Мёртвая зыбь. Рёв 72

Источник:


ПОСЛЕ УХОДА НЕМЦЕВ и свержения символов «Эдельвейса» с вершин Эльбруса нисколько не утихал страшный газават и в Кабардино-Балкарии.
Неистово сражалась вокруг своей стратегической базы у села Гунделен повстанческая “Балыкская армия”.
Никак не умиротворились Черекский и Чегемский районы.
Формирования Жангуразова, А.Атаева и Ю.Кудаева бились с упорством обречённых.
Они “полностью парализовали работу местных органов власти”. 
(Сидоренко В.П. Войска НКВД на Кавказе в годы Великой Отечественной войны...  сс. 116-117.)

ПРОТИВ НИХ БЫЛИ БРОШЕНЫ силы ещё двух дивизий НКВД (Сухумской и Тбилисской).
“В апреле-августе 1943 г. в верховьях р. Малка войска НКВД и части Красной Армии дважды проводили специальные операции против объединённых в повстанческую армию банд Качкарова, Дудова, Анзарова. Воинам на некоторых перевалах приходилось действовать на высоте около 3000 метров. За этот период войска провели 10 крупных боёв с бандами, ликвидировали 95 бандитов, 174 задержали, 32 сдались добровольно”.

“В связи с ухудшением оперативной обстановки в районе городов кавказских минеральных вод внутренние войска в середине 1943 г. вторично провели три специальные операции по выявлению вражеских и преступных элементов, в ходе которых было задержано 19 546 чел., из них 209 оказались немецкими ставленниками и их пособниками, 214 - бандитами, 3983 - дезертирами и уклонившимися от призыва в армию”.

Только в первой половине 1943 года только НКВД “было проведено более 750 различных спецопераций и прочёсываний участков местности, в ходе которых предотвращено 5 антисоветских восстаний, ликвидировано 3 бандобъединения и не менее 180 бандитских групп”.
Газават и в этих краях полыхал настолько мощно и повсеместно, что и без того немалую группировку войск НКВД и частей Советской Армии пришлось ещё усиливать. Дополнительных спецопераций против газавата “Эдельвейс” в этом году было проведено ещё 507.
Только в этом районе у “мирного населения” “было изъято более 15 270 стволов различного огнестрельного оружия”. 
(Там же, сс. 122-123, 125, 127.)


В ЭТОЙ ЧАСТИ КАВКАЗА также громыхал самый настоящий второй гитлеровский фронт против России.
Даже в степной, искони дружественной Калмыкии настроения были таковы, что вполне мог и тут образоваться новый фронт борьбы с русскими.

Как уже упоминалось, с 23 мая по середину августа 1944 года гитлеровский абвер (отряд капитана Кваста) проводил полноценную операцию помощи братскому калмыцкому народу под кодовым наименованием “Римская цифра II”.

Она включала в себя высадку диверсионных групп для объединения отдельных выступлений калмыков и подготовку к переброске сюда, в тыл Советской Армии 36 (!) эскадронов калмыцкого корпуса знаменитого “белого рейнджера” доктора Долля. И только эффективная контригра и решительные действия органов “СМЕРШа” позволили предотвратить образование в русском тылу ещё одного священного гнойника. 
(Телицын В.Л. “СМЕРШ”: операции и исполнители... сс. 207-214.)


КОГДА СОВЕТСКАЯ АРМИЯ ещё только входила на территорию славной КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ, ещё одного заповедного оплота нового газавата, (а входила она без особых боёв, потому что немцы спешили побыстрее убраться из окружения),
её поджидал противник, который и не собирался отсюда сматываться.

Уже в феврале 1943 года грянуло новое восстание в этих незабвенных курортных краях. Решение о нём было принято на заседании нацкомитета в Микоян-Шахаре при участии ещё не успевших эвакуироваться гитлеровцев: командира немецкого гарнизона Штейна, начальников местных гестапо и жандармерии.

Был создан местный ПОДПОЛЬНЫЙ ШТАБ НЕСДАЮЩЕГОСЯ ГАЗАВАТА, включающий в качестве высшего стратегического руководства так называемую “Тройку” (в составе главы восстания Ислама Дудова и его заместителей - Магомета Байчорова и Хасана Хачирова, а по другим данным Ахмата Бегеулова) и непосредственно сам оперативный штаб восстания. 
(Боташев М.А. Карачаево-Черкесия в годы Великой Отечественной войны. - Карачаево-Черкесия в годы Великой Отечественной войны. Материалы областной научно-теоретической конференции, 1977... с. 26.)

ЧЛЕНЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ «ТРОЙКИ» возглавляли газават по конкретным районам.
Сам Ислам Дудов руководил отрядами боевиков в Учкуланском и Микояновском районах, Ахмат Бегеулов был закреплён за Преградненским и Зеленчукским районами, а Магомет Байчоров возглавил священную оборону от неверных в Усть-Джегутинском и Мало-Карачаевском районах. Хасан Хачиров ставился во главе колонны боевиков, действующей из района аула Верхняя Мара. Начальник местной полиции Муратби Лайпанов взял на себя хозяйственную организацию новой стадии газавата: он подобрал и распределил между отрядами места дислокации и организовал базы снабжения их боеприпасами, оружием и продовольствием.

ПРИКАЗ ШТАБА по всем частям и подразделениям здешней армии газавата был недвусмыслен и чёток: всем оставаться на своих местах, “совместно с мусульманским духовенством и стариками-карачаевцами” исполнять долг перед аллахом, который над ними, и великим имамом Гитлером, который держался с ними до конца. 
(Сидоренко В.П  Войска НКВД на Кавказе в годы Великой Отечественной войны... с. 167.)

Оставалось только вывесить на Эльбрусе свой нельсоновский вымпел: “Аллах  и Гитлер ожидают, что каждый горец выполнит свой долг!”


ГЕСТАПОВЦЫ ПОМОГЛИ оставшимся кавказцам организовать широкую подпольную сеть, провести вербовку специальной агентуры не только для обеспечения нужд газавата, но и чтобы обеспечить поставку разведывательных данных для немцев.
Впоследствии Бегеулов и Байчоров дрогнули и побежали вместе с немцами, оставив на газаватином хозяйстве одного неукротимого Ислама Дудова. 
(УАО УКГБ по Ставропольскому краю.  Обзор некоторых враждебных проявлений на территории бывшей Карачаевской автономной области... сс. 10-12.)

ЗНАМЕНИТАЯ ПРОПОВЕДНИЦА ГАЗАВАТА, харизматическая колдунья и глава самой боевой мюридской секты Бушай Узденова также показала пример исключительной храбрости, никуда не бежала и взяла на себя религиозное управление всеми боевыми отрядами Дудова. 
(Попутько А.Л., Христинин Ю.Н. Именем ВЧК: Докум.повесть-хроника... с. 321.)

Это необычайно сплотило мюридов и они в течение целых 40 дней в одиночку, после бегства немцев, полностью удерживали в своих руках центральный район пространства, занятого местной ветвью газавата - Учкуланский.

Руководила здесь священным “Эдельвейсом”, таким образом, организация весьма сплочённая, разветвлённая и тщательно разработанная. Помимо руководящего штаба, который включал в себя штаб боевой и штаб религиозный, в руководство газавата входило и “полевое командование” (на самом деле, конечно, - “горное”) отрядов, базирующихся на конкретные аулы, а также, что весьма немаловажно - традиционные мюридские группы или школы, обеспечивавшие массированную идеологическую и практическую поддержку со стороны всего местного населения.


«СТРОЕВИКИ» ИЗ БОЕВОГО ШТАБА - князь Ислам Дудов, Секедул Эфендиев, Япон Магояев, Хусей Алчаков - всецело зависели от ортодоксально-религиозного штаба во главе со “знахаркой и фанатичной мюридкой”, ВЕЛИКОЙ МАМОЙ
(и-мамой) западного отпрыска газавата “Эдельвейс” Бушай Узденовой и эфенди аула Учкулан Рамазаном Джанибековым.
Нет ничего особо странного в том, что гитлеровцы, а потом и местные головорезы (но может и наоборот), использовали мулл для оправдания массовых расстрелов мирных граждан, потому что это были муллы из открытых гитлеровцами мечетей (а их тогда открывали по 2-3  в каждом населённом пункте и Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии). Долг платежом…

Не было ничего особо странного и в уникальном феномене престарелой мюридки Бушай Узденовой, ставшей фактически духовным лидером западной ветви «Эдельвейса». Не только в Карачае или Балкарии, но даже и в Чечено-Ингушетии были созданы специальные ЖЕНСКИЕ МЮРИДСКИЕ ШКОЛЫ, которые сами же возглавлялись женщинами, исполнявшими в них роль шейха (тамады), хотя существовала фетва Духовного управления мусульман, запрещающая женщинам руководить общинами верующих. 
(Линец С.И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 – октябрь 1943 гг.)… сс.407-408.)

Так что Бушай Узденова явилась и женским ликом Ш Кавказского газавата, может быть и прекрасным, несмотря на годы, но оттого и беспредельно фанатичным и беспощадным. Слабая и беззащитная женщина отныне и впрямь, б у к в а л ь н о  выступала таким существом, от которого невозможно было спастись. И как Горгона -  тем и прекрасна.


В МЮРИДИСТСКОЙ ОРТОДОКСАЛЬНОСТИ состояло главное отличие этого очага газавата  от чеченского, который был гораздо более светским, национал-социалистическим и подчинялся по преимуществу политическому, партийному своему, нацистскому руководству. Но и западнокавказский, ортодоксально-шариатский поток газавата “Эдельвейс” (как и чеченский и кабардино-балкарский и татарский) и на этом этапе по-прежнему оставался целиком связанным со всеми стратегическими и даже оперативными задачами и интересами гитлеровцев в этом регионе. 
(УАО УКГБ по Ставропольскому краю. Обзор некоторых враждебных проявлений на территории бывшей Карачаевской автономной области... сс. 12-13.)

Потом, при Шамиле III Басаеве, ОБА ПОТОКА СОЛЬЮТСЯ В ОДИН - ваххабитский.
Пока же оба главных русла священной резни только оформлялись в современном виде.
Шёл процесс накопления боевого и политического опыта.

Кроме этих, наиболее организованных и управляемых “нацкомитетовских” формирований “вольного Карачая” отличились своими боевыми действиями против неверных и иррегулярные мюридские соединения Хетага Хетагурова, Хусея Ижарова, Тохтара Семёнова, Хаджи-Мурата Домалаева, Мадгери Абидокова, Магомета Киржинова и других.

Немцы по воздуху забрасывали им пополнение, инструкторов, оружие, боеприпасы, средства связи.
Целые группы кавказских агентов-парашютистов, выпускников Бешуйской шпионско-разведывательной школы, составляли ядро многих боевых отрядов этой ветви газавата: Юсуфа Асланова, Ибрагима Хамукова и др.
Такие отряды действовали в этих местах даже после депортации карачаевцев до 1947 года!

Всего с января  по ноябрь 1943 года в Карачае (100 тыс. всего населения) было ликвидировано 65 отрядов боевиков и групп, численностью в несколько тысяч человек, изъято тысячами единиц не только обычное стрелковое вооружение, но миномёты, пулемёты и противотанковые ружья, -  количество стволов, вполне сопоставимое с арсеналом настоящей, пусть и небольшой армии. 
(Боташев М.А. Карачаево-Черкесия в годы Великой Отечественной войны. - Карачаево-Черкесия в годы Великой Отечественной войны.  Материалы областной научно-теоретической конференции, 1977... сс. 26-27)


ВОТ ПРИМЕР ТОГО как проходила ликвидация такой армии уже на западном фронте газавата “Эдельвейс”, чего тут она стоила русским в момент наивысшего напряжения войны с немцами.
Фронтовое командование наконец выделило для борьбы с бандформированиями воинскую часть и в первых числах февраля 1943 года направило её в Карачай. Горцы в своём классическом хитроумном стиле заманили её целиком в ущелье, к засаде возле аула Карт-Джурт (местечко Сакал-Кол-Суц) и полностью уничтожили.
Один из боевиков, впоследствии арестованный, показывал на следствии: “...10 февраля 1943 года (после боя у а.Карт-Джурт) раненым красноармейцам мы выкалывали глаза, отрезали губы, носы, уши, выкручивали руки, а затем добивали чем попало...”   
(УАО УКГБ по Ставропольскому краю.  Информация о некоторых фактах враждебных проявлений на территории КЧАО с января по ноябрь 1943 года. 24 февраля 1977 г. рег. № 1/113. сс. 2-3.)
Было зверски вырезано 115 бойцов. (Попутько А.Л., Христинин Ю.Н. Именем ВЧК: Докум.повесть-хроника... с. 321.)

“Раненые советские воины садистски добивались, трупы были обезображены (выкалывались глаза, отрезались носы, уши, на теле вырезались звёзды и т.д.), раздеты. Взятый в плен раненый лейтенант Советской армии по имени Василий, через несколько дней был зверски убит в ауле Учкулан. Подобные засады проводились несколько раз и продвижение советских войск в Учкуланский район было приостановлено.

Проведённая после этого первая чекистско-войсковая операция по ликвидации бандповстанцев в Учкуланском районе 10 февраля 1943 года оказалась тоже неудачной. Бандитами были убиты начальник ОББ УНКВД по Ставропольскому краю полковник Логвинов, начальник ОББ УНКВД КАО Барабанов, начальник штаба батальона ВВ НКВД и ранены начальник УНКВД КАО полковник Гоголев, командир батальона и десятки других командиров и бойцов. Повстанцами были захвачены миномёты, пулемёты и другое вооружение. Пленные бойцы и командиры были зверски замучены... После соответствующей подготовки в конце февраля 1943 года была проведена вторая чекистско-войсковая операция. В результате восстание в Учкуланском районе было ликвидировано, часть участников была арестована, но значительное количество бандитов ушло в горы, организовав бандитские группы, которые впоследствии были также ликвидированы”.

“Подавление названного выступления не привело, однако, к серьёзному оздоровлению политической обстановки в области. По-прежнему не уменьшалось число бандитов, нелегалов, дезертиров, по-прежнему дезорганизовывалась работа советских учреждений. Так, например, в мае 1943 года подлежало  призыву в Советскую Армию по всей Карачаевской автономной области 1091 человек мужчин, призвано было лишь 313 человек; 612 перешли на нелегальное положение сразу же после получения повесток, а 166 ушли с пунктов формирования. Только в сентябре 1943 года в результате проведённых чекистских мероприятий банда Дудова Ислама была полностью уничтожена. Дудов Ислам и его сподвижник Магояев Япон были убиты”. “Однако полностью с бандитизмом в КАО было покончено только в ноябре 1943 года, когда было выселено карачаевское население области”.
Руководил февральским и сентябрьским 1943 года подавлением здешнего газавата комиссар госбезопасности 2 ранга И.А.Серов, который затем, в ноябре вместе с Б.З.Кобуловым и провёл полную депортацию фанатически упорствующей в развязанной бойне народности. 
(УАО УКГБ по Ставропольскому краю.  Обзор некоторых враждебных проявлений на территории бывшей Карачаевской автономной области...  сс. 13-14;  Там же. Информация о некоторых фактах враждебных проявлений на территории КЧАО с января по ноябрь 1943 года. 24 февраля 1977 г. рег. № 1/113. сс. 2-4.)


С А М У  Д Е П О Р Т А Ц И Ю  советские войска проводили также исключительно серьёзно, действовали как против настоящего противника, с использованием всех средств оперативно-стратегической внезапности, введения в заблуждения и захвата врасплох, быстро, решительно и зло, как и положено творить недоброе дело.
Для каждого района выселения помимо действующих частей полагался специальный армейский резерв.

Сама операция началась ночью 2 ноября 1943 года, когда “из-за выпадения снега в горах бандгруппы вынуждены были располагаться вблизи селений, а многие бандиты легализовались и проживали в аулах”. 
(Сидоренко В.П. Войска НКВД на Кавказе в годы Великой Отечественной войны... сс. 171.)

Было вывезено 68938 человек. Затем войска были переброшены в Чечню. Последовавшую затем “Чечевицу”, не считая армейского прикрывающего обеспечения, непосредственно проводили “19 тысяч оперативных работников НКВД-НКГБ и СМЕРШ и до 100 тыс. офицеров и бойцов войск НКВД”.
Чуть меньшее количество войск выселяло карачаевцев.
Вместе с чеченцами, ингушами и калмыками общее число переселённых составило 650 тысяч человек. 
(Иосиф Сталин - Лаврентию Берии: “Их надо депортировать...” сс. 8-9, 106, 129-131.)


ПОСЛЕ СВОЕГО СТРЕМИТЕЛЬНОГО ОТСТУПЛЕНИЯ немцы очень серьёзно отнеслись не только к стимулированию газавата в русском тылу, но и к созданию сильных  военно-политических организаций кавказцев и по свою сторону линии фронта. Образовывались и получали вполне определённую прописку и “морально-материальные” вспомоществования различные “национальные правительства в изгнании”.

Так, карачаевский “Областной Национальный Комитет” в конце февраля 1943 года осел в Мелитополе.
В самом городе и поблизости закрепились практически все национальные активисты, бежавшие с немецкими нацистами.
Здесь встречались все те  имена, которые ещё полгода назад “прославились” во всекавказской резне неверных и их детей: Кады Байрамуков, Магомет Кочкаров, Добай Тоторкулов, Харун Алиев, Адам Хубиев, Муратби Лайпанов и прочие.
Байрамуков по-прежнему возглавлял “Нацкомитет”, Тоторкулов стал там же “министром” земледелия и продовольствия. С 11 мая 1943 года один-два раза в неделю стала выходить газета “Горец Кавказа”, ещё один орган пропаганды газавата для работы среди бежавших кавказцев и для пересылки в русский тыл, на Кавказ, к ещё воюющим там воинам аллаха и фюрера-имама.

ГЕНЕРАЛ-КОМИССАР КРЫМА, австрийский нацист Фрауэнфельд в конце марта 1943 года встретился с представителями “Нацкомитета”, пошёл навстречу многим их пожеланиям. В частности он согласился на полное освобождение карачаевцев, бывших красноармейцев из немецкого плена.

Фрауэнфельд, дал разрешение на наделение землёю осевших в Мелитопольском районе кавказцев и, “для продолжения борьбы с большевизмом”. Он же санкционировал безусловное сохранение и доукомплектование за счёт тех самых военнопленных и беженцев кадровых соединений карачаевских боевиков, выступающих союзниками гитлеровского вермахта по эту сторону линии фронта.


ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ИЮНЯ 1943 ГОДА, пронырливые воины аллаха добились приёма в Берлине у самого «русского царя» Альфреда Розенберга в рейхсминистерстве по делам Востока.
Делегация западно-кавказских  моджахедов во главе с Кады Байрамуковым передала через рейхсминистра (общение шло на русском языке, понятном всем сторонам!) просьбу к своему великому имаму: 

“Взять под свою защиту Северный Кавказ и обеспечить в будущем независимость его от русских;
разрешить организовать отдельную Северо-Кавказскую армию, как составную часть германской армии; народное ополчение из северо-кавказцев, бежавших с немцами, через членов Северо-Кавказского Национального Союза и
поднять народ на помощь германской армии, охватив всё мужское население от 17 до 50 лет;
Северо-Кавказский национальный Союз должен сплотить вокруг себя “наилучшие” “сознательные” антибольшевистские силы для ведения организационной и агитационной работы, как в армии, так и в тылу.

ЭТИ ПРОСЬБЫ в Берлине были встречены с одобрением. Здесь же с участием представителей старой горской эмиграции (Авторханов и др.) было принято решение об объединении всех народностей Северного Кавказа в единую организацию “Союз единения народов Северного Кавказа”, получившим название “Северо-Кавказский Национальный Комитет” с местом расположения в гор. Берлине”. 
(УАО УКГБ по Ставропольскому краю. Обзор некоторых враждебных проявлений на территории бывшей Карачаевской автономной области... сс. 15-16.)


Рецензии