Литературная Система 3. 18. Именительный темы

Именительный темы

Сперва почитаем википедию. Пусть неоригинально, зато удобно.
Именительный темы — фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания.
Хреновое определение! Ограничивает этот приём одним словом, хотя вариантов очень много. Это может быть одно слово. Может быть два слова. Может быть предложение. Может быть – несколько предложений. Главный смысл – мы впрямую называем то, о чём будем писать следующие несколько строк. Сама же википедия даёт кучу примеров, опровергающих собственное определение:
1. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь… (А. С. Пушкин)
2. Ах, Франция! Нет в мире лучше края! (А. С. Грибоедов) – два слова.
3. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось. (А. С. Пушкин)
4. Москва, Сибирь. Два эти слова звучали именем страны (А. Т. Твардовский); - два слова
5. Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям, обширные монографии, тончайшие исследования (К. Г. Паустовский); - два слова и два предложения.
6. Журавли… Заваленный работою, вдалеке от сумрачных полей, я живу со странною заботою — увидать бы в небе журавлей (А. И. Солженицын);
7. Холодные и дикие просторы!.. Как давно были сказаны впервые эти слова и были ли они сказаны кем-то, или они всегда беззвучно и властно, как дух, стояли над Сибирью, ниспуская на человека путешествующего тоску и тревогу? (В. Г. Распутин); - много слов =))
8. Снегири! Как же я не замечал их раньше! (А. И. Солженицын);
9. Лунин… Нет, не могу не остановиться здесь на судьбе этого великого соотечественника (Вл. Чивилихин);
10. Золотая роза Шамета! Она отчасти представляется мне прообразом нашей творческой деятельности (К. Г. Паустовский); - три слова.
11. Урал! Завет веков и вместе — предвестье будущих времен, и в наши души, точно песня, могучим басом входит он! (А. Т. Твардовский).

Возможно, передоз с примерами, извиняюсь...

С чем едим, зачем нам оно надо?
Цель – обратить внимание читателя на это конкретное место в тексте и последующий текст.
Варианты приёма отличаются не сильно и имеют один общий эффект – увеличивают экспрессивность фразы. На всякий случай поясню слово «экспрессивность». Имеется ввиду - яркое проявление чувств, настроений, мыслей. В широком смысле — повышенная выразительность произведения искусства, достигаемая всей совокупностью художественных средств. А говоря короче - эмоции. Уже писал об этом раньше, но, как говорится, повторение...

По сути – если в этом месте повышенная экспрессия «к месту» – можно вставить именительный темы. Можно и не только его, но речь сейчас о нём. Если вставили и экспрессия увеличились – хорошо вставили =)). А если экспрессии либо не прибавилось, либо читается аляповато – вставили плохо.

Именительный темы! Надо оно или нет? Однозначно надо! Экспрессия нужна? Нужна (хоть и в меру)!  Лишний приём в арсенале будет не лишним! =)

Как тренируем? Берём любой текст. Книгу, статью, речь. И пихаем его туда, пихаем, до полного умственно-душевного удовлетворения! Потом смотрим на это дело и ужасаемся… то есть, тьфу… восторгаемся творением мозга своего. Как отличить хороший именительный темы от плохого – писал выше, так что достаточно точно можно понять – насколько хорошо отработали навык.


Рецензии