затем война, послевоенное время не лучше, все та же бедность.

 И вот на семидесяти семилетие решили все собраться к праздничному столу, чтобы поздравить свою мать-именинницу!

Год своего рождения бабушка знала, знала, что родилась перед яблочным Спасом, а вот месяц и число не помнила, так как этот праздник выходил из числа и месяца.

 Поэтому решили отмечать в середине августа, перед началом уборки хлебов на полях.

Предупредив бабушку, отец уехал в бригаду, а та пришла вся в движение: до воскресенья оставалось три дня, а надо было и птицу зарубить, и пироги испечь, и много еще чего сделать очень важного.

Узнав о намечавшемся празднике, соседка Прасковья успокоила:  Ивановна, да не тревожьтесь вы так, мы все, соседи, вам поможем, не уж-то останемся в стороне от такой даты, ведь вы нам всегда идете на помощь, если у кого дитя заболеет или кто по-калечится, всегда же поможете и совет дадите.

 Тетка Прасковья прислала своих внучек, они занялись хатой: помазали глиной полы в хате, подвели «доливку», выбелили хату снаружи, подвели глиной фундамент - хатка приобрела чистенький вид.

 Наверное,  от тетки Прасковьи узнали другие соседи, и пошли к бабушке ходоки с провизией, несли кто что: живую птицу и копченое сало, разные соленья и моченые яблоки в капусте.

 Бабушка отказывалась брать, а ей напомнили, как она помогала всем, чем могла, во время войны последним делилась и не брала за лечение даже одной картофелины, хотя очень нуждалась.

В день рождения во двор к бабушке спозаранок принесли три длинных стола, ожидалось гостей не менее сорока человек -  ее дети, внуки и соседи.

Первым приехал мой отец со своей семьей, за ним -  мой дядя Михаил с женой и тремя детьми, потом бабушкина дочь Агафья с мужем и четырьмя детьми, затем дочь Анастасия с мужем и сыном.

 Приехала и жена сына Петра, пропавшего без вести во время войны, с ней были трое детей Петра, а  последними приехали сын Илья, с семьей, и дочь Пелагея с мужем и тремя дочерьми.

Пришли и соседи, хотя сначала отказывались,  ведь это семейный праздник,- говорили они,- вам бы поговорить, давно не виделись, а мы как бы помехой будем!

 Бабушка отговорки не принимала, ведь соседи первыми пришли ей на помощь.

 
Все приезжие привезли с собой что могли:  кто пироги с капустой и фасолью, кто соленые арбузы, кто домашнюю колбасу.

 Стол был заставлен всякими разносолами и мясными блюдами.

 Бабушка выглядела усталой, но счастливой - ведь за столом сидели все ее дети, за исключением Петра.

 Агафью и Анастасию бабушка не видела с начала войны, не могли они приехать к матери: сначала немцы долго стояли в станице, а после того, как их выбили, работа в колхозе без выходных и отпуска не позволяла отлучаться из дома.

Слово взял старший, после Петра, сын Илья: Мама, я так рад увидеть вас во здравии, у меня такое чувство вины, что я за столько лет не смог к вам приехать, все эти нескончаемые житейские дела.

- Я не обижаюсь, сынок,- успокоила его бабушка,-  я рада, что у тебя все хорошо, что все в семье живы и здоровы, что ладишь ты с Прасковьей, так, что все хорошо, сынок.

 Илья смущался под вниманием многих глаз, обращенных в его сторону, и все же, собравшись с мыслями, он поздравил свою мать с семидесяти семилетием:

 Вы, мама, прожили непростую жизнь, родили и воспитали семерых детей, помогли нам стать на ноги, а мы не всегда бываем к вам внимательными, не заметили, как вам исполнилось семьдесят семь лет.

 Простите меня, мама.

 Бабушка от слов Ильи приложила платочек к мокрым от слез глазам.

- Сынок,- сказала она, - самое большое для меня счастье, что ты сейчас сидишь со мной за праздничным столом.

 Илья выпил рюмку водки и сел на свое место.

 Все сидели в задумчивости, чувствуя свою вину перед матерью, а после слов Ильи  даже не знали, что и говорить.

 На помощь пришла моя бабушка, попросила: А спойте мне песню нашей семьи и моей молодости «В поле ковыль»!

Настроение сразу поменялось, все заулыбались, и пошло тепло по лицам. Агафья с Анастасией запели песню, голоса  у них были красивые, чистые, к их пению при-соединились все сидевшие за столом.

 Песня была о девушке, которая в поле искала своего суженого, а он на коне, по ковылю, напоминавшему морские волны, ускакал на войну, не успев попрощаться с любимой.

Закончив петь, выпили еще по стопке и стали рассказывать своей маме, как жили они в трудные годы войны, где воевали, вспомнили о Настеньке, пострадавшей от какого-то злого навета и попавшей в сталинские лагеря.

 Кто жил недалеко от матери и часто с ней встречался, пошли осматривать хозяйство.

 Заметили, что кое- где крыша требует ремонта: воробьи сильно повредили солому, и крыша вот-вот прохудится.

- После уборки нужно подвезти свежей соломы,- сказал Михаил,- и починить крышу, сруб на колодце тоже сгнил, надо и его починить.

 Когда они об этом сказали бабушке, та сразу отмела их заботы и хлопоты:

 У вас, поди, и без меня забот хватает, а ну в такую даль ехать чинить крышу, попрошу Алешку, чтобы прислал, кого-нибудь с бригады, они сразу и соломы привезут, и починят.

 Крыша еще не течет, значит, есть время на починку.

Я все время терлась у бабушкиных коленок, не отходя от нее ни на шаг.

  Видела, как было приятно бабушке внимание ее детей, как гордилась она перед соседями, что у нее такие хорошие сыновья и дочери.

Сосед дядька Николай принес гармошку, растянул меха и заиграл барыню.

  Все женщины, кто был помоложе,  пошли плясать, распустив свои цветные платки.

 Получился красивый круг, в центре которого прыгали и резвились дети.

 Засиделись допоздна, все говорили и говорили.

И никто еще не знал, что праздник этот первый и последний в общем сборе родных и близких.

 В том же году не стало двоюродного брата моей бабушки Дмитрия его жены Глафиры, их немого сына Саввы.

 Всю семью подкосило с того тихого, ничем не приметного лета.

 Оградка над берегом реки все пополнялась и пополнялась.

 Старые и малые, ушедшие из жизни, все опять вместе -  в тишине, в единстве и согласии, там, «где нет ни болезней, не печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии
Благодарю за отзыв. С Уважением.

Анна Колбасова   16.01.2023 07:36     Заявить о нарушении