Сура 9 29

Сура 9:29
Эльмир Кулиев
Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.
Абу Адель
Сражайтесь (о, верующие) с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний день, не запрещает того [не отстраняется от того], что запретил Аллах и Его посланник, и не придерживается Веры Истины [законоположений Ислама] – из (числа) тех, которым даровано Писание [из числа иудеев и христиан], пока они не дадут [будут платить] (вам) откупную дань своей рукой, будучи униженными (и покорными) [побежденными].
Толкование ас-Саади
Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными. [[Аллах приказал верующим сражаться с иудеями и христианами, отказавшимися надлежащим образом уверовать в Аллаха и Судный день и подтвердить свою веру праведными поступками. Они не считают запретным то, что запретили Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не руководствуются Его шариатом и не уважают Его запреты. Они не исповедуют истинную религию, хотя считают себя верующими. Безусловно, у них есть религия, однако она либо является искаженной и не имеет никакой основы, либо является отмененной после ниспослания шариата Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Если же Аллах аннулировал прежнюю религию, то люди не имеют права руководствоваться ее предписаниями. Аллах повелел сражаться против людей Писания и вдохновил мусульман на борьбу с ними, потому что они призывают окружающих к своим воззрениям, называют себя последователями Священных Писаний и представляют для людей большую угрозу. И продолжать борьбу с ними нужно до тех пор, пока они не согласятся выплачивать мусульманам джизью. Эта дань является платой за то, что мусульмане перестают сражаться против неверующих и гарантируют неприкосновенность их жизней и имущества на своей земле. Джизья взимается один раз в год, причем богатые, зажиточные и бедные люди должны выплачивать ее в соответствии со своими возможностями. Именно так обращались с людьми Писания Умар б. аль-Хаттаб и другие мусульманские правители. Каждый христианин или иудей должен выплачивать джизью собственноручно, что подчеркивает его низкое положение перед мусульманами. Никто не имеет права отправлять дань со слугой или другим посыльным, потому что она принимается только из рук самих людей Писания. Если они просят мусульман принять дань и признают их власть, не пытаются строить козни и причинять мусульманам зло, выполняют их требования, отказываются от высокомерия и признают себя униженными и покорными, то мусульманский правитель или его наместник должны заключить с ними мирный договор. Но если люди Писания не станут выполнять своих обязательств или выплачивать джизью собственноручно и униженно, то мусульмане должны сражаться с ними, пока те не обратятся в ислам. Опираясь на этот аят, многие богословы считали, что джизья взимается только с людей Писания, потому что Аллах повелел взимать ее только с них и не упомянул остальных неверующих. Это значит, что с остальными неверующими следует сражаться, пока те не примут ислам. Однако джизью также разрешается взимать с огнепоклонников, которые проживают на мусульманских землях, потому что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, взимал ее с огнепоклонников Хаджара. Впоследствии повелитель правоверных Умар б. аль-Хаттаб также собирал джизью с огнепоклонников, проживавших в Персии. Существует мнение, что джизью можно взимать со всех неверующих, а не только с людей Писания. Что же касается обсуждаемого нами аята, то он был ниспослан после того, как мусульмане завершили войну с арабскими язычниками и готовились к сражениям с людьми Писания и остальными неверующими. Это означает, что текст аята был связан с происходящими событиями, но не конкретизировал ниспосланное предписание. В пользу такого толкования свидетельствует тот факт, что с огнепоклонников также взимается джизья, хотя они не являются людьми Писания. И существует много сообщений о том, что сподвижники и остальные мусульмане призывали всех, против кого они сражались, согласиться на одно из трех условий: принять ислам, выплачивать джизью или умереть от меча. При этом они не делали различий между людьми Писания и остальными неверующими.]]
Ибн Касир
Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, и которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.

Аллах повелевает верующим, которые чисты своей верой и телом, изгонять из Запретной мечети многобожников, которые являются нечистотами в религиозном смысле.И чтобы они вообще не приближались к Запретной мечети после ниспослания этого аята, который был ниспослан в девятом году по хиджре. По этой причине посланник Аллаха (да благословит его Аллахи приветствует) послал Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен им Аллах) в тот год, чтобы тот возвестил многобожникам, что после этого года ни один многобожник не должен приходить в Хадж, и никто не совершал обход Каабы нагишом.Так Аллах завершил это дело и решил, таким образом, в Шариате и в жизни.

Абдур-Раззак передает со слов ибн Джурайджа,что Джабир ибн Абдулла прокомментировал слова Аллаха: (;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;) «Воистину, многобожники являются нечистыми.И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети»– если эти многобожники не являются рабами или зиммиями .

Имам Абу Амр аль-Ауза’и сообщает,что халиф Умар ибн Абдуль-Азиз написал указ всем своим наместникам, чтобы те запрещали заходить евреями христианам в мечети мусульман, основываясь на слова Всевышнего Аллаха: (;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;) «Воистину, многобожники являются нечистыми»

Ата прокомментировал слова Аллаха: (;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;) «И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети - Заповедная территория (вся Мекка) вся является мечетью». Этот священный аят указывает на то, что многобожники нечисты,в то время как верующие являются чистыми, как сказано в достоверном хадисе: «;;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;» «Верующий не бывает нечистым».Но это не означает, что тела и сами по себе многобожники являются нечистотами, т.к. разрешено питаться едой обладателей Писания. Некоторые последователи захиритского (буквалисты) мазхаба считают, что тела многобожников тоже являются нечистыми.

Слово Аллаха: (;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;) «Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости»

Мухаммад ибн Исхак сообщает, что некоторые люди стали говорить, что (в связи с этими аятами) рынки опустеют, торговля будет разрушена,и потеряна вся прибыль». И тогда Аллах ниспослал: (;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;) «Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости,из других источников. (;;; ;;;;;) Если пожелает – и до слов: (;;;;;; ;;;;;;;;;;) И они униженные» – т.е. это замена утраты торговли, которую вы боялись. С порыванием всех уз с многобожием,Аллах даровал им джизью (подушную подать) от обладателей Писания. Так передали: ибн Аббас, Муджахид, Икрима, Саид ибн Джубайр, Катада, ад-Даххак и другие. (;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;) «Воистину, Аллах Знающий» – о том, что полезно вам. (;;;;;;;) «Мудрый» – в том,что повелевает и запрещает, т.к. Он совершенен в Своих словах и действиях.Благословен и Всевышен, Он, заменил эти виды заработка на сборыджизьи с зиммиев.

Аллах говорит: (;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;) «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник,которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, и они униженные».

Тем, что обладатели Писания не уверовали в Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), у них не остается правильной веры и в других посланников и в то, с чем они пришли. Они следуют своим религиям лишь потому, что это соответствует их страстям, их идеям и идеям предков, а не потому, что это религия Аллаха и его Шариат.Ведь если бы они истинно верили в то, что у них в руках из Писания, это непременно привело бы их к вере в Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Т.к. все древние пророки принесли вести о Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) и повелели следовать за ним. И когда он пришел, они не уверовали в него, хотя он самый благородный из них. Тогда стало ясно, что они придерживаются Писаний древних пророков не потому, что они пришли от Аллаха, а потому что это соответствует их страстям. И так, как они не уверовали с господина всех пророков, самого достойного из них, им не поможет их вера в остальных пророков. Поэтому Аллах сказал: (;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;) «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха,ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллахи Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию,пока они не станут собственноручно платить дань, и они униженные».

Этот аят был ниспослан с повелением сражаться с людьми Писания после того,как язычники были побеждены, а люди стали заходить в религию Аллаха толпами.Как только Аравийский полуостров пошел по прямому пути, Аллах приказал Своему посланнику сражаться с обладателями двух Писаний – с иудеями и христианами. И было это на девятом году хиджры. Тогда посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) приготовился для сражения с римлянами, призвал к этому людей и объявил о своем намерении. Затем разослал глашатаев по окрестностям Медины и собрал около тридцати тысяч воинов. Некоторые люди из числа лицемеров Медины и другие не выступили в поход, а остались дома, и было это в засушливый год. Стояла страшная жара. Он выступил по направлению Шама для войны с римлянами, и достиг Табука, там он(да благословит его Аллах и приветствует) оставался на колодцах Табука около двадцати дней. Затем он возвел мольбу совета с Аллахом по поводу возвращения из-за трудного положения и слабости людей, как мы расскажем об этом позднее. Некоторые приводят этот аят как довод на то, что джизья взимается только с людей Писанияи огнепоклонников, т.к. есть хадис о том, что посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует)взимал с огнепоклонников плату. На этом же мнении имам аш-Шафии и имам Ахмад. Имам Абу Ханифа считает, что нужно взимать со всех иноверцев, людей Писания или язычников, но джизья не взимается с людей Писания из арабов (имам Абу Ханифа дает им выбор между принятием Ислама или сражение). Имам Малик считает, что джизья взимается со всех:с людей Писания, с огнепоклонников и с язычников. Доводы на те, или иные мненияможно найти в соответствующих книгах.

Слово Аллаха: ( ;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;) «Пока они не станут платить дань, – отдавать ее. (;;;; ;;;;) Собственноручно, – подобострастно. (;;;;;; ;;;;;;;;;;) И они униженные», - опозоренные, умаленные, оскорбленные. Именно поэтому запрещено возвеличивание или поднимание зиммиев над мусульманами.Ведь они униженные, несчастные.

Муслим, передает со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах),что посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;» «Не приветствуйте иудеев и христиан первыми, а если встретите кого-нибудь из них, то прижимайте к краю дороги». Именно поэтому Умар ибн аль-Хаттаб поставил им условия, которые унижали бы их. Многие имамы в своих сборниках хадисов упоминают пересказ от Абдур-Рахмана ибн Ганама аль-Ашари: «Я написал повелителю правоверных Умару ибн аль-Хаттабу, когда христиане Шама заключили мирный договор с мусульманами:«С именем Аллаха Милостивого Милосердного. Это письмо рабу Аллаха повелителю правоверных Умару ибн аль-Хаттабу от христиан города такого-то. Когда вы [мусульмане] пришли к нам, мы попросили у вас безопасности для себя, для своего потомства, нашего имущества, и единоверцев. Мы в свою очередь обязуемся не строить в городе и вокруг него ни монастыря, ни церкви, ни часовни, ни кельи монаха. И не восстанавливать то, что разрушилось из этого. Не использовать храмы во враждебных целях против мусульман. Мы не станем, препятствовать, мусульманам отдыхать в наших храмах, и открывать двери для путников и странников и днем и ночью. Обязуемся кормить проходящего путника из мусульман три дня, и не давать приют в наших храмах и домах шпионам. Обязуемся не скрывать обман или предательство от мусульман. Не учить наших детей Корану. И не демонстрировать ширк,не призывать к нему, не препятствовать нашим близким, принимать Ислам, если они захотят. Оказывать почет мусульманам и вставать на наших собраниях перед ними, если они пожелают сесть. Не уподобляться им ничем в одежде, ни головным убором, ни тюрбаном, ни обувью,ни прической, ни речью, ни прозвищами, не ездить в повозках, не вешать оружие на плечо,и не носить ничего из оружия с собой. Не делать свои печати на арабском, не продавать вино. Обязуемся остригать волосы на лбу, носить свою традиционную одежду, и не носить пояса.Не устанавливать кресты снаружи церквей, не ставить кресты или наши писания на дорогах мусульман и на их рынках. Не звонить в колокола, кроме как тихо, и не читать наши молитвы громко в наших церквях в присутствии мусульман. Не зажигать факела и не причитать громко на похоронных процессиях на дорогах мусульман и на их рынках. Не хоронить наших мертвых рядом с мертвыми мусульман. Не покупать пленных, захваченных мусульманами. Указывать дорогу мусульманам. Не заглядывать в их дома». Когда я принес это Умару, и он прочитал,он повелел добавить: «И не бить никого из мусульман». Мы и наши единоверцы обязуемся соблюдать эти условия взамен на безопасность. Если мы нарушим что-то из этих условий,то нет над нами покровительства, и вы имеете право поступать с нами как с врагами».

https://quran-online.ru/9:29


Рецензии