Об именах. Кончита Аргуэльо

Кончита – имя не очень распространённое, но тем не менее в США так названа сеть быстрого питания на основе кубинской и испанской кухни - Conchita Foods. Есть опера с таким названием, есть несколько певиц, как правило из испаноязычных стран, поскольку Кончита (Conchita) —  имя испанское, уменьшительное от Консепсьон, оно ассоциируется с понятием Concepci;n  «зачатие», как память о непорочном зачатии Девы Марии в католицизме, реже - от испанского concha «ракушка».

На нашей памяти скандальная, на мой взгляд, победа Кончиты Вурст на Евровидении 2014, австрийской певицы с бородой, сценический образ, созданный певцом Томасом Нойвиртом.

Но мне хочется поговорить о другой Кончите, о  дочери коменданта форта Сан-Франциско, возлюбленной русского командора Николая Резанова. Её полное имя Мария де ла Консепсьон Марселла, Аргуэльо (исп. Mar;a Concepci;n Arg;ello, 1791—1857), и она героиня поэмы Андрея Вознесенского «Авось» и  рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось».

Родилась она 19 февраля 1791 года в семье коменданта крепости Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо (1753—1828) и его жены Марии Игнасио Морага. Семья по традиции была большой, в ней было семь дочерей и пять сыновей. Подросшую Марию увезли на воспитание в Париж, и там она находилась целых шесть лет. Когда произошла её встреча с Николаем Резановым, ей было всего 15 лет, а ему 42 года. К моменту встречи она была на два года старше пушкинской Татьяны Лариной, когда та встретила в своей деревне Евгения Онегина, которому было 26 лет. Ранние браки были в традиции того времени.

Что предшествовало этой встрече? 
В марте 1806 года корабли «Юнона» и «Авось» пришвартовались в заливе Сан-Франциско, чтобы купить продовольствия для поселения Ново-Архангельск в Русской Америке.  Западное побережье Северной Америки осваивалось в основном испанцами, и в  1776 году испанцы обосновались на побережье Калифорнийского полуострова, построили форт у пролива Золотые Ворота и основали миссию, названную в честь Святого Франциска. Испания была союзницей Наполеона и поэтому отношения с русскими не приветствовались. Но Резанов был таким человеком, что за шесть недель пребывания совершенно покорил и губернатора Верхней Калифорнии Хосе Арильягу, и коменданта форта Хосе Дарио Аргуэльо, и не только их. Пятнадцатилетняя Кончита тоже засматривалась на русского командора. Они познакомились, и командор предложил ей руку и сердце.

Участник экспедиции Резанова корабельный врач Григорий Лангсдорф в своём дневнике отмечал, что  Кончита отличалась живостью и жизнерадостностью, своими вдохновляющими на любовь сияющими глазами, безупречными зубами, выразительными и приятными чертами, стройностью фигуры и тысячей других прелестей, а также безыскусной, естественной манерой поведения.

Лангсдорф связывал отношения Резанова с Кончитой с определёнными дипломатическими соображеними, он  не выглядел  человеком, потерявшим голову от любви. Да и со стороны Кончиты было больше расчёта, чем страсти. Видимо, рассказы Резанова о шикарной жизни в России при императорском дворе вскружили голову, и она мечтала стать женой русского камергера. Родители проверяли глубину её чувств, возили её на исповедь, склоняли к отказу, но чувствуя её решимость, вскоре успокоились.

 Но вера у них разная, нужны согласия на брак от папы Римского и императора Александра I. Резанов пообещал  получить согласие, рассчитал, что в течение двух лет добьётся своего, а Кончита пообещала его ждать. Родственники согласились на их помолвку. По сути 1 апреля 1806 года состоялась свадьба.

В Прологе поэмы «Авось» Андрей Вознесенский написал:
     Доченька губернаторская
     Спит у русского на плече.
     И за то, что дыханьем слабым
     Тельный крест его запотел,
     Католичество и Православье,
     Вздев крыла, стоят у портьер.
     Расшатываются устои.
     Ей шестнадцать с позавчера,
     С дня рождения удрала!
     На посту Давыдов с Хвастовым
     Пьют и крестятся до утра.


Вскоре после помолвки, 11 июня 1806 года  Резанов покинул Калифорнию и отправился в Санкт-Петербург добиваться разрешения на межконфессиональный брак. Кончита заверила его, что будет ждать.

По дороге Резанов заболел воспалением лёгких. 1 марта 1807 года, во время третьего приступа болезни, он упал с лошади и умер под Красноярском. Вот почему в Красноярске  на левом берегу Енисея стоит на высоком постаменте памятник Николаю Петровичу Резанову с указанием дат жизни: 1764 – 1807.

Кончита ждала Резанова, она больше года ходила каждое утро на мыс, садилась на камни и смотрела на океан. На этом месте  сейчас опора калифорнийского моста «Золотые ворота». Мост уникальный, его пуск состоялся в воскресенье, 24 мая 1987 года, в Википедии отмечается, что во время празднования по мосту прошло приблизительно 300 тысяч человек, а за 30 лет самоубийством покончили более 1200 человек. Но это к слову.

В 1808 году главный правитель Русской Америки Александр Баранов в письме брату Кончиты, дону Луису Аргуэльо, сообщил о смерти Резанова и освободил Кончиту от данного ею обещания. Но Кончита свободой не воспользовалась.

Как дальше сложилась жизнь Кончиты? До 38 лет она жила с родителями, вместе с ними переезжала из Сан-Франциско в Санта-Барбару, оттуда в Лорето, из Лорето — в Гвадалахару и затем снова в Санта-Барбару. Всю свою жизнь донна Консепсьон занималась  благотворительностью  и обучением индейцев. В Новой Калифорнии её называли La Beata, то есть Благословенная.

В начале 1840-х годов донна Консепсьон вступила в Третий Орден Доминиканцев. В 1851 году  она приняла монашество под именем Мария Доминга и жила в монастыре Св. Доминика . Вместе с монастырем потом переехала в город Монтерей, там встретила свою смерть 23 декабря 1857 года, пережив Резанова на 50 лет.

В книге Гектора Шевиньи «Потерянная Империя. Жизнь и приключения Николая Петровича Резанова» Кончита названа первой красавицей Калифорнии:
«Консепсион оказалась не только внешне прекрасной, своевольной и страстной женщиной. Она оказалась сильной духом, способной вынести всё с гордо поднятой головой и без жалоб и компромиссов прийти к своему горькому концу».

Что касается могилы Ремезова, то на Троицком кладбище Красноярска в 2000 году поставили памятник — белый крест. На одной стороне креста написано «Камергер Николай Петрович Резанов. 1764—1807. Я тебя никогда не увижу», а на другой — «Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэлло. 1791—1857. Я тебя никогда не забуду». Шериф Монтерея развеял над могилой горсть земли с могилы Кончиты, а затем взял немного земли с могилы Резанова, которую позже развеял на могиле Кончиты.

История любви командора Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо вдохновила Андрея Вознесенского, он написал поэму «Авось»,а после вместе с композитором Алексеем Рыбниковым переработал её в либретто рок-оперы «Юнона и Авось».Это произведения о большой любви, для неё нет преград и расстояний, нет возрастных ограничений, также очень выпукло звучит тема веры и служения Отечеству, тема жертвенности во имя России.


Рецензии
27 октября 2019, 09:41Текст: Сергей Гурьянов
В воскресенье на Троекуровском кладбище состоялось открытие памятника народному артисту России Николаю Караченцову. Памятник выполнен из черного гранита. На нем нанесен рисунок со сценой из спектакля «Юнона и Авось».

«Сцена в самом конце спектакля, когда граф Резанов – роль, которую играл Караченцов, на коленях молится и просит прощения за то, что уже не сможет выполнить то, что обещал своей родине. Из всех сюжетов, о которых мы думали, готовясь к заказу памятника, этот, как нам кажется, самый удачный», – сказал Андрей Караченцов.

Николай Караченцов умер 26 октября 2018 года после тяжелой болезни, один день не дожив до 74-летия.

Александр Ерошкин   27.10.2019 22:19     Заявить о нарушении
31 июля 2022 года в Санкт-Петербурге во время празднования Дня Военно-Морского Флота РФ на Дворцовой площади показали рок-оперу Алексея Рыбникова "Юнона" и "Авось". Спектакль готовился при участии композитора, ему 77 лет. Главную мужскую партию исполнил Александр Маршалл, женскую - Валерия Ланская.

Александр Ерошкин   31.07.2022 21:30   Заявить о нарушении