А могло быть и не так. Картина автора

Уже далекий 1974 год. Город Ленинград. После успешного прохождения обучения в Чебоксарском художественном училище, годичного пребывания в самом отдаленном и глухом селении Чувашии в качестве учителя рисования и черчения, где боролся за тишину и порядок с оболтусами в 7 и 8 классах, а в 10 классах обсуждал тему, можно ли целоваться мальчику и девочке в школьном возрасте , где я всей школе   пытался привить любовь к изобразительному искусству, и научить понимать искусство модерна, и после осознания того ,что это совершенно никому не интересно в этой глухомани, однажды вечером ,сидя около растопленной голладки, где трещали поленья дров я вдруг уснул и отчетливо увидел во сне  всю свою будущую жизнь: через 3-4  года я женюсь , будем долго строить дом, нарожаем детей, заведем скотинку в виде коровы (ради молока для деток) свиней, ради мяса ,с 10 курей –несушек  и так постепенно я забуду все о том ,к чему стремилась моя душа до этого момента и стану точно таким же сельским учителем до конца дне как мои коллеги. Так жили  учителя в селах из –за мизерной зарплаты за свой нелегкий труд.
Да, ну и сон….И задумался.
Из любой трудной ситуации есть выход, как говорил Козьма Прудков . Если очень хочется, но нельзя, то- МОЖНО!   Я решил не сбежать, а как бы достойно  уйти, оставить образ правильного и морально устойчивого учителя и …стать солдатом на 2 года. Это был вариант со стопроцентным алиби. Защитник Родины , суровая солдатская  служба – это вам не тепленькое учительское местечко, а важное самопожертвование на целых 2 года ,важное государственное задание ,успокаивал я свою правильно воспитанную совесть .
Райвоенком, выслушав мой хитрый план, усмехнулся и сказал - сбежать хочешь ?! Но, может быть и так ..А может и не быть , если не выполнишь одно очень важное поручение!
- Выполню любое, товарищ майор!
-_Нет ,  я еще только капитан.
И он объяснил свою «зубную боль и печаль »
Два дня назад ему поступил приказ срочно предоставить в Республиканский военкомат нарисованную диограмму – план развития райвоенкомата со всеми данными. Времени-3 дня.
Бог услышал мои мольбы и послал тебя со своей диограммой, думал я радостно хлюпая по весенней грязи целых 8 километров до села из  райцентра.
Я очень старался угодить капитану , спасая его и себя. Картинка ему понравилась, он повеселел и безраздумия подписал призывную повестку, которую я победно вручил опешившему директору школы и, собрав нехитрые вещи, умчался из этой деревни на веки вечные.
И вот я уже лежу, как поступающий,  на раскладушке в большой ленкомнате общаги института им.Репина с приятной усмешкой победителя в шахматной игре. Два года в армии как за колючей проволокой на зоне ,..Но это особая страница. Об этом в другом месте ... Главное, страстное желание достичь вершин мастерства в живописи не пропало, а наоборот, укрепилось, как единственное и нужное занятие для себя.
 
На третий день пребывания в качестве абитуриента ко мне обращается стройный молодой человек , некий Слава, который поступал на искусствоведческий факультет.
-Слушай , мы с тобой земляки, я из Шумерли, Чувашии.
-Да , знаю  такой городок, друзья по училищу оттуда были.
-Так вот, помоги по-дружески одно дело оформить.
-Нет вопросов, землякам можно и помочь.
Он объясняет суть дела .
 
Как работник ОБХСС  и милиции  он должен разоблачить оного крупного мошенника-спекулянта , поймать его с  «поличными». Если все хорошо уладится, то он выдаст мне вознаграждение за участие в поимке мошенника. Я в эти дни сидел на «сухарях», только после армии.Рад был любой копейке.
-Да ладно. Деньги-не столь важно. А в чем мое участие?
-Мне нужен «свой» человек и этим будешь ты. Я поеду из Питера с «корешем» в Москву. Он повезет клиенту ящик ценного хрусталя. Ты нас проводишь на вокзале .
-Хорошо,задачу понял.
На следующий вечер мы двинулись с ним в сторону Московского вокзала. Не дойдя до перрона Слава останавливается и  делает мне инструктаж .  Я внимательно слушаю, чувствуя, что втягиваюсь в какую-то интересную авантюру. Адреналин начинает медленно заполнять мозг и мышцы. Времени до прибытия поезда и встречи с клиентом остается все меньше.  Слава неожиданно достает сверток и быстро впихивает его в мой боковой карман плаща. Я мгновенно ощупываю предмет появившийся в моем кармане . Нож. Кухонный нож приличного размера!
-Зачем это?!
-Не дрейф, так надо. Ты мой кореш. Я ему про тебя все наплету. Мы с ним подельники, а ты страхуешь меня. Ты потребуешь от него паспорт, говори жестко, а руки держи в кармане и поигрывай ими.
Да ,влип,промелькнуло в мозгу. Мороз по коже. Задний ход включать уже поздно.
Приближается человек в потертой куртке , прячет сухощавое лицо, постоянно  озирается и молча слушает. Я,с поднятым воротником плаща, с руками в кармане, стою плотно против него . Мой холодный монолог выслушивает молча , молча достает паспорт и сует мне. Докурив  сигареты они со Славой скрываются в вагоне. Я быстро бегу в сторону метро  и еду до общаги. Раздеваясь перед сном я заметил, что все на мне было мокрым от пота.  Адреналин вышел через пот . Лежа в своей раскладушке я пытался понять действия Славы и осознал только сейчас,  в какую  историю я могу вляпаться. Все действия Славы смахивали на почерк обычного барыги, хотя он показывал удостоверение «эмведешника» .

Слава появился на следующий день вечером. В двух словах объяснив , что все прошло успешно, он добавил, что, к сожалению, не сдал экзамен по теории западного искусства и сегодня ночью уезжает в Саранск ,а оттуда, на перекладных, до Шумерли.
-Ты старик, извини, я деньги тебе вышлю переводом, мне за них нужно отчитаться по документам- виноватым голосом прощался Слава.

А могло быть и хуже,…. вспомнились слова капитана из райвоенкомата.  Нож в кармане в ночном Питере, с чужим паспортом неизвестного мне человека…

Ножом, потом, мы пользовались всей компанией абитуриентов на кухне чистя себе картошку, а паспорт, через 20 дней, я  порвал и выкинул в Неву, так как хозяин за ним так и не явился. Решил со мной не связываться!
 Перевод на деньги от Славы  ,конечно, я не получил.
 В день военно морского флота СССР был красивый салют на Неве. Я был на седьмом небе вместе со снарядами салюта! Меня зачислили студентом на 1 курс академии художеств!
….А могло быть и не так.

Шумерля- городок на границе Чувашии, Мордовии и Нижнего Новгорода.Славился в те времена своими не предсказуемыми в поведении жителями. 


Рецензии
Интересный и поучительный для разумной молодежи рассказ. Многие ребята попадают в подобные ситуации из-за материальных трудностей, а потом вся их жизнь летит под откос.

Удивительно Удивительно   19.10.2019 08:30     Заявить о нарушении
Да,к сожалению это частое явление. Сколько искалеченных судеб из за необъяснимой, так называемой, мужской солидарности. Затевает один, который не дружит с мозгами, вовлекает других, а в случай чего сваливает все на таких лохов ...каким тогда я оказался . Слава Богу мне это послужило уроком .

Владимир Ендурайский   20.10.2019 23:14   Заявить о нарушении