Франческа да Римини

  "Франческа да Римини" - симфоническая поэма Чайковского и одноактная опера Рахманинова, Амстердам, Концертгебау, 14 сентября 2019 года.
Исполнители одноактной оперы С.Рахманинова "Франческа да Римини": Олег Долгов (Паоло), Владислав Сулимский (Ланчиотто), Мария Баянкина (Франческа), Дмитрий Головнин (Данте),  Михаил Колелишвили (Вергилий);
Хор и Филармонический оркестр национального радио, дирижер Станислав Кочановский. Главный хормейстер - Бенджамин Годзон.

Уникальный проект задумал и осуществил дирижер Станислав Кочановский - исполнить в одном концерте два  произведения великих русских композиторов на одну тему: "Франческа да Римини". Чайковский и Рахманинов, симфоническая фантазия и опера. Обе повествуют о печальной судьбе Паоло и Франчески, которых Бог наградил или наказал любовью. Франческа была замужем за Ланчиотто, а полюбила его младшего брата Паоло. Оба не смогли противостоять своим чувствам, за что и поплатились - застигнутые врасплох во время поцелуя законным супругом и братом, они были им убиты. И в итоге попали в Ад, где их неприкаянные души и встретил Данте, автор знаменитой "Божественной комедии", ведомый по юдоли печали и страданий не менее прославленным собратом Вергилием.
Именно Песнь пятая первой части ("Ад") "Божественной комедии" и легла в основу обоих музыкальных шедевров. Паоло и Франческа попали во второй круг Ада. Это место для прелюбодеев и сладострастников. В наказание за грехи их вечно крутит страшный ураган и бьёт о скалы преисподней. Они же постоянно стонут и стенают от боли и мучений.
Данте пишет об этом месте: "Я там, где свет немотствует всегда /И словно воет глубина морская, /Когда двух вихрей злобствует вражда. /То адский ветер, отдыха не зная, /Мчит сонмы душ среди окрестной мглы /И мучит их, крутя и истязая. /Когда они стремятся вдоль скалы, * /Взлетают крики, жалобы и пени, /На господа ужасные хулы. /И я узнал, что это круг мучений /Для тех, кого земная плоть звала, /Кто предал разум власти вожделений".

Души Паоло и Франчески неразлучны в этом мрачном вихре, наполненном воплями и отчаянием их товарищей по несчастью. Они носятся в кромешной тьме обнявшись, чтобы не потерять друг друг в бешеном черном воздушном потоке, но понимают, что заслужили полученную кару. Франческа печальна, а Паоло все время плачет.
Симфоническая поэма Чайковского очень хороша, эмоциональна, полна прекрасных мелодий, словно композитор делает акцент не на мучениях в Аду и грехе запретной любви, а на светлом чувстве, которое полностью поглотила молодых людей, и привело их к столь плачевному финалу.
У Рахманинова же в опере музыка словно рисует ужасающую картину беспросветной адской мглы, где воют ветры и стенают души умерших грешников. Эта звукопись композитора просто завораживает. Завывание воздушных вихрей в увертюре,  душераздирающие стоны и рыдания в пении хора, то  ясно слышимые сквозь вой воздушных потоков, то затихающие где-то вдали, страшный рык чудовища Миноса, стерегущего вход в этот круг Ада. Удар его хвоста, и грешник ввергнут в пучину страданий навечно. Эти сменяющие друг друга адские музыкальные картины создают ощущение такого пульсирующего ужаса, несущегося в неистовой неостановимой дьявольской пляске, что, кажется, кровь стынет в жилах от этого кошмара. Хор и оркестр мастерски исполнили эту  адскую музыку!
История любви и отношений Франчески  с мужем у Рахманинова рассказаны более подробно, чем у Данте.  У Ланчиотто (Владислав Сулимский) большая  и невероятно впечатляющая партия. Он - тоже пострадавшая сторона. Он любит  Франческу: "Ступай, но помни, я тебя люблю!" В исполнении Владислава Сулимского она обрела поистине трагическое звучание. Мощный баритон вокально воплотил властную и самолюбивую, живущую в эмоциональном накале, натуру своего героя. Нежная Франческа Марии Баянкиной, страстный Паоло Олега Долгова , трогательный и очень  красивый дуэт двух душ в начале оперы, и полная света и радости жизни  картина зарождения и развития любви и роковой поцелуй, обрекший всех на муки.
В музыке этой оперы Рахманинова без сомнения чувствуется влияния Вагнера. Здесь сильные голоса солистов и хора звучат как инструменты оркестра, сливаясь в едином титаническом звучании и рисуя фантастическую по силе воздействия  вокальную картину трагических событий. Адские муки при жизни для Ланчиотто, и вечные страдания в царстве тьмы после смерти для Паоло и Франчески. "Много веков прошло с тех пор. Но до сих пор помнят люди историю бесконечной любви Паоло и Франчески, которую не смогла победить даже смерть".
Успех концерта был просто оглушительным. Зрители аплодировали стоя, овация была долгой. А голландская публика умеет ценить прекрасное. Концертгебау работает как музыкальный конвейер, предлагая слушателям первоклассных исполнителей и интересные программы.
P.S. Партию Франчески должна была петь Венера Гимадиева, буквально за три дня до концерта Марии Баянкиной пришлось ее заменить,  фактически спасать положение. И это ей блестяще удалось.
P.P.S. На концерте был и Роман Бурденко, еще один отличный баритон из Мариинского театра,  который на следующий день пел в национальном оперном театре в Амстердаме. Как оказалось, со спины они очень похожи с Владиславом  Сулимским. И когда после концерта за кулисами ждали в коридоре Владислава Сулимского около его гримерки, проходившие мимо оркестранты хлопали Бурденко по плечу, принимая его за Сулимского,  и говорили: "Здорово пел!"
На фотографиях поклоны после спектакля, артисты и поклонники, небольшие дружеские посиделки после концерта. А также известные работы художников, где изображены Паоло и Франческа в Аду.


Рецензии