Али-Баба и сорок разбойников

Алексей Уставщиков

Али-Баба и сорок разбойников

Пьеса в одном действии по мотивам одноимённой арабской сказки

Д е й с т в у ю щ и е  л и ц а:

К а с и м.
А л и – Б а б а. 
З е й н а б.
Г л а в н ы й  с у д ь я.
С л у г а.
А т а м а н.
П е р в ы й  р а з б о й н и к.
В т о р о й  р а з б о й н и к.
Т р е т и й  р а з б о й н и к.
А х м е д.
Р а з б о й н и к и.
Б р о д я ч и е  а р т и с т ы.

П р о л о г

Восточный базар. Прилавки и лавочки; суета и крики; музыка и смех, одним словом, - базар.

Г о л о с а - Щербет! Сладкий щербет!
- Что твой щербет, когда у меня такой прекрасный изюм! Налетай!
- Сколько стоит?
- Милый, не дороже денег!
- Ах, какая шустрая! А ну поторгуемся!
- Два динара!
- Нет, три!
-          Один динар!!
-          Нет, два!!!
- Алыча и персики, гранат и орехи! Алыча и персики, гранат и орехи!
- Грехи, а не орехи, мошенник!
                - Это муж твой мошенник, раз посылает за покупками такую скрягу!

Появляется   б р о д я ч и й  а р т и с т.

Б р о д я ч и й  а р т и с т. Хороший базар! Богатый базар! Восточный базар! Кто-то хочет купить! Кто-то хочет продать! А зачем? Ну, конечно! Чтобы стать ещё богаче! А что такое богатство?! Что такое настоящее богатство?! И где же найти ответ? Ну, конечно же в сказке! Позвольте представиться, (появляются бродячие артисты) мы – бродячие артисты! И только сегодня, и только сейчас, мы покажем только для вас, для наших маленьких господ и для их многоуважаемых родителей, волшебную сказку: Али-Баба и сорок разбойников! И, мы надеемся, она подскажет что же такое – настоящее богатство! Итак… В одном солнечном городе… жили…

К а р т и н а  п е р в а я

Появляется молодой, но очень полный,  м у ж ч и н а.

К а с и м. Касим, старший брат.

Появляется  ю н о ш а.

А л и – Б а б а. Али-Баба, младший брат.

Появляется красивая молодая  д е в у ш к а.

З е й н а б. Зейнаб, совсем маленькая сестра.

Зейнаб плачет.

А л и – Б а б а. Не плачь, Зейнаб!..
З е й н а б. Умер наш отец…
А л и – Б а б а. Жаль любимого отца… Зейнаб… Касим! Не пропадём, правда?!
К а с и м. Ну, так… это…
А л и – Б а б а. Зейнаб… Касим!!!
К а с и м. Отец наследство оставил хорошее.
З е й н а б (плача). Оставил…
А л и – Б а б а. Да. И всем поровну.
З е й н а б. Поровну…
К а с и м (недовольно). Поровну… 
А л и – Б а б а. Да! На всех хватит!
К а с и м. На всех?..
А л и – Б а б а. Да! Дом большой!
З е й н а б. Большой… Большой дом… Да… Большой!..
А л и – Б а б а. Касим!
К а с и м. Да?
А л и – Б а б а. Ты, как старший брат, хозяином будешь!
К а с и м (радостно). Хозяином буду!
А л и – Б а б а. Зейнаб!
З е й н а б. Да?
А л и – Б а б а. Ты хозяйкой будешь!
З е й н а б (удивлённо). Хозяйкой буду?!..
А л и – Б а б а. А я буду вам помогать!

Появляется  о с л и к.

О с л и к. Ия! Ия!! Ия!!!
А л и – Б а б а (радостно). Это же наш…
К а с и м (хохоча). Ослик… Ослик-полурослик!!!
З е й н а б. Касим...
А л и – Б а б а. Касим!.. Это же наш…
З е й н а б  и  А л и – Б а б а. Маленький ослик!..
О с л и к. Ия! Ия!! Ия!!!
А л и – Б а б а. И мы вам будем помогать!
З е й н а б. Помогать?!
А л и – Б а б а (смеясь). Кому воды?!
З е й н а б (смеясь). Мне воды!!!
А л и – Б а б а (смеясь). Кому воды?!
К а с и м (смеясь). Мне воды!!!
А л и – Б а б а. Ах, вам воды?!!
Не надо платы за труды!
Сестре и брату помогу!
Снесу и хворост к очагу!
Зейнаб! Касим!! Не пропадём!!! Хорошо жить будем!.. Смотри, Зейнаб, какая…
З е й н а б. Красивая…
А л и – Б а б а. Птица…
О с л и к. Ия! Ия!! Ия!!!
З е й н а б  и  А л и – Б а б а (ослику). И ты! И ты!! И ты!!!
А л и – Б а б а. Смотри, Зейнаб! Какие прекрасные цветы!
З е й н а б. Ах!..
О с л и к (восхищённо). Иа…
А л и – Б а б а (показывая в сторону). Смотри, Зейнаб! Наш розовый куст расцвёл!
З е й н а б. Расцвёл! Расцвёл!! Расцвёл!!!
О с л и к. Иа! Иа!! Иа!!!

Али-Баба, Зейнаб и ослик убегают. Касим один.

К а с и м (смотря в сторону, куда убежали Али-Баба, Зейнаб и ослик). Хорошо жить будем?.. Хорошо-то хорошо… А я хочу лучше!!! Пошла отсюда! (Прогоняет птицу.)

К а р т и н а  в т о р а я

К а с и м  один. Появляются главный  с у д ь я  и его  с л у г а.

К а с и м. О! Это же главный Судья! Богатый судья! (Прячется.)
С л у г а (спотыкаясь и нечаянно толкая судью). Ой-ой-ой!..
С у д ь я. Да что ты!..
С л у г а. Виноват, хозяин! Виноват!!!
С у д ь я. Олух!
С л у г а. Да, хозяин… Олух…Да…
К а с и м. Говорят, дочь у него на выданье… Да, никто замуж брать не хочет… Говорят, не красивая и злая… И выглядит старше отца… Говорят, солнце померкло, когда она родилась… (Тихо смеётся.)
С л у г а (спотыкаясь и нечаянно толкая судью). Ай!..
С у д ь я. Ай!.. Да что ты себе позволяешь?!!
С л у г а. Виноват, хозяин! Виноват!!!
С у д ь я. Растопчу!!!
С л у г а. Спасибо, хозяин… Спасибо…
К а с и м. Но… Разве настоящему богатству это помеха?! (Тихо смеётся.)
С л у г а (засмотревшись в сторону и оказавшись впереди судьи). Хозяин, вы где?.. Хозяин, вы где?!..
С у д ь я (увидев перед собой спину слуги). Что?!.. Да что ты себе позволяешь?! Идти впереди меня – главного судьи?!! Уволю!!!
С л у г а. А!.. Не надо хозяин!!! (Мгновенно оказывается за спиной судьи.)
С у д ь я. Ты где?..
С л у г а. Я здесь!
С у д ь я. Да я… Тебя… Накажу!!!
С л у г а. А!.. Я сам, хозяин!.. Я сам! (Бьёт себя сам.) Плохой слуга! Плохой слуга!! Плохой!!!
К а с и м (хихикая). Чего не сделаешь ради богатства?!..
С у д ь я. Свалился же на мою голову!
С л у г а (семеня за судьёй). Да, хозяин, да… Свалился на вашу прекрасную голову…
  К а с и м (подобострастно судье из-за угла дома.) Уважаемый судья!.. Многоуважаемый судья!..
С у д ь я (оглядываясь). Это кто пищит, мышь что ли?
С л у г а. Это не я…
С у д ь я. А кто?
С л у г а. Не знаю…
К а с и м. Это тот, кто много меньше мыши…
С у д ь я  и  С л у г а (вместе). Кто ты? Где ты? (Прислушиваются.) Кто ты?! Где ты?! (Прислушиваются.) А?!!
К а с и м (подойдя на цыпочках близко к судье). Это я… Касим…
С у д ь я  и  С л у г а (вместе , испугавшись от неожиданности). А!!!
С у д ь я (увидев Касима). Чего тебе надо?
С л у г а (грозно Касиму). Да-да! Чего тебе надо, презренный?! (Подобострастно судье.) Да?
С у д ь я (снисходительно слуге). Да.
К а с и м. Жениться хочу…
С у д ь я. На ком?
С л у г а. На ком?!
К а с и м. На вашей прекрасной дочери, несравненной Фатиме! О, лик её прекрасен как луна!.. О, лик её прекрасен ккак луна среди звёзд!!.. О, лик её прекрасен как луна среди звёзд на сапфировом небе!!!… (Кричит.) О, Фатима!!!!!

Появляется  Ф а т и м а.

Ф а т и м а. Да, папа.
К а с и м (увидев Фатиму). А! А!! А!!! (Падает на землю от головокружения.)
С у д ь я (нежно). Фатима, доченька, прикрой личико.
Ф а т и м а. Хорошо, папа. (Уходит.)
С л у г а (судье). Она сразила его своей красотой! Да?
С у д ь я. Да! (Касиму.) А деньги у тебя есть?
С л у г а. Да-да! Деньги есть?!
К а с и м (приходя в себя). Что?.. (Встаёт.) Да. (Подаёт большой кошелёк судье.) Вот! (Смотрит со страхом в сторону, где появлялась Фатима.) А, может, я всё-таки недостоин?..
С л у г а. А мы сейчас посчитаем, презренный! (Судье.) Да?!
С у д ь я. Да! (Считает монеты.) И только? (Судья и слуга смеются, затем судья говорит Касиму почти по слогам.) Чтобы быть моим зятем, нужно быть богатым зятем, тогда и богатства зятя умножатся в сто раз.
К а с и м. В сто раз?..
С л у г а. Да.
К а с и м (задыхаясь). В сто раз?!
С л у г а. Да.
К а с и м (почти теряя сознание). В сто раз?!!
С у д ь я. Богатому зятю я разрешу торговать на базаре в самой лучшей лавке. (Уходит.)
С л у г а (не замечая ухода судьи). В лучшей лавке!
К а с и м (оседая на землю). В лучшей лавке…
С л у г а (спохватившись). Ой! Хозяин!.. (Бежит в сторону, куда ушёл судья, спотыкается о Касима.) Ох! Разлёгся тут, презренный!
Г о л о с  с у д ь и. Кто? Я?!
С л у г а. Нет! Я, хозяин… Я!.. (Касиму.) Олух!!! (Убегает в сторону, куда ушёл судья.)
К а с и м (приходя в себя). В сто раз… (Встаёт.) В сто раз!.. (Кричит.) В сто раз!!! (Поёт.)
Я деньги так люблю!
Я вот как поступлю:
Я брата и сестру из дома выгоню.
Часть дома я продам,
Совсем, совсем продам.
Тогда, хвала деньгам!,
Куплю жену я сам!
(Громко.) Эй, Али-Баба!

Появляется  А л и – Б а б а.

А л и – Б а б а. Да, дорогой брат!
К а с и м. Эй, Зейнаб!

Появляется  З е й н а б.

З е й н а б. Да, любимый брат!

Появляется  о с л и к.

О с л и к. Ия! Ия!! Ия!!!
А л и – Б а б а. Ты звал, дорогой брат?
З е й н а б. Ты звал, любимый брат?
О с л и к. Иа?
К а с и м. Не хороший ты брат, Али-Баба!
А л и – Б а б а. Я?..
К а с и м. Не хорошая ты сестра, Зейнаб!
З е й н а б. Я?..
О с л и к. Ия?..
К а с и м (ослику) И ты! Тьфу ты!
А л и – Б а б а  и  З е й н а б (вместе). Почему???
К а с и м. Почему?!! Сами на цветы и на птиц любоваться пошли, а меня не позвали! Неблагодарные!!! Пойдите прочь! Пойдите прочь!! Прочь!!! Неблагодарные…
А л и – Б а б а. Касим… дорогой брат…
З е й н а б. Касим… любимый брат…
О с л и к. Иа… Иа…
К а с и м. Вот – горсть монет, на лачугу хватит. (Бросает Али-Бабе маленький кошелёк.)
А л и – Б а б а. Касим! Дорогой брат!!!
З е й н а б. Касим! Любимый брат!!!
О с л и к. Иа!!!
К а с и м. Пойдите прочь! Неблагодарные!!!

Зейнаб в слезах убегает. За Зейнаб убегает Али-Баба и ослик. Касим один.

(Смотрит в сторону, куда убежали Зейнаб, Али-Баба и ослик.) В сто раз… Лучшая лавка… В сто раз! В сто раз!!! (Пританцовывая, уходит.)

К а р т и н а  т р е т ь я

Вечер. Около ветхого старого дома плачет Зейнаб. Появляются запыхавшиеся  А л и – Б а б а  и  о с л и к. Зейнаб, вытирая слёзы, прячется.

А л и – Б а б а. Зейнаб!
О с л и к. Иа! Иа!
А л и – Б а б а. Зейнаб, ну где же ты?!
О с л и к. Иа! Иа!

Зейнаб сморкается в платок.

А л и – Б а б а (радостно). Зейнаб!
О с л и к (подбегая к Зейнаб). Иа! Иа!! Иа!!!
З е й н а б. Ох, Али-Баба…
А л и – Б а б а. Ах, Зейнаб!
З е й н а б (гладя ухо ослика). Скоро нам совсем нечего будет есть.
А л и – Б а б а (тоже гладя ухо ослика). Не пропадём. Придумаем что-нибудь.
З е й н а б (притянув за ухо ослика к себе). Да что тут можно придумать?..
А л и – Б а б а (тоже притянув за ухо ослика к себе). Много, если подумать!..
З е й н а б (притянув за ухо ослика к себе). Кто? Кто будет думать?!
А л и – Б а б а (тоже притянув за ухо ослика к себе). Я буду думать!
З е й н а б (грубо притянув за ухо ослика к себе). Да?!
А л и – Б а б а (тоже грубо притянув за ухо ослика к себе). Да!!!

В пылу спора Зейнаб и Али-Баба не замечают, что очень грубо притягивают к себе ослика за уши.

О с л и к (отталкивая от себя Али-Бабу и Зейнаб). Иа! Иа!! Иа!!!
А л и – Б а б а (опомнившись). Ослик, кто тебя обидел?
О с л и к (Али-Бабе). Иа!
З е й н а б. Ну, ослик… Кто тебя обидел?
О с л и к (Зейнаб). Иа!
А л и – Б а б а  и  З е й н а б (обнимая ослика). Ослик!..
О с л и к (радостно). Иа!..
А л и – Б а б а. Придумал!
З е й н а б. Что?
О с л и к. Иа?
А л и – Б а б а. Я возьму топор и верёвку, и пойду за дровами!
З е й н а б. За чем?
А л и – Б а б а. Ну как это зачем? Пойду на базар, продам дрова и нам будет на что жить!
З е й н а б (в восхищении смотря на Али-Бабу). Какой же ты умный, Али-Баба!..
О с л и к. Ия-ия-ия!!!
А л и – Б а б а  и  З е й н а б (ослику, смеясь). И ты! И ты!! И ты!!!
З е й н а б. Счастливой дороги, Али-Баба!
А л и – Б а б а (взяв топор, верёвку и сев на ослика). Не переживай! Вперёд!!! (Уезжает.)

Продолжение следует...

Пьесу можно заказать по адресу: aleust@mail.ru   

© Пьеса, Алексей Уставщиков
© Play, Aleksey Ustavshchikov


Рецензии