Переломный момент в парашютной карьере

Не изменяя себе, никогда не появляясь в медучреждениях по доброй воле, в больнице я появилась на носилках с переломом какой-то кости на правой ноге. Неудачное приземление  после четвёртого прыжка в Ватулино. И был это 973-й прыжок... Такие хорошие цифры по нумерологии! А сложишь и получишь... ноль!

Отмотаем на начало

Надо восстановить события этого крайне печального происшествия. В субботу, 3 августа 2019, с сектором "В" поехали  на ДЗ Ватулино, УТС перед рекордом.  Три бирки висели у меня на ранце, четыре ДЗ допустили к прыжкам в собственной системе. А тут обнаружили регламент, согласно которому у меня должен быть заменён резак на пиропатроне "Марса".

Пришлось испытывать судьбу на арендном куполе "Спектр". А я уже сто лет на других куполах не прыгала! Укладка чуть другая - не хватает же секций (у меня девять)! После моей укладки он открылся с закруткой в полтора оборота. А поскольку на выходе из АН-28 я сильно ударилась кистью правой руки о ручку дверцы,  дальше меня укладывал мальчик.

Новая ДЗ, новый купол, самолёт Ан-28 - вот сколько новых вводных! И погода сначала не радовала, тучи висели конкретные! Потом распогодилось, и мы классно попрыгали. Три прыжка вполне рабочих, где мы с Сашей Болгаром работали статистами на выходе и крайними усами в фигуре. Разок испортила подход Алинке, которую чуть отнесло на развороте, заняла её место, а это просто крайне неправильно!

Когда очередной борт со спортсменами вернули по погоде, объявили стендбай, часа два валялись в укладочной на ковриках. Пришла светлая дыра - смена продолжилась. Меня местные предупредили, что после дождя тут термики гуляют, надо быть внимательной. И поле мокрое.

Полная приятных впечатлений от прыжка, ибо всё получилось, построила заход и, пропуская более шустрых, ровненько по стрелке "пошла на посадку". Справа стоял на поляне Саша Линник, сзади шли Виталя Денисов и Вова Макаров, я старалась ровно держаться, вдруг у кого-то купол рванёт быстрей, чтобы я была предсказуемой для них - штатно, ровно, спокойно. За секунду до приземления меня рвануло влево. Отыграла правой стропой управления, встала на ноги и сразу поняла, что сломала ногу.

Хорошо, что капитан был рядом, подбежал и закрутилась карусель лиц, рук,  охов... Шлем сама сняла. А как камера отключилась, даже не знаю. Но после этих двух минут видео, окончившихся моими воплями, файлов больше не было... Может, стёрли, там столько было ненорматива...

Первое впечатление было, что нога застряла при резком развороте в кочку или ямку. Только дома, через две недели, после пошагового просмотра видео с моей камеры, стало чуть понятней, как всё произошло: за полторы секунды до касания земли термик поволок меня влево, я включила правую стопу управления, чтобы компенсировать наклон, поток так же резко исчез, я затянула купол. Но остаточный перекос вправо догнал меня в секунду касания земли, меня качнуло вправо. Нога сломалась. Наверное, я отпустила стропы, меня ещё пару метров протащило вперёд.
Не знаю, может, на своём куполе я бы удержалась... Может, кто-то имеет более быструю реакцию и смог бы отыграть. У меня получилось, как получилось... Видимо, пришло время передохнуть.

Ребята старались очень аккуратно меня разуть, перекладывали на носилки, изображали из картона шину, носили, затаскивали в машину Серёги Лежнёва. Меня трясло периодически от боли, холода, страха. Я материлась... Вещи собрали все, расплатились за меня по полной программе, за аренду купола, кажется, дважды...

Прописка в больнице

Ехала я на заднем сиденье с комфортом больше двух часов. Вова Макаров организовал мне место в Сокольниках. Очень переживала за свой статус "временно зарегистрированной" с дальневосточным полисом. Но он, оказывается, работает!!! Меня приняли! И катали на носилках по анализам и рентгенам в парашютном комбинезоне. Выглядело, думаю, смешно: у окна регистратуры в комбезе лежу, на вопросы отвечаю, такая вся парашютистка, блин! И переживаю не за ногу, а за то, что комбинезон порежут. Ну, полная идиотка!

Рентген определил оскольчатый закрытый перелом берцовой кости в нижней трети. Молодые парни-врачи весело сообщили, что я тут надолго. И повезли в какую-то процедурную комнату. По факту она оказалась пыточной! Потому что ногу мою обезболивали новокаином, а это очень больно! Ощущения были такие, будто они цепляли кожу рыболовным крючком и рвали её изо всех сил! И я орала! А они хихикали.

Если бы этим всё закончилось... Далее один завёл настоящий перфоратор со сверлом и...  Я закрыла глаза, вцепилась в трубки носилок и тихонько завыла от страха... Отвлекала меня от процесса пожилая медсестра, задавая вопросы всякие. А парни тупо просверлили насквозь мою пятку, вставили туда какой-то штырь, привязали к нему подкову и, довольные собой, отпустили меня в стационар.

На четвёртом этаже

Нейрохирургия? Почему? В травме места пока нет, но она здесь же, на этом этаже. Три дня придётся лежать на вытяжке. Что это такое, я поняла только когда меня перегрузили на кровать в палате. Принесли какую-то марлево-проволочную конструкцию, положили на неё сломанную ногу, а к подкове прицепили пятикилограммовую гирю! А-а-а!!! Садисты! Больно же!!!

Обезболивающий укол и все ушли. В палате я одна. Страшно! И звонка, чтобы вызвать сестру тут нет. И свет включается только у двери. И очень холодно. Ноги мёрзли и немели обе. Эти саночки не давали обмотать одеяло вокруг ног. Хотелось в туалет, но орать и звать сестру ночью не хотелось...  Так и лежала в полубреду-полусне... Было больно, холодно, плохо и противно, но сделать я ничего не могла.

Утром 4 августа меня навестила медсестра, ужаснулась холодине, принесла второе одеяло, утеплила, уколола. И потеплело. И посетители появились. Первым приехал Андрей. Забрал ключи от квартиры и поехал ко мне домой за ноутбуком, и другими необходимыми вещами. Следом появился Саша Александров. Профессионально задав ряд вопросов в вотсапе, он прибыл с двумя большими пакетами. Улыбаясь, провозгласил, что долг платежом страшен и достал из пакета кекс! Я ему такие привозила в Склиф. Он отказывался есть, потому что крошки сыпались и спать было потом плохо. Мститель, блин! Привёз тёплые носочки, полотенце, кружку-ложку, еды на неделю.

На минутку забежал Саша Линник, посмотрел, пожалел, подбодрил, записал на январь в трубу (поддержал мой оптимизм). Что я сделала не так на приземлении? Он же видел! Ответил, что от меня там ничего не зависело, подвела погода. Примчался Рома Ликин, которого я тоже в Склифе навещала недавно. Полтора часа меня байками развлекал. Такой артист, оказывается!

В воскресенье произошёл страшный случай, заставивший пожалеть об отсутствии кнопки вызова. Поправляя левой ногой одеяло, я случайно пяткой задела место перелома. Такой адской боли я никогда не испытывала! У меня сразу отнялись руки-ноги на секунду, а потом даже вдох отражался в поломанном месте. Рискуя задохнуться или умереть от болевого шока, я 10 минут сипела, вопила, орала, пытаясь позвать медсестру.

Вся в слезах, в поту, с выпученными глазами получила обезболивающий и слова  - "Осторожней, пожалуйста, с ногой"... После этого случая взяла номера телефонов у санитарочек. В живот делают ужасно болючие уколы от тромбов. Он стал похож на сплошной синяк в кровоподтёках... на мухомор в крапинку. Словно это тут травма, а не на ноге.

Понедельник - день тяжёлый

С утра началось активное шевеление: медсёстры пробежали с электронным термометром, шприцами, таблетками. Санитарочки помогли спрятать всё, что валялось на тумбочке. И вот представительная делегация из одних мужчин разного возраста и роста. Самый высокий - зав. отделением, улыбаясь спрашивает:

- Ну, что случилось? Где травму получили?

- Неудачное приземление.

- Упали?

- Нет, с парашютом, - говорит молодой невысокий парень, который принимал меня по Скорой в субботу.

У зава брови подпрыгивают. Он в карточку заглядывает:

- 59 лет, правильно? С парашютом?

Так стало неудобно, прямо даже стыдно... Дура какая-то  старая...

- Зачем вам это? Первый раз?

- 973-й, - говорю в подушку и закрываю глаза.

Мужики улыбаются. В психушку проверяться не посылают. И на том спасибо! Потом один из них вернулся, это доктор, который будет оперировать - Сергей Александрович. Очень немногословный человек. Дал телефон чешской фирмы, где пластину можно купить, и вышел. Кстати, страхующий прибор у меня тоже чешский - "Марс"...

Вова Макаров, уезжая, сказал мне так:

- В понедельник узнаёшь, сколько стоит нормальная титановая пластина и звонишь мне. На гипс не соглашайся! Сумму мне озвучишь, дальше не твоё собачье дело, лежи отдыхай.

Чешский специалист Ян сначала долго рассказывал о преимуществах пластины, её вечности, не отторжении организмом, не фонящей  в пропускниках и МРТ. Потом назвал стоимость - 79 500 руб. Поблагодарила, отключилась и упала духом. На пару минут. Потом вспомнила, что есть Андрей Иванович, который готов  помочь. И есть Вовка, который тоже обещал.

Не было бы счастья...

Истина! Именно попав в беду, я вдруг поняла, что я очень счастливый человек. Потому что после звонка Вовке началось что-то невероятное. Он опубликовал в чате трогательный пост "о нашей Пчёлке", прыгающей пенсионерке, которой некому помочь, кроме друзей-парашютистов.  Пластина стоит столько-то, надо выкупить сегодня до 17:00. Его репостнули в соцсетях и на карту Макарова начали поступать благотворительные взносы.

Откуда кто знает, кто такая "наша Пчёлка"? Я не знаю, но каждые 10 минут Вова писал новую сумму поступлений. Народ веселился и делал ставки - соберут 150 тыс. или нет? А я лежала и плакала. И сейчас, вспоминая или рассказывая об этих минутах, ком в горле и слёзы наворачиваются. Сбор средств стартовал в 10:00, к 12:00 было собрано 100 тысяч. Лот-организатор сделал заказ, оплатил пластину и сообщил о завершении мероприятия.
 
А деньги продолжали поступать теперь на мою карту. Народ писал: "не забывай про реабилитацию!" Столько ещё всего надо будет после выписки - ортез, лекарства, питание усиленное. И кидали, кидали... А я слушала телефонные сигналы о поступлении и ревела. Звонили с Дальнего Востока. Там был поздний вечер. Каждый нашёл тёплые слова поддержки, давали советы. Добавились деньги от журналистов Приморья и родного АТСК Арсеньевский. На реабилитацию и мороженое! На платный рентген и такси! Слёзы текли без разрешения и согласия. Вот так вот...В вечном долгу я теперь перед парашютным и журналистским сообществом: не знаю всех поимённо, но каждому низкий поклон и благодарность! Это я не забуду никогда.
Несчастливый повод, но очень ценный урок.

Вчера после работы навестила  Алина Губенко. Медсестра потом спросила:

- Вас нашла такая элегантная женщина?

Конечно, нашла! Миниатюрная наша красавица! Просто с подиума  сошла! Развлекала меня интересными историями. Сегодня приезжала Юлька Мусатова. Рассмотрела конструкцию с гирей и заистерила. Привезла кроссворды, крем для рук, маски для лица корейские. Настоящая девочка! Она знает, что для настроения нужно! Я перед операцией маску на лицо сделала, приготовилась к приключению!

Началось!

Вторник, 6 августа. Приходил терапевт, написавший мне вторую степень гипертонии(?), а у меня просто нервы сдавать начали! Потом индивидуальная беседа с анестезиологом. Ещё появилась бабушка - божий одуванчик, она оказалась врачом ЛФК: мы с ней помахали ручками, пошевелили шеей и плечами.

- Если УЗИ вен покажет норму, завтра утром оперируемся, - сказал хирург.

Сгоняли на УЗИ. Во время поездки гиря телепалась и было не очень комфортно. А когда её чуть подняли - какая жуткая боль! Все кости в мышцы впились. Сразу простила мальчишек, продырявивших перфоратором мою пятку. Очень тут боятся, что возраст, неподвижность и травма спровоцируют образование тромба.

Кстати, врач УЗИ порезала ножницами всю мою марлевую конструкцию. Когда вернули на этаж, резко подбежал медбрат, откинул одеяло и чуть не получил по лицу - я же лежу без нижнего белья и в общественном месте! А чего ему надо я вообще сразу не поняла. Одеяло легло на место, парень исчез, явился через минуту с бинтом и ножницами. Его грубые попытки дёргать мою ногу я тоже пресекла, почти матом. После этого мы нашли положение ноги, которое позволяет ему с минимальным травматизмом моей нежной психики восстановить марлю на саночках. А ещё через сорок минут я переселилась в такую же двухместку, но в своём отделении - травматологии.

Третий день постельной жизни. Уже привыкла к гире, приноровилась становиться на полумостик перед уткой. Предупреждение "после шести не есть, после полуночи не пить" означало, что завтра меня будут оперировать. Есть я не хочу, лежу радуюсь и боюсь одновременно. И ту поздно вечером является Макс Ночевный - с дыней, тортиком, с девушкой и отличным настроением! А есть-то низзя!..

День хирурга

Итак, 7 августа. С момента, как меня выкатили из комнаты, до момента возврата на место прошло 1 час 29 минут. Это с учётом того, что меня лифтом подняли на седьмой этаж, пересадили в специальное кресло-кровать, подключили проводочками ко всяким датчикам, включая иглу, вставленную в вену. Если я ничего не перепутала...

Помещение мало похоже на операционные из кинофильмов - замкнутое, стерильное в бело-синем свете ламп. Ничего подобного! Огромная зала с высоким дворцовым потолком, кучей всевозможной аппаратуры, операционный стол теряется в этом многообразии железа и мебели. Где-то играла музыка, что-то обсуждали многочисленные люди в белых халатах. Шторкой отгородились.

Сергей Александрович, предупредив, что будет не очень приятно, отвинтил и вынул штырь из пятки, снял подкову. Больно, конечно. И тут же спросил:

- Гепатитом, сифилисом не болели?

- Нет. А с чего такой вопрос странный?

А он об эту подкову поранился, оказывается. Я занервничала - операция-то состоится теперь? Анестезиолог сделал мне согбенную позу, чем-то сильно намазал спину, вполне не больно сделал укол и  опустил спинку операционного стола.  Нижняя часть замерзала постепенно, последними перестали шевелиться пальцы на ногах...

Поскольку я ничего не чувствовала, почти ничего не слышала, время прошло быстро. В конце они каким-то своим теле-рентгеном просветили ногу. На небольших круглых экранчиках, видных и мне, появилась странная железка: сверху овальная, книзу сужающаяся, вся в дырочках разного размера. Но больше всего меня впечатлил вид сбоку: тоненькая чёрная полоска и длинные гвозди-болты. Прямо саморезы какие-то во всю ногу! И их много!!! Такая вот колюче-дорогая у меня правая нога, титановая!

Услышав, что всё закончено, спросила жалостливо:

- Нога-то хоть не кривая будет? С этой пластиной...

Хирург небрежно поднял мою бесчувственную конечность так, что её стало видно через шторочку:

- Вот. Ровная? О чём эти женщины думают?!.

Жёлто-сине-чёрная нога обрела два шрама, под коленом и на лодыжке внутри, с пятью швами из полиэтиленовых синих нитей на каждом. Страшная, но с виду ровная... Синие пластмассовые верёвочки, торчащие в разные стороны - ой, как же это некрасиво! Не больно, а не красиво! Вот о чём думают женщины. Если они женщины! И только потом - как они эту длинную железку под кожу засовывали и к кости прикручивали???

На кровать меня перекладывали медики, я совершенно не владела нижней частью. Словно отстегнули у меня жопу с ногами (грубо, но точно по моему состоянию). Перевалили с операционного стола без всяких осторожностей, я же всё равно ничего не чувствую. Ничего не чувствую! И это страшно... Невозможно приподняться, ничего не шевелится, мышцы не напрягаются - их просто нет...
 
Никакие импульсы не проходят! До дрожи и скрипа зубов пытаешься заслать туда приказ - бесполезно, лежат эти чужие ноги и задница, словно от постороннего человека... С ума сойдёшь запросто... Часа четыре валялась овощем в памперсе. Потом начался отходняк. Медленно, постепенно, опускаясь вниз. Когда начинает оттаивать, появляется не тепло по телу, а холод. Чувствую, как замерзает кожа! Но как это приятно! Я её чувствую!

Очухавшись после операции, я наелась йогурта и, почти гордо, встав на костыли, прогулялась до унитаза при палате. Голова кружится, в глазах звёздочки мелькают - изголодалась видимо, да и мышцы от лежания скукожились. Но какая радость - я свободна! Я двигаюсь! Правда, дальше палаты пока никуда.

Путь к выздоровлению не будет простым

С сегодняшнего дня (8 августа) начинается отсчёт дней до моего выздоровления. От операции 8 недель нельзя становиться на поломанную ногу. Два месяца на костылях - вот это, конечно, печалька. Я думала, как многие говорили, ортез после операции на третий день и начинаешь восстанавливаться. Оказывается, мой перелом имеет особенности, тут ортезы не помогут, только время.

9 августа как-то резко прекратились СМС, звонки. Народ переключился на рекорд. Кризис миновал, операция сделана, жизнь налаживается. Боль стихает. Если ногу не тревожить, то она вообще не болит. Синяк, конечно есть, отёк, чувство постороннего предмета даже есть, но это психика скорее.

Ох, сегодня уже пятница, завтра неделя, как я тут валяюсь. А на улице - штормовое предупреждение, ветер сумасшедший просто. Уточнив адрес, Татьяна Ольховская сказала:

- Мы едем.

Я представила себе, как она с Никитой и Софийкой сейчас мне ка-ак принесут праздник! Со скрипкой... сыграют чего-нибудь. И слёзы потекли сами...

- У тебя есть чем померить ляжку? - это Ромка по мобильнику изощряется, у него есть специальные компрессионные чулки. Он меня сразу из сопливого состояния вывел своими вопросами.

 Татьяна остеопатией пожалела мою ножку, успокоила боль. Я не знаю, как она это делает и почему мой организм отзывается, но вот факт остаётся фактом - физическую боль она мне не первый раз снимает силой мысли или духа... Ей только наличие титана не очень нравится.

На перевязке медбрат Дима два рулона бинтов намотал на одну ногу и сказал, что на вторую не хватает... Тут же приехал Ярик Гречкин, добавил бинтов, купив два пятиметровых. Ромка привёз чулки от тромбоза. Честное слово, если бы не эти посещения, СМСки в чате, я бы уже давно скисла. Напрягает только, что они мне всё покупают, а деньги не берут! А сбросились-то немало, есть чем оплатить лечение.

Выходные разговения

На улице льёт дождь, серо и уныло. И я вся вялая. Но! Сегодня будет объедаловка! Приедут Нина Иваненкова и Ира Клименко, эти хозяюшки умереть от голода не дадут! А если найдутся сопровождающие, то мне разрешат погулять на улице, во дворе больницы. Ой, я же новое слово придумала, когда поступала в больницу: вместо перформер сказала - перфомеТр!

Северная подружка Ниночка привезла пирожков на всю больницу. Нагорнов Виталя с Олей заехали, привезли книжку о Севере и кучу еды! Просто два пакета еды! Следом явились однокурсники - Ира и Костя Аржаник, с рыбой запечённой в фольге. Вот тут я не выдержала - открыла и начала чревоугодничать, невзирая на гостей! Слушала их и кушала.

В воскресенье у меня появилась соседка, Алла Андреевна. Познакомилась с новым врачом - Пётр Вячеславович. О таких сочиняют анекдоты про дистрофиков! Ещё одно важное событие - Андрей привёз таблетки от тромбоза. Они заменят мне эти кошмарные уколы! Почему мне сразу про них не сказали?! Абиднаааа!..

Я сегодня, кстати, привела себя в порядок: брови пощипала, глазки накрасила. Собираюсь погулять на улице. Вечером приехал Саша и мы, с коляской и костылями, отправились на улицу!!! Коляска мне оказалась великовата, я встала на костыли, Сашка покатался в коляске. Обошли территорию по кругу, посмотрели старинные здания. Сделали видео - управление коляской в неадекватном состоянии и танец на костылях. Спасибо Саше за терпение и заботу! Без него скучно, грустно и плохо!

Больничные будни

Опять немного философии. Второй раз я нехило так травмируюсь. Но довольно быстро восстанавливаюсь. Почему? Потому что каждый раз находится немало людей, которые искренне переживают, думают обо мне, посылают хорошую энергетику. "Шлю тебе лучик надежды" - и вот из этих лучиков надо мной образуется целое солнце! Оно греет, лечит, поднимает.

14 августа меня тоже никто не навещал, день прошёл потихонечку. Общалась в чате с любимыми "перфометрами", желала удачи! Ещё сегодня случилось неприятное происшествие: во время прогулки по коридору с Аллой Андреевной у меня вдруг разъехались костыли! Техничка налила воды, размазала по кафелю и предупредительный стендик не поставила. А я таки наступила на поломанную ногу немного. Но не упала, руками упёрлась в пол, больную ногу подняв вверх. Кое-как из этой художественной позы вернули меня в нормальное положение... Час после этого было нехорошо, руки тряслись...

Прощай, стационар!

15 августа меня выписали из больницы. Я в панике выясняла: кто и когда мне будет снимать швы, куда мне обращаться за помощью в случае чего, где взять рентген, анамнез для страховщиков, копию для себя? Доктор расстроил меня новостью, что с пластиной прыгать нельзя. Она жёсткая, а кость эластичная. При приземлениях болты будут крошить кость, разбалтываться.

- Если хотите прыгать, пластину придётся вынимать. Это под местным наркозом, заживёт быстро, за 2 недели. По старым швам порежут и вынут...

При попытке поставить ноги рядом, стоя на костылях, обнаружила, что поломанная стоит на носочке. У меня что теперь - разная длина ног? Я буду всё время хромать? Доктор уложил меня на кровать, провёл тестовые замеры, показал, что ноги  у меня одинаковые. А я уже заистерила по-серьёзному! А потом приехала Таня, загрузила меня в машину, и витиеватыми путями мы добрались до моего дома.
 
Дома стены помогают

Говорят, помогают. А у меня появились бытовые вопросы - кружку не могу переставить, руки костылями заняты. Стирать надо много, а до машинки донести порошок не могу... Но самое главное - перестал работать мой компьютер! Мастер-компьютерщик после тестирования заменил жёсткий диск, переставил винду. Андрей помог сделать перестановку и подгонку мебели под конкретную ситуацию.

Заехал Виталий Денисов, шлем вернул с камерой, обувь. Загрузил холодильник огурцами, помидорами, яблоки привёз, морковки - всё с дачи, экологически чистое и полезное! Спасибо, друг!!! Очень к месту твоя продуктовая помощь.

С трудом организовала себе банный день: с кучей табуреток и приспособлений смогла даже голову помыть! С каждым днём всё спокойней становлюсь, привыкаю к костылям, приспосабливаюсь к предлагаемым обстоятельствам.

22 августа познакомилась с земляком из Хабаровска - Бацаленко Николаем Петровичем. Он - хирург-травматолог. Швы мне снимал. Таблетки прописывал, лично в аптеку свозил и домой довёз. Теперь я лечусь за деньги. Но даже платный врач запретил ещё 6 недель наступать на ногу и думать про ортезы.

12 сентября поеду на рентген, потом начну расхаживать ногу в ортезе. А потом, очень надеюсь, переломный момент закончится...

03 августа - 10 сентября 2019


Рецензии