Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 48. Тетр
Часть II
Коллежский секретарь
48
Театр
Театральная жизнь в то время била фонтаном.
Все, так или иначе, связаны были с театром.
Кто в качестве постоянного посетителя и ценителя спектаклей создавал общественное мнение.
Кто выступал на страницах «Сына отечества» или других журналов в качестве театрального критика.
Кто писал театральные пьесы или по крайней мере переводил или приспосабливал к русским условиям немецкие и французские драмы, водевили и комедии.
Кто увлекался декламацией и помогал своими советами актерам в истолковании их ролей.
В эти годы в Петербурге не было театров специального репертуара: трагедии, комедии, оперы, балеты, водевили и дивертисменты шли на одной сцене. В первый сезон моей петербургской жизни по окончании Лицея спектакли преимущественно давались в Малом театре, расположенном приблизительно там, где в 1832 г. был сооружен Александринский театр. В 1818 г. 3 февраля был открыт восстановленный после пожара 1811 г. Большой Каменный театр, и спектакли были перенесены в это здание. В один вечер обычно давали две пьесы разного характера. Сочетались постановки комедии и балета, трагедии и комедии, драмы и оперы. Так, 13 мая 1818 г. в один вечер шла трагедия «Дмитрий Донской» и опера «Калиф Багдадский», а 8 мая шли три пьесы: комедия «Влюбленный Шекспир», водевиль «Казак-стихотворец» и интермедия «Цыганский табор». Только большие постановочные пьесы заполняли целый вечер. Спектакли начинались рано и сравнительно рано кончались.
Отличительной чертой русской трагедии, кроме ее гражданственности, являлся оптимизм. Поэтому обычная развязка — счастливая. Только «Фингал» Озерова отступал от этого правила и кончался гибелью героини. Зрители уходили из театра потрясенные, но и утешенные тем, что в развязке торжествовала добродетель, и был наказан порок.
Гражданственность трагедий выражалась в политических афоризмах и тирадах. Здесь характер спектакля всецело зависел от настроения зрителей: сопровождая аплодисментами тот или иной афоризм, зрители придавали пьесе не всегда тот смысл, который входил в замысел автора. В подобных аплодисментах выражалось иногда неожиданное «применение» речей действующих лиц к обстоятельствам и общественным настроениям времени. А политические афоризмы, обильно рассыпанные в трагедиях, давали к тому богатый материал.
Такие афоризмы обычны в трагедиях Озерова.
Так, в «Эдипе в Афинах» мы слышали назидание:
«В устах вельможи лесть есть скрытная вражда;
Отрава здесь ее должна быть нам чужда...»
И зрители могли естественно применить эти слова к современным льстецам, занимавшим видные посты в государстве.
Подобные тирады, направленные против лести, коварства и неправды, горячо воспринимались слушателями. Общее удовлетворение вызывала справедливая казнь злодея, сопровождавшаяся словами:
«Умри, враг общества и враг бессмертных дерзкий,
И от лица земли сокрой свой образ зверский!»
Новым содержанием наполнялись призывы, подобные следующим:
«Афиняне, я вас, вас призываю к мести!
Постыдно будет вам, постыдно будет мне
Терпеть насилие в отеческой стране».
Кроме тирад обличительных, с восторгом принимались те тирады, в которых говорилось о законности как основе государственной власти:
«Где на законах власть царей установленна,
Сразить то общество не может и вселенна».
Вольнолюбивый смысл влагался в изречение такого рода:
«Но мы не рождены спокойно несть оковы».
Не с меньшим восторгом воспринимались патриотические речи действующих лиц «Дмитрия Донского», в которых говорилось об отечестве, о его свободе. Слово «свобода», употреблявшееся в этой трагедии как синоним независимости, для нашего слуха наполнялось иным содержанием.
«Погибни память тех, которых может дух
Беды отечества спокойным видеть взором,
Иль лучше имя их пускай прейдет с позором
В потомство поздное и в бесконечный стыд!»
или:
«Но право храброго мечом отмщать убийство,
Свободу защищать и отражать насильство...»
или:
«Не я ль извлек свободы меч,
Чтоб вековую цепь неволи вам пресечь?»
или:
«Но муж, отечеству доставивший свободу,
Благотворителем останется народу».
Подобные реплики в соответствующем понимании заставляли забывать другие тирады, которые не вполне были согласованы с вольнолюбивыми чувствами, обуревавшими нами.
Долой лживые речи сильных мира сего!
Долой насилие в своем отечестве!
Долой беззаконие и слава закону!
Мы рождены для свободы!
Мы рождены для любви к отечеству!
На любой меч у нас есть свой меч!
Защищать свободу и отражать насилие!
Под воздействием театра, от общения с Чаадаевым, с друзьями-офицерами, чтения Державина и Радищева, я отошел от нежной лицейской лирики и сочинил оду «Вольность».
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру ...
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Свидетельство о публикации №219091500914