О ты, врагов очарованье

Создатель остросюжетной экшн-кинотрилогии о Неуловимых, режиссер Эдмонд Кеосаян, может даже, не подозревая о том, еще в 1968 году, задал тренд интеллектуального и неоднозначного врага в советском кино, который стал постепенно приходить на экраны вместо однобокого гротескно-карикатурного взгляда на противника, как на злобного недалекого упыря из анекдотов («Подвиг разведчика», «Беспокойное хозяйство» и т.п.)   

Да, конечно, есть в этом фильме людоед-атаман Бурнаш, водевильный полковник с гитарой в исполнении Евгения Весника, незабвенный недотепа от Савелия Краморова.
 
Однако, наряду с этим, присутствуют вполне серьезные враги - контр-разведчик полковник Леопольд Кудасов и штабс-капитан Петр Сергеевич Овечкин.

Мало того, его антигерои уже очеловечены и не лишены флера романтики, и даже симпатичны.

Я не претендую на глобализм или академизм своего исследования.

Конечно, были яркие «белые» персонажи из к/фильмов «Адъютант его Превосходительства», «Бег», «Служили два товарища», а также незабвенные «черные» персонажи из к/ф «Щит и меч», однако, это было уже потом…

А у него они были облачены в щеголеватую изящную вражескую униформу.

Их сыграли самые брутальные актеры советского кино, достаточно упомянуть всегда и всех переигрывающего, в том числе и самого себя, Армена Джигарханяна.

Видимо с этой целью - преодоления одноплоскостного восприятия, в их вражеские белогвардейские уста были вложены две шикарнейшие песни Яна Френкеля о Родине («Русское поле» и «Тальянка»), в исполнении поручика Перова, или легендарного кумира советских женщин Владимира Ивашова.

До сих пор удивляюсь, как это все тогдашнее Госкино пропустило? Прямо стихи получились… Всю эту романтизацию белогвардейщины?

Подумал я и о том, что может оттуда Татьяна Лиознова и черпала будущие образы для своих Мгновений.

Может и послужил коварный штабс-капитан Армен Борисович Овечкин прообразом для будущего антигероя - гестаповца Броневого ибн Мюллера?

А стандарт штандартенфюрера Штирлица фон Тихонова, был срисован с красавца поручика Ивашова!?

Кстати, любопытный факт.

Роль Мюллера первоначально была предложена Всеволоду Санаеву (главная роль в к/ф «Версия полковника Зорина»), однако, он категорически отказался от нее по «идейным соображениям» (совсем, как у В.Войновича в «Чонкине»). Дело в том, что он на тот момент являлся секретарем парткома киностудии «Мосфильм» и никак не ассоциировал свой светлый образ лидера партячейки с кровавой репутацией шефа гестапо.

Вот так вошел в положительный образ... и не вышел. 

А выиграл от этого только Леонид Броневой… и массовый телезритель!)


Рецензии