Притча о богатстве и бедности

     Когда-то жил очень богатый шах. И был у него сын. Шах со дня его рождения старался воспитывать в наследнике самые благородные черты характера, и это удавалось ему в полной мере.
     Когда сын возмужал настолько, что стал задумываться об устройстве мира, он спросил у шаха:
     – Отец, скажи, почему в мире есть богатые и бедные? Ведь у тебя столько богатств, которые год от года только прибывают! И у других владык богатств не меньше, и они тоже прибывают и прибывают! Разве всего этого не хватило бы на всех? Разве не могут богатые люди построить для бедняков дома, больницы и школы? И дать им денег, чтобы их семьи не голодали и их дети могли учиться? Ведь жить среди сытых и довольных людей намного приятнее, чем среди нищих и несчастных.
     – Сын мой! – отвечает шах, – Ты вырос настоящим мужчиной и хорошим человеком. Но... чтобы понять мой ответ на твой вопрос, у тебя недостаточно жизненного опыта. Я не стану отвечать. Но сейчас же выдам тебе часть моих денег и отпишу в твоё правление целый город, и ты делай в нём всё, что только захочешь.
     Получив в своё распоряжение огромные богатства, молодой человек тут же отправился в отданный ему для управления город, который он решил превратить в город всеобщего счастья и благоденствия.
     Ровно через семь лет он прибыл во дворец отца в очень плохом настроении.
     – Рассказывай, сын мой, как ты прожил эти годы? Удалось ли тебе осуществить  задуманное?
     – Я очень разочарован, отец. Когда я пришёл в этот город, то объявил всем, что каждый может прийти ко мне с советом или рекомендацией, как и что нужно построить в этом городе. Я раздал всем денег для того, чтобы они могли кормить своих детей и отправить их учиться. Я пригласил в город лучших архитекторов и строителей страны и построил больницы, школы и театры. Я дал людям хлеба и зрелищ, но что я получил взамен, хотя ничего и не ждал, а думал только о благополучии, мире и веселье в этом городе?
     – И что же ты получил?
     – Вначале люди с благодарностью приняли меня и даже называли меня своим отцом и учителем, они с готовностью и радостью приходили ко мне, я делился с ними всем, что у меня было. Мы вместе обсуждали общественные проблемы и вместе строили и улучшали жизнь в городе, я был среди них равным среди равных, я прислушивался к ним, они прислушивались ко мне, и всё вроде бы шло хорошо. Но потом те, которые прежде были самыми бедными и самыми несчастными, снова начали беднеть. Денег у них становилось всё меньше и меньше, хотя у всех в городе были равные условия и возможности их приумножать. И вот эти люди начали сплетничать обо мне и всячески меня поносить, хоть и не сделал я им ничего плохого, а только хорошее. За многими построенными зданиями мало кто ухаживал, мало кто поливал посаженные сады, а получив от меня денег, многие и вообще перестали работать, а только проживали полученное задаром. Их дети не хотели учиться в построенных школах, хотя я нанял лучших учителей из других городов. А когда у меня закончились все деньги и я не мог больше ничего никому раздавать, те люди и вовсе стали смеяться мне в лицо, а многие даже бросали камни в мою сторону, когда я проходил по улице. Другие же молча делали вид, что ничего не замечают, и не находилось ни одного, который бы заступился за меня. Если я пытался призывать своих обидчиков к совести, то они в ответ обвиняли меня во всех грехах.
     – И это всё?
     – Нет, отец. Так продолжалось четыре с половиной года. Тогда я решил, что плохо справляюсь, и взял себе в помощники самых работящих жителей этого города. И что же?! Ещё через два с половиной года все мои помощники разбогатели и стали строить себе роскошные дома и носить роскошные одежды, они стали выделяться изо всех жителей города своим достатком, потому что подавляющее большинство тех, кто до моего приезда были бедняками или нищими, те опять стали бедными и даже нищими, и только редкие из них сохранили обретённый средний достаток своим старательным усердием в труде. Всё вернулось к тому, с чего и начиналось. Отец, мне так жаль потраченных сил и твоих денег! Я не знаю, что мне сейчас делать.
     – Сын мой! Не жалей ни о чём! Силы к тебе вернутся, ведь ты ещё так молод! И деньги дело наживное. Запомни только, что умение руководить деньгами дороже самих денег. Да и потраченное тобой не ушло впустую – ты приобрёл хороший жизненный опыт. И ты знаешь уже ответ на тот твой вопрос?
     – Кажется, знаю. И ещё знаю, что не всегда нужно ходить с карманами, полными жемчуга, рассыпая его где ни попадя!
     – Ах, если бы всё было так просто... Пройдёт ещё несколько лет, ты по-настоящему повзрослеешь и поймёшь, что не все богатства измеряются количеством жемчуга. Присмотрись к жизни вокруг себя. Все ли обладатели золотых дворцов и роскошных одежд счастливы и все ли живущие в простых жилищах и носящие простые одежды несчастны? Нет! Скажу ещё больше – многие и многие из них по-настоящему счастливы именно потому, что не стремятся завладеть всеми деньгами мира. Они счастливы тем, что любят и любимы, что дарят свои таланты окружающим или любуются талантами других, что поддерживают чистоту и уют вокруг себя, никому не вредят и никого не предают. Ведь что человеку для истинного счастья нужно? Создать преданную и понимающую семью, благодарно жить в красоте окружающего мира и иметь чистую совесть. 
***


Рецензии
Ожидал большего. Элементарные сентенции. Богатые - умные, работящие и добрые, а бедные, в т.ч. их дети, - ленивые, глупые и злые.

Рони Нури   19.01.2024 08:38     Заявить о нарушении
Зачем приврали, что здесь про злых и добрых, умных и глупых, работящих и ленивых?
Если здесь упомянут дворец, то это вовсе не значит, что здесь написано о дворце.

И еще: правда она одна, многообразием сентенций ее не украсишь.

Алла Приц   19.01.2024 19:41   Заявить о нарушении
Рони Нури, Вашего ответа на заданный мной вопрос пока не дождалась. Очень хотелось получить от Вас поясняющие комментарии к Вашей реплике. Пока не получила. Потому отвечаю сама на поставленный Вам вопрос: по моим наблюдениям на сайте Стихи.ру и Проза.ру патриотическая тема не только никогда не преследовалась и не преследуется, а совсем наоборот! Патриотическая поэзия здесь в особой чести! Проводятся конкурсы и живые выступления с патриотическими стихами, печатаются целые сборники на патриотическую тему - например, "Георгиевская лента", "Святая Русь" - и мало того, авторы патриотических произведений награждаются выпуском подборок своих произведений за счет портала Стихи.ру в печатных альманахах, дипломами и даже медалями. Сама же медаль называется "Святая Русь". Это ли не показатель ориентированности руководства сайта на патриотизм и народность? В этом году я сама стала победителем в Патриотических чтениях, проходивших в Центральном доме литераторов в День Народного единства. И атмосфера патриотизма и человеколюбия происходившего в тот день события меня восхитила!
Предполагаю, что некие удаленные с сайта стихи Вы ошибочно приняли за патриотические. Скорее всего в них были нотки, призывающие к межнациональной розни или еще чему-то подобному.

Алла Приц   21.01.2024 21:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.