На водах... Карловы Вары

Было это так давно, что почти уже и неправда, в 2005 году. Это было моё первое путешествие в одиночестве. Попалось мне объявление о путёвках на курорты в Чехии в русской газете и я ухватилась за эту возможность посмотреть мир и немножко полечить больные суставы. Летела КЛМ с пересадкой в Шлиполе.  Первая часть путешествия прошла без приключений – разве что опоздали с вылетом на полчаса, но поскольку между рейсами было два с половиной часа, то я не очень волновалась. Кормили отвратительно, но зато поили – и водой, и соками, и вином. КЛМ поразила обслуживанием – за два часа и поили, и кормили, и кино показывали, но… опоздали на те же полчаса.

Прага встретила неприветливо – на паспортном контроле из шести КП работало пять, из них один для дипломатов, два для европейцев, и остальные два – для держателей виз и граждан США. Очереди в эти два КП были  длиннющие, при том что нам нужно было просто предъявить паспорт, а с держателями виз разбирались минут по 10 с каждым. В общем,  вышла я из аэропорта через полтора часа позже прилёта и никто  меня не встретил. Картина  маслом – я с чемоданом, рюкзачком, и компом мотаюсь по всему залу ожидания в поисках места, где можно разменять крупные купюры либо купить телефонную карточку, ибо вопреки обещаниям Т-мобила мои мобильник не работает,  а автомат продающий карточки на моих глазах сожрал 200 крон какого-то китайца. Короче, взмыленная и озлобленная бесконечными пожиманиями плеч в ответ на вопрос, я опять обратилась в киоск Информация и просто потребовала, чтобы ничего не знающая девица позвонила по номеру, указанному на ваучере. К моему счастью примерно через полчаса приехал водитель за двумя дамами из Бостона, так что к трём часам дня мы приехали в Карловы Вары.

По дороге я глазела в окно, наслаждаясь новыми для меня пейзажами – золотыми полями сурепки, голубоватыми всходами овса на невысоких холмах, цветущими  вишнями. Удручали деревни и маленькие городки вдоль дороги с  какой-то печатью запустения и безнадёжности: покосившиеся разваливающиеся заборы, заросшие одуванчиками улицы, костёлы и общественные здания с обвалившейся штукатуркой... От грустных мыслей отвлекала манера вождения нашего шофёра – торможение в пяти сантиметрах от бампера впереди идущей машины, обгон по встречной лоб в лоб…

Карловы Вары расположены в долине реки Теплы в 120 км от Праги в западной части Чехии, в 45 км от границы с Германией. В сущности, это как бы два города – курорт и город, в котором живут шахтёры, рабочие фарфоровых фабрик и обслуживающий персонал отелей и лечебниц. И разница между ними очень велика – из сказочных, даже ирреальных улиц курорта с разноцветными, пастельными «кремовыми тортами» отелей и вилл, бесконечными бутиками и ювелирными магазинами, с шумной пёстрой многоязычной толпой отдыхающих, словом, из атмосферы праздника попадаешь в средней руки городишко из нашего не столь недавнего прошлого – с «хрущёвками», на балконах которых сушится белье, с разваливающимися тротуарами и полупустыми магазинами, и, самое главное, с мрачными, озабоченными людьми. Фарфоровые заводы страдают от китайской конкуренции и те, которые не закрылись, работают только на 20% мощности. У нас была экскурсия на такой завод и впечатление удручающее – очень много ручного труда. Молоденькие девушки работают за гроши или даже за «натурплату» - т.е. за продукцию, поскольку купить они посуду не в состоянии.

Шахты бурого угля несколько в лучшем положении, но все-таки основное место работы – курорт. Как сказала мне моя массажистка, при Советах жилось лучше. Сейчас отели скуплены русскими(в частности, Кобзоном(!), немцами, и венграми, платят гроши, и очень много народу сократили. Опять же – хуже всего среднему возрасту. Молодёжи легче – уже другая ментальность, легче приспосабливаться. Стариков на произвол судьбы тоже, вроде, не бросило государство. А вот 40-50 – кранты. Кстати, моя массажистка по профессии учительница – школы закрываются - нет детей, пришлось переквалифицироваться на старости лет.

Ну ладно, не будем о грустном.   Карловы Вары находятся в Крушных горах, где начинается, так называемый Славковский лес, который тянется на много километров. Сам город находится на высоте 400 метров над уровнем моря и это замечательно – воздух там восхитительный, тем более, что транспорта немного. Правда в самом городе зачастую наслаждаться воздухом мешают любители курения и духов – смесь разнообразных парфюмов меня доводила до аллергии, тем более, что многие русские дамы считают, что хорошего всегда должно быть много.

Уже с дороги, а также с многочисленных скал и смотровых площадок открывается чудесная панорама: маленькие домики с черепичными крышами на лесистых склонах. Ощущение как будто смотришь на декорацию или  иллюстрацию сказки – шпили, башенки, нежные пастельные дома с бесчисленными колоннами, балкончиками, фронтонами, и статуями. Издали, конечно, все эти навороты не видны, но общее впечатление ирреальности пейзажа появилось с первого взгляда

Наша гостиница «Есениус» оказалась в самом центре, рядом со зданием театра, напротив колоннады с источником и гейзером Вржидло. Гостиница старая, хотя и сравнительно недавно переоборудованная  - но новации связаны только с лечением. Номера оставляют желать лучшего, кровати просто ужасные с одеялом-недомеркой и разномастной мебелью. Возможно, такие номера, которые демонстрируются на рекламных сайтах, и существуют, но я их не видела. У меня стоял шкаф типа «Гей, славяне», два древних, но удобных кресла – явно остатки прежней роскоши, шаткий журнальный столик и две тумбочки – одна с телевизором, которая живо напомнила незабвенные 60-е с тонконогим «модерном», а вторая – прикроватная – возвращала в пионерское детство.

Поскольку часы питания в столовой строго соблюдались, пришлось пойти пообедать в ресторан того же Ессениуса. Кнедлики – основной местный гарнир – по вкусу мне напомнили обыкновенную французскую булку, которую заливают вполне съедобными, но неинтересными соусами. Чтобы покончить с чешcкой кухней в своём отчёте, скажу сразу, что она нездорова и тяжела – много мяса, обязательно с  картошкой или кнедликами, жирные соусы, мука, сметана. Мало свежих овощей. Салаты «без изюминки». Совершенно бездарные десерты. Вкусно только местное, крушевицкое пиво. Естественно, отвечать за всю чешскую кухню не приходится, но и в столовой, и в дорогих ресторанах, все блюда отмечены печатью тяжеловесной немецкой добротности и основательности, без всякого полёта фантазии. 

Первый день, после стольких приключений, не располагал к странствиям, и я благодарно растянулась на узкой, неудобной койке, с матрасом из 3х подушек и маломерным одеялом. Из развлечений предлагался телевизор с одной программой, где вся реклама шла по-украински, а передачи по-русски. Так что в душу запало «нет бiльше жорных плям» и «ваша шкiра виглядає дуже погано»

На второй день был назначен приём у врача, и через 30 минут я вышла из его кабинета с набором процедур и расписанием питья вод. Если  вы думаете, что он меня столько времени осматривал --  таки нет. 25 минут он чинил свой компьютер. А в оставшиеся пять быстро смерил давление, задал дежурные вопросы, и прописал пить воду из 3х разных источников за 40 минут до еды, а также  оксигенотерапию (вдыхание чистого кислорода»,   массажи (ароматический и подводный), парафанго(наложение парафина на больные суставы),   лимфодренаж (как бы выжимание лимфы из лимфатических сосудов при помощи специального аппарата).  И началась моя «трудовая» жизнь – подъем в 6 или 6:30  и на водопой в колоннаду Вржидло (гейзер), завтрак, процедуры, глубокий освежающий сон, опять водопой – на этот раз в главной колоннаде, обед, прогулка, водопой в беседке, ужин, прогулка, телевизор, сон.

Чем дальше от гейзера, тем холоднее источники. Самый горячий - 75°С , самый холодный – Змеиный – 35. Минеральный состав источников примерно одинаков и терапевтические свойства зависят от температуры выпиваемой воды.  До середины 16 века методы лечения сводились к опусканию пациентов в горячий источник на разные сроки, вплоть до 12 часов кряду. От такого «лечения» кожа несчастных лопалась, что считалось показателем успешного хода врачевания – через трещины болезнь выходит наружу.
 
Применение питьевой процедуры у "Вржидла", началось проводиться по инициативе врача Вацлава Паера, который в 1522 г. издал в Липске первую специальную книгу о карловарском лечении. А концепция комплексного бальнеологического лечения появилась в Карловых Варах благодаря доктору Давиду Бехеру (1725-1792). Отойдя от употребления воды в огромных количествах, он пропагандировал лечение ваннами, производство гейзерной соли, сочетание лечения с длительными прогулками.  Именно тогда  строятся беседки и колоннады над источниками, прокладываются терренкуры -  специальные прогулочные дорожки. С тех пор торжественный водопой три раза в день у источников со специальными кружками-поильниками всех размеров и фасонов непременная часть пребывания в Карловых Варах. Особенно впечатляет появления русских дам на каблуках сантиметров 10 при всех регалиях и боевой раскраске в 7 утра. К счастью, медицина идёт вперёд и если в 18 веке прописывали выпивать  до 50-70 чашек воды в день, теперь ограничиваются 3-4. Впрочем, попробуйте зараз выпить 200-300 мл. горячей солоновато-горьковатой воды и вы поймёте, что водолечение удовольствие сомнительное.

Про экскурсии во Франтишковы и Марианские Лазни, Хеб,  и Прагу  расскажу отдельно. Среди прочих достопримечательностей увидела фарфоровый завод (см. выше) и заведение по производству Бехеровки. Этот кисло-сладкий ликер называют тринадцатым источником, хотя что касается меня, я предпочитаю первые 12.  Кроме Бехеровки и гранатов, в Карловых Варах на каждом углу продают «Облатки» - круглые вафли.  Говорят, они раньше поставлялись ко двору самого императора, но на меня особого впечатления не произвели.

Самое интересное в Карловых Варах – это гулять по городу . Архитектура крайне эклектична и  любопытна Удивительно яркая зелень благодаря умеренному и влажному климату, прекрасно сочетается с пастельными тонами вилл и отелей. На неведомых дорожках то и дело натыкаешься на что-то интересное – то дом, где жил «Батюшков безумный», то – не поверите – памятник Карлу Марксу, который тоже «тут был». Я уж не говорю про бесчисленные дома, в которых жил Гете – он, похоже, жил везде! Практически в каждом чешском городе есть, так называемый, «Чумной столб»  - своего рода памятник жертвам и попытка умилостивить судьбу, чтобы чума не повторялась. На карловарском  столбе можно видеть двух католических епископов, звезду Давида, полумесяц и крест – кто говорит, в память врачей разных конфессий, кто – в знак того, что чума не щадила никого.

Огромное впечатление произвела на меня православная церковь Петра и Павла – яркая, как пасхальное яичко, стройная и изящная. Церковь законно гордится иконами лично жалованными императором Николаем II и императрицей Марией Федоровной – особенно мне понравился образ Cв. Александра Невского и Почаевской Божьей матери.

Из радостных событий главным было, пожалуй, свидание с Ри, с которой мы были знакомы виртуально почти два года, а тут вот довелось встретиться  лично. Ри примчалась из Германии и мы обе волновались, и как оказалось, совершенно напрасно. Ее очаровательные муж и сын тактично оставили нас вдвоём и отправились на поиски своих приключений, a мы, преодолев первую неловкость, почувствовали себя так, как будто были знакомы вечность. Честно говоря, сейчас трудно вспомнить о чем мы говорили, но разговор не кончался, и мы с трудом расстались поздним вечером. Меня грызла совесть, что им придётся ехать в темноте горной дорогой, но выбора не было – к Ри должен был приехать папа и она вырвалась в единственный свободный вечер.

К сожалению – или к счастью, ностальгия заманила нас в ресторан «Пиросмани» -с очень приятным стильным интерьером и абсолютно русским, или советским, стилем обслуживания. Хотя, кроме нас, в ресторане не было абсолютно никого, кроме официантов, меню нам подали не сразу. Впрочем, могли и вовсе не подавать, так как половины блюд оттуда в наличии не было. Жаль, что были остальные – солянка была чуть тёплой сверху и ледяной внутри – исключительный успех повара, что-то вроде «Эскимосского пирога» с грузинским акцентом. Баранина и баклажаны пересолены. Впрочем, поскольку мы оказались сыты разговорами, это нас не очень беспокоило.  В общем, от ностальгии мы, если  и страдали, абсолютно излечились.  Обняв на прощание сына Ри – раз своего под рукой не было – я с сожалением распрощалась с очаровательными людьми, с которыми меня свёл интернет и форум Woman.ru

Время летело незаметно – как-то все время была при деле – и как-то совершенно не хотелось никаких человеческих контактов – впервые за много лет я была предоставлена сама себе  нашла это состояние «свободного полёта» весьма приятным. Что хотела, то и делала. Несколько раз садилась в обычный городской автобус (15 крон, если покупаешь билет у шофёра, и 10, если озаботишься купить в киоске на Тржнице – автобусном вокзале в центре города. Любопытно было видеть, как быстро городской пейзаж сменялся сельским – практически все конечные остановки были уже в полях.

Как-то решила пообедать в одном из ресторанов на набережной – соблазнилась тортом с лесной земляникой, и случайно подсмотрела весьма характерную сценку: Русская пара с донельзя избалованным ребёнком заказала по его настоянию большую камбалу – одну из тех, которые были выставлены в витрине со льдом на тротуаре. Рыбу, он, естественно, есть не стал, несмотря на бесконечные уговоры и посулы – честно говоря, для меня это выглядело совершенно дико – мы как-то привыкли, что ребенок может не хотеть есть. Впрочем, самое главное было впереди – когда принесли счет. У родителей полезли глаза на лоб – он был на 600 долларов (!) – одна рыбка потянула на 500. В ответ на вопрос «Почему» официант хладнокровно нагло зaявил, что в Карловых Варах моря нет. Что делать – бедняги заплатили!

В магазинах я сама пару раз становилась жертвой местных, правда, во-время спохватившись, отделалась мелкими уколами. На второй день меня занесло в обычный магазин  - не туристскую приманку. Первое, что поразило – убогость фруктово-овощного отдела – пара сморщенных лимонов, жалкая кучка яблок, «суповой набор» кореньев и салат. Правда колбасный отдел впечатлял, но цены, как я поняла, «кусались» по местным меркам. На зарплату в 5-6 тысяч в месяц вряд ли можно покупать часто колбасу за  180.  Взяв какую-то мелочь, я подошла к кассе, и кассирша, не давая мне чека, пробормотала что-то вроде «тыща сто писят» - я, совершенно не думая, выдала ей 1200 крон. Только когда она вместо 50-кроновой яркой бумажки сунула пару мелки монет – в 2 и пять крон, до меня дошло, что что-то не так – не могли паста, бутылка воды, и кусок сыра стоить таких денег. Я зашла за кассу и увидела на табло 150. Стала требовать свои деньги назад, на что кассирша изображала полное непонимания ни одного из доступных мне языков. Тогда я взяла ручку и  и с помощью пантомимы и написанных цифр еще раз потребовала  сдачу. Она швырнула мне пару бумажек – крон 200 – и с треском захлопнула кассу – типа все. Расчёт окончен.  Ну, тут я разозлилась по-настоящему – ладно, хотелось поживиться за счёт туристки -  как говорится, не могу осуждать. Но уж если тебя поймали – имей совесть притвориться, что случайно ошиблась. В общем, я стала во весь голос по-русски и по-английски требовать полицию.  Примчалась заведующая и когда я, с помощью той же пантомимы, объяснила суть дела, вернула мне сдачу до копеечки. Осадок остался весьма неприятный.

Не могу пропустить посещение балета – выступала труппа Балет Богемии с программой «Спящая Красавица», «Народные танцы» и «Болеро» Равеля. Молодые ребята, весьма неумелые, но старательные. Про «Спящую» умолчу – представьте выступление среднего кружка самодеятельности, но в хороших костюмах. Купюр было столько, что «балет» свертели за 40 минут. Народные танцы – всегда хорошо – главное костюмы и желание. Но вот «Болеро» -....

Давно я так не смеялась в балете. Вообще-то, для себя я определила жанр «Мечта гомосексуалиста» - главный герой – красивый высокий парень, почему-то был одет  под сильфиду – в длинной полупрозрачной юбочке. Остальные – мужчины только в черных полупрозрачных штанах, женщины – в  каких-то черных  одеяниях из эротических фантазий мазохиста – что-то вроде костюма доминатрикс. Центральное место в балете занимала большая игральная кость. Сначала она была повернута к зрителю гранью с 6  очками – и шесть женщин как-бы танцевали – на самом деле, они катались и ползали по сцене в разных направлениях. Особенно меня впечатлило новое па – ползание задом. Пока они так упражнялись  герой вытворял разные кульбиты с кубом – ложился на него, садился, обнимал и т.д.  Потом куб перевернули пятью очками к публике и действо повторилось, с той только разницей, что вышли пятеро мужчин  Ну и так далее...

В последние пару дней я познакомилась с двумя милыми дамами – одна из Владивостока, другая из Киева, и мы приятно провели время в болтовне. Гулять было нельзя – резко похолодало – до 3х градусов Цельсия, к тому же дождь.

Напоследок, турбюро “Caroli” (запомните это название и никогда с ними не связывайтесь) устроило мне последнюю подлянку. Зная, что обычное время трансфера в аэропорт 8 утра, я сразу по приезде связалась с главным офисом и объяснила, что мой самолёт улетает в 11, до Праги ехать почти два часа, и я должна быть в аэропорту не позже 9. Меня заверили, что машина за мной придёт в 6:45.  Она не пришла и в 7, а когда я дозвонилась до агента, то он мне спокойно ответил, что шофёр приедет в 7:45, поскольку он считает, что у нас будет достаточно времени (!) Нет, я успела на самолёт за 10 минут до отлёта – к счастью, рейс отложили на полчаса и у меня хватило времени выпить чашку кофе, чтобы успокоить растрёпанные нервы. Эпитеты, которыми я награждала шофёра, агентство, и Чехию  приводить не буду...

В остальном, обратный путь был без особых эксцессов, если не считать того, что у меня выдернули спицы из вязания и выбросили кусок шпика в вакуумной упаковке, который я везла своим. Как мне объяснили на американской таможне, мясо можно провозить только в запаянных банках.


Рецензии
"озлобленная бесконечными пожиманиями плеч"
Здесь русский язык вам отказывает: правильно - пожиманиями плечами, но два существительных в творительном падеже тоже нехорошо.

"Удручали деревни и маленькие городки вдоль дороги с какой-то печатью запустения и безнадёжности: покосившиеся разваливающиеся заборы, заросшие одуванчиками улицы, костёлы и общественные здания с обвалившейся штукатуркой..."
Я неоднократно бывал в ЧССР 80-х годов и такого запустения не наблюдал. Правда, когда ехал из Праги в Карловы Вары был неприятно поражен индустриальным пейзажем - унылым серым плоскогорьем, утыканным пальцами дымящихся труб.

"Наша гостиница «Есениус» оказалась в самом центре, рядом со зданием театра, напротив колоннады с источником и гейзером Вржидло."
Значит, речь идет не столько о Карловых Варах, сколько о смежном с ними курортном городке Франтишковы Лазне.

"Гостиница старая"
И, должно быть, недорогая, поскольку наделена только двумя звездами.

"жирные соусы, мука, сметана"
Вообще-то чешская "сметана" - это по-нашему сливки или крем, а наша сметана - по-чешски - "кисела (т.е. кислая) сметана". Я бы не сказал, что "наша" сметана у чехов в большом почете. По крайней мере, я с ней в заведениях чешского общепита почему-то не сталкивался.

«нет бiльше жорных плям» и «ваша шкiра виглядає дуже погано»
В украинском языке нет слова "нет" (его заменяет слова "нема").

"к опусканию пациентов в горячий источник на разные сроки, вплоть до 12 часов кряду"
Нам на экскурсии гид рассказал, что Карл Маркс, лечившийся здесь, просиживал в ванне 8 часов кряду в сутки. Разумеется, такая процедура ему не столько помогла, сколько навредила.

"Практически в каждом чешском городе есть, так называемый, «Чумной столб»"
То же - в Австрии и Германии.

"Осадок остался весьма неприятный."
Бывает. Примерно так же, хотя и в меньших масштабах, меня обманули в Женеве (при приобретении билета в бассейн) и польском Белостоке (при приобретении билетов к кино).

"Бехеровка" - это скорее бальзам, алкогольная настойка на травах. Ее принято употреблять (крохотную рюмочку), если чересчур "нагрузился" другим спиртным, или переел. И никак иначе. Наши люди таких тонкостей, конечно, не знают, да и вообще "культура" отечественного пития резко отличается от западно-европейской.

Алексей Аксельрод   27.10.2023 22:52     Заявить о нарушении
Спасибо за такой детальный разбор.
Речь идёт о поездке 2003, в 80-е думаю было все иначе.
Речь идёт именно о Карловых Варах. Гостиница Jessenius.

Елена Каллевиг   30.10.2023 04:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.