Так Фёкла, или Текля?

  Посвящается моей тётушке Фене.
  (На фото Кролик из тётушкиного интерактивного зоопарка со мною)

      На днях, в день поминовения моей тётушки Фени, вспомнились детство и юность, в которых красной нитью проходила моя тётя, сестра отца. Своих детей  у неё не было и всю неистраченную любовь к детям она буквально опрокидывала на меня.Заодно и на моих друзей и подружек. Она родилась на  Украине, в селе Винницкой области. В Ростовскую область переехала в тяжёлые голодные годы ещё до ВОВ. Поближе к брату, моему отцу, лётчику-инструктору лётной школы.
    Сразу пошла работать под землю, в шахту. В те годы на тяжёлых работах в шахте работали и женщины.  Это уже в конце 50-ых их вывели из шахт. А до этого, все, кому нужны были солидные зарплаты, шли работать под землю. На поверхности таких денег не заработаешь. Вот и моя тётя пошла зарабатывать. Замуж вышла поздно, уже после войны, в 50-е годы. Её мужем стал молдаванин, который происходил тоже из сельской местности. Вот вам и межнациональный брак. Мой отец был украинец, а мама русская, донская казачка. Вот вам и второй межнациональный брак. Мой пра-пра-прадед с Русско-турецкой войны привёз себе жену, знатную красавицу. Здесь её крестили в православие, и они сыграли свадьбу. Вот вам и третий межнациональный брак только в моём роду, о которых я знаю. А сколько их было в веках, о которых я не знаю?

    Феня с Афанасием получили от государства землю на окраине города  и там построили себе небольшой домик. Оба привыкли трудиться, оба из сельской местности, они сразу завели себе "хозяйство".  У них была разная птица: куры, утки, гуси, индюки. И много разных пород коз. Молочных и пуховых. Во дворе мохнатый пес-дворняга, и три кошки. Потому, что на корм к зиме собирались мыши и крысы, а коты расправлялись с ними.
   
     Жили они далеко от моей семьи. Никакие автобусы на эту окраину не ходили, и меня одну мама не отпускала в такую даль.
    Но мне интересно было бывать у них, и поэтому я собирала друзей, и мы шли весёлой гурьбой. Там, на окраине, где всё напоминало деревню, нас допускали в тётушкин, как сейчас говорят, интерактивный зоопарк. Нам разрешали гладить козлят и играть с ними. Разрешали тискать пушистых кроликов, дразнить индюков и кормить цыплят. Двор тети и дяди оглашался звонкими детскими голосами, и я только сейчас понимаю, какое это было для неё счастье.
    Спустя годы, я ходила к ней уже со своими детьми всё в тот же интерактивный зоопарк. И я сама балдела от общения со зверушками.
    Потом нас обязательно кормили творогом с домашней сметаной, варениками, брынзой и поили молоком. А когда это происходило летом, во время созревания вишни, то, в дорогу на прощанье, всем выдавалась ветка полуметровой длины с растущими на ней вишнями. Помню, как моя мама корила Феню за обламывание веток вишни. На это тётя Феня отвечала:" Ты, Валя, ничего не понимаешь. Вишню, чем больше ломаешь, тем кустистей она становится и урожай следующего лета увеличивается!"
   Много лет спустя, уже взрослой, я испытала этот метод у себя на даче - работает!

   
   Помню, как в мои 6-7 лет приехал к дяде Афоне его сын. Я уже не помню его имени, но знаю, что, когда они все вместе пришли к нам в гости, выяснилось, что сын молдавского труженика села, был известным человеком не только в Молдавской республике. Он являлся членом Верховного Совета СССР. Это "большая шишка", как говорила тогда моя мама.
   Но мне в том возрасте было "по барабану", какая это "шишка". У меня была своя заноза-я любила похвастать своими "познаниями". Это я сейчас понимаю, что ничего не знаю, а вот тогда! Ого-го!
 
  И вот я, намереваясь заявить о своих талантах, всё время крутилась "между ног", мешая взрослому разговору. В конце концов на меня обратили внимание. Ведь недаром существует пословица: "Если долго мучиться, что-нибудь получится!" Ну и получилось. Завладев вниманием, я громко оповестила, что хорошо, понимаете, ХОРОШО играю в шахматы!  Это был своего рода вызов:"А ну-ка, победите меня!"

   И член Верховного Совета Страны сел со мною играть в шахматы.

   Это я сейчас понимаю, что вот ТОГДА была вертикаль власти, и человек из народа мог дорасти до руководителя высшего эшелона власти. Вот когда действовал лифт, о котором сейчас много говорят, но ничего не делают.

   Но вернёмся к нашим баранам, то есть, ко мне. Естественно, что я получила детский мат на первых минутах игры.
   Боже, какая это была обида! Я мгновенна исчезла из комнаты, убежала на улицу и долго ревела в укромном уголке. Думаю, взрослые были рады моему исчезновению. Но я так сильно тогда переживала, что даже не захотела прощаться с "обидчиком".


   Я хорошо запомнила, как тётя Феня на моё пятнадцатилетие принесла мне подарок. Красивое ожерелье. Естественно позолота, но ажурное плетение было эффектное. Я носила его очень долго,  до взрослости. Может носила бы и дальше, но тогда у меня уже было настоящее золото и я не носила бижутерию.
   
   А на шестнадцатилетие она подарила мне браслет. Тогда мама заявила, что мне рано носить такие вещи и до моего восемнадцатилетия не позволяла его надевать. Вид у него был настолько презентабельным, что, когда спустя десятилетия я сломала у него застёжку, то понесла ювелирам для замены застёжк.   Мастер почти дрожащими руками, осторожно принял у меня вещь, и пока не рассмотрел, что камни там не натуральные, а выращенные в лабораториях НИИ Новосибирска, был на грани стресса.
Вот такие изделия делали в "совке" И до сих пор, золотые изделия "совка" значительно превосходят качество нынешнего золота. Но работа нынешних ювелиров становиться более привлекательной, на мой взгляд.

    Когда моя тётушка умерла, у меня  остались её документы. И только тут я увидела в её паспорте, имя - Текля Трофимовна. Человек она была глубоко верующий, и я пошла в церковь, чтобы помянуть её. Батюшка сказал, что такого имени нет в Святцах. Тогда я предположила, что на украинском языке Текля равна  Фёкле на русском. Он со мной согласился. С тех пор так и поминают её - Фёклой. А мне всё равно, как правильно звучит её имя. Я всегда буду вспоминать и любить её образ.



 


Рецензии