Школа сегодня. Литература - предмет гуманитарный

У меня есть знакомая девочка, ученица 11 класса обычной петербургской школы. Невольно я стала свидетелем одного урока литературы. Вернее не самого урока, а домашнего задания. По творчеству Леонида Андреева не было ни одного урока. Но задание школьникам было: найти в интернете, выбрать произведение, написать по нему сочинение. Обязательно добавить случай из своей жизни. При этом дано определённо количество слов для сочинения - не больше и не меньше.

К счастью, у девочки есть бабушка, а у бабушки библиотека, в которой книги из всех школьных программ (и не только), на которых она воспитывала своих сына и дочь. Отношения внучки и бабушки идеальные. Живут они отдельно, но это не препятствие: совет и книга всегда приходят в нужный момент. В этот раз это был повесть Леонида Андреева "Красный смех".

И вот передо мной черновик этого сочинения, в котором я, как профессионал, вижу и ход мыслей , и правку текста, и безупречную грамотность ученицы.Черновик мне передала бабушка, с которой мы дружим 55 лет. Эта история с сочинением взволновала нас обоих. Девочка об этом не знает. Привожу здесь этот текст.

В тексте Л.Н.Андреева поднимается проблема человеческой жизни.
Война, изменившая жизнь героя на "до" и "после", дала  ему возможность почувствовать заботу семьи. Для него важно быть с ними. Наш герой счастлив. Много раз повторяет фразу: "Как хорошо!" Однако видя серьёзные и настороженные взгляды своих близких, он начинает думать, отчего эти люди такие недовольные. Он, выживший из тысячи, находится в эйфории от домашнего очага: самовар, синие чашки, купленные им ещё до свадьбы, чистая простыня, взбитые подушки - всё это доставляет ему радость!

История семьи, в которой появился герой, вернувшийся с войны, передаёт читателям различные эмоциональные состояния. Авторская  позиция ясна: человек, переживший беды, начинает по-настоящему ценить свою жизнь. Для него важно вернуться домой, даже лишившись ног, застать в живых своих близких и родных, постараться забыть об ужасах войны, влиться в мирную жизнь, почувствовать любовь, а не жестокость, научиться заново существовать без взрывов и свиста пуль, вспомнить свою любимую прежнюю работу. Я согласна с позицией автора в том, что лишь немногие вернулись с войны. Это счастье для человека выжить, очутиться в своей семье, испытать радость жизни.

Моя жизнь тоже приобрела новые ощущения, новый смысл, новые краски после того, как я вышла из больницы после тяжёлой болезни. Я стала больше любить людей, больше сочувствовать тем больным детям, которых вижу по телевизору. Научилась прощать и быть великодушной. Я радуюсь тому, что я есть на белом свете, что я дышу, могу двигаться, слушать музыку, ходить в театр, купаться в море, просто смотреть на небо. У меня есть дом, мама.

Человек, переживший тяжёлые испытания, победивший смерть, умеет радоваться обычным домашним мелочам: уюту, тишине, чистоте, теплу. ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!

За это сочинение ученица получила оценку "3". Если подойти формально, то девочка выполнила задание: нашла, прочитала, обдумала, написала сочинение без ошибок, в пределах заданного количества слов. Тогда почему "3"?

Если подойти по существу, то нет вступления, обязательного для сочинения. Но как тогда быть с количеством слов? Сократить случай из своей жизни или убрать все эпитеты? Какой смысл в этом ограничении? Возможно, в вузах, где готовят журналистов, репортёров - учат такому формату, это надо. А в школе зачем ограничивать творчество? У меня это вызывает полное недоумение, мягко говоря. Класс маленький, тетрадок у учительницы немного...

Если по существу, то девочка хорошо поняла и прочувствовала произведение автора. Она пишет о главном, соглашается с автором. Её юная душа понимает взрослого мужчину - калеку. А это не всем в современном мире дано.

И наконец, это произведение находит отклик и в её жизни.  Скромные слова "когда я вышла из больницы...". Она пишет, как изменилось её мироощущение. И это очень
серьёзно: в 12-летнем возрасте перенести онкологическую операцию с последующим долгим лечением. Она знает, что получила жизнь. Это сопоставимо с переживаниями
героя повести.

Что я хочу сказать? Ученица после прочтения повести получила эмоциональный урок гуманизма от Леонида Андреева. Воспитание чувств - одна из главных задач литературы. А что учительница в это случае дала? Ни вводного урока об этом писателе и его творчестве, ни заключительного - после прочтения сочинений учащихся. Где разговор по душам, где защита мнений, где чтение наиболее интересных сочинений, как это было в школе, когда мы с бабушкой учились?
Для чего было это задание, для чего они писали? Чтобы учительница прочла и выставила оценки, не мотивируя их никак? Запись в журнале, столбик оценок...

Литература - предмет гуманитарный. На месте учителя литературы должен быть человек, ощущающий себя счастливым от того, что ему досталось вести этот самый интересный в школе урок - урок шедевров, творений мастеров прозы и поэзии. Но такое случается редко. Чаще мы видим чистой воды формализм - источник опасного равнодушия молодого поколения.

Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу прочитанного.

      


Рецензии