Сандро Боттичелли - живописец эпохи Ренессанса-9

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Осенью 1494 года французская армия, возглавляемая Карлом VIII, вступила на территорию Италии. Продвигаясь в глубь страны, Карл VIII появился на границе Флорентийской области. Воспользовавшись этим, жители Пизы поднимают восстание и отделяются от Флоренции. Сама Флоренция находится под угрозой завоевания и вслед за Пизой в ней вспыхивает восстание.
Его результатом явилось изгнание Пьеро Медичи, произошедшее 8 ноября 1494 года, и установление республики, в чем не малую роль сыграл Савонарола.
С утверждением власти Савонаролы жизнь во Флоренции резко изменилась. В городе, в котором еще  так недавно  любили карнавалы и торжества, люди с ночи спешили в церковь, в ожидании начала проповеди. По праздничным дням рынки и лавки оставались закрытыми. Запрещалось производить любые предметы роскоши. За азартные игры устанавливались высокие штрафы.
В городе росли голод и безработица из-за того, что закрылись многочисленные флорентийские мастерские, производившие шелка, ювелирные изделия и другие предметы роскоши.
Фра Джироламо резко обличал пороки и разврат духовенства, не останавливаясь перед выпадами против самого папы.
Все это вместе взятое привело к тому, что флорентийская Синьория с санкции папы Александра VI решила начать процесс против Савонаролы.
13 мая 1497 года опубликован папский указ, отлучающий Савонаролу от церкви. Некоторое время спустя Савонаролу заключают в тюрьму как еретика, расшатывающего устои церкви.
Процесс затянулся на многие месяцы, доминиканца подвергали пыткам.

Наконец, суд постановил: повесить на площади Синьории фра Джироламо и двух его приверженцев – фра Доменико и фра Сильвестро,- а затем сжечь их трупы.
23 мая 1498 года приговор был приведен в исполнение.
Многие из недавних сторонников Савонаролы незадолго до его смерти резко изменили отношение к нему. Однако мученическая смерть Савонаролы на многих произвела очень сильное впечатление, в том числе на молодого Микеланджело и стареющего Боттичелли.

Очевидно, уже после смерти Савонаролы были созданы два варианта «ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ» (МИЛАН, МУЗЕЙ ПОЛЬДИ ПЕЦЦОЛИ, И МЮНХЕН, СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА).
Обе картины могут быть восприняты как отклик на казнь Савонаролы, что и обусловило выбор сюжета – оплакивание Христа.
Крупномасштабные фигуры почти полностью заполнили всю плоскость картины.
Все усилия художника направлены на передачу невыносимой скорби, которая лишила чувств богоматерь, заставила Магдалину согнуться и припасть к ногам Христа, надела на лица оплакивающих маску страдания.
Кажется, что боль пронзила каждую линию композиций: резкий контур тела Христа словно свидетельствует о перенесенных им страданиях, стремительно бегут линии, очерчивающие бессильно упавшую руку мадонны, лишившейся чувств.

Поздние произведения Боттичелли немногочисленны. Примерно около 1500-го года Боттичелли получил заказ от одного из религиозных братств на исполнение четырех картин, посвященных ИСТОРИИ СВЯТОГО ЗИНОВИЯ.
Зиновий – лицо историческое. Он был епископом Флоренции в конце IV – начале V века и, согласно легенде, совершал чудеса. Эти чудеса и стали темой картин.
В его картинах появляется некий ренессансный город с площадями, улицами, дворцами, церквами, облик которых навеян постройками флорентийских.
Архитектура играет в картине большую роль, создавая определенное настроение. Чувство щемящей тоски возникает при виде четко переданных форм зданий, необитаемых домов и совершенно пустынных улиц, уходящих вглубь.

Четыре эпизода соединены в «СЦЕНАХ ИЗ ЖИЗНИ СВ. ЗИНОВИЯ» (ДРЕЗДЕН, КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ): слева повозка переехала ребенка и к нему бросаются обезумевшие от горя родители, затем мать с мертвым мальчиком поднимается по ступеням собора. В центре – ребенок, исцеленный Зиновием, попадает в объятия матери и, наконец, справа – святой Зиновий, в предчувствии близкой смерти, благословляет собравшихся вокруг его ложа. Экспрессия достигла высшей точки напряжения, стремительная линия передает и отчаяние, и радость маленьких, выразительных фигур.

Среди всех поздних произведений художника «РОЖДЕСТВО» - единственное, имеющее точную дату – 1501 год. В верхней части «Рождества» сделана надпись по-гречески: «Эта картина была написана мной, Александро, в конце смут после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в XI главе и второй скорби Апокалипсиса, когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи, и мы увидим его поверженным, как представлено на этой картине».
Художник использовал сюжет, к которому неоднократно обращался на протяжении 70-х годов.
Но не случайно все ранние картины носят название «Поклонение волхвов», в то время как находящаяся в Лондоне – «Рождество».
Здесь поставлен иной акцент: не праздничное шествие волхвов, а таинство и чудо; не те, кто поклоняется, а тот, кому поклоняются. Художник создает необычную по иконографии сцену: исчезли античные руины, служившие фоном в его ранних «Поклонениях».
В центре – пещера, над которой возведена покатая соломенная крыша, под ней нашло приют святое семейство. Около традиционных ясель на земле лежит младенец, над ним склоняется молящаяся мадонна. Напротив нее, скорчившись, спиной к зрителю сидит святой Иосиф. Вокруг этих главных действующих лиц, не смея приблизиться к яслям, группируются остальные персонажи: справа – пастухи, слева – волхвы, и тех, и других сопровождают ангелы.
В картине торжествует добро; злые силы теряют свою власть, как об этом сообщала надпись, сделанная Боттичелли – «МЫ УВИДИМ ЕГО (САТАНУ) ПОВЕРЖЕННЫМ»,- поэтому на первом плане помещены маленькие черти, которые, корчась, исчезают в недрах земли.
Яркий цвет усиливает ощущение праздничной атмосферы. Каждая фигура, каждый предмет интенсивно окрашен, подобно народным изделиям – в розовое, зеленое, фиолетовое, золотое, белое, красное.
Боттичелли так виртуозно и выразительно нашел интервалы между группами, что композиционное построение можно сравнить с музыкальным произведением: появляется ощущение почти звучащего гимна, после непродолжительных пауз с новой силой возникают мощные и стройные аккорды.

В последние годы жизни деятельность Боттичелли ослабевает и замирает. После 1504 года, когда, наряду с другими мастерами Флоренции, он выбирал место для знаменитой микеланджеловской статуи Давида, мы больше не встречаем о нем никаких упоминаний.
Как было записано во флорентийской «Книге мертвых», Сандро Боттичелли был похоронен 17 мая 1510 года на кладбище церкви Онисанти, расположенной недалеко от дома, где 65 лет тому назад он родился.
Со смертью Боттичелли завершается история флорентийской живописи Раннего Возрождения - подлинной весны итальянской художественной культуры.
Это была первая робкая попытка раскрыть душевный мир человека, попытка, получившая через поколения и столетия свое бесконечно многогранное отражение в творчестве других мастеров.

Немного можно найти в истории европейского искусства художников, в творчестве которых так причудливо соединились бы объективное и субъективное, новые достижения и отступления оттого, что уже было завоевано, утверждение идеалов и отречение от них, тонкая лирика и ощущение глубокого трагизма.
ИСКУССТВО БОТТИЧЕЛЛИ — ПОЭТИЧЕСКАЯ ИСПОВЕДЬ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА, КОТОРАЯ ВОЛНУЕТ И ВСЕГДА БУДЕТ ВОЛНОВАТЬ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ.


Рецензии