Однажды в Голливуде - заметка о фильме

Недавно посмотрел нашумевший фильм «Однажды в Голливуде» известного  американского кинорежиссера Квентина Тарантино, ретроспектива американской киноиндустрии 60-х на фоне отчуждения хиппи от американской культуры насилия.

Сразу скажу, что смотреть фильм непросто, поскольку он растянут на 2 ч 39 м, (где взять сегодня время?),  сделан в скрытой,  фарсовой манере и почти лишен сюжета (что характерно для Тарантино, но  малопонятно нашей публике)

Фильм смотреть непросто даже тем, кто знаком с историей движения, или точнее, субкультурой, хиппи.  Известно, что в Советском Союзе о молодежной контр-культуре  Запада говорилось мало, а ее главные мотивы (уход от капиталистических ценностей) умалчивались или искажались. Сегодняшняя молодежь также  с ней мало знакома и мало ей интересуется. Но о движении хиппи, его идейных истоках,  в фильме, собственно,  ничего не говорится.

Фильм  антиамериканский и сделан с намерением поиздеваться над культурой американского мейнстрима.  На мой взгляд,  Тарантино  ошибочно сравнивает культ насилия в американских вестернах с проявлением насилия в одной из коммун (Чарли Мэнсона), тем самым бросая тень  на все движение хиппи.   Последний случай можно отнести к разряду редких  случаев  насилия со стороны контркультурных хиппи.   Но коммуны нельзя сравнивать с тоталитарными сектами (на манер Сёко Асахара).

У коммун был широкий спектр: они имели политический  (антивоенный), духовный (например, коммуна  «Храм» Джима Джонса), или альтернативный характер.  Были сотни миролюбивых групп, пацифизм был их главной идеологией. Некоторые из них инициировали сельскохозяйственные общины раньше, чем знаменитая шотландская община Финдхорн  (например, община The Farm*). Я уже не говорю о психоделической музыке, которая сформировала культурные и музыкальные предпочтения в 60-х -70-х гг.

Движение хиппи заметно ослабло лишь  в середине 70-х. Как пишет симпатизирующий хиппи ученый эколог Фритьоф Капра, движение закончилось с пулей, убившей Джона Леннона.  Фактически хиппи оказались  беспомощными  в условиях жестокой конкуренции Запада. Многие, повзрослевшие, но так и не дождавшиеся коммунистического рая,  хиппи, скрипя душой, были вынуждены уйти на поклон к капиталистическому обществу. 

  Насилие, обожествляемое главными героями, в конце выливается в жуткий кровавый фарс, затмевающий насилие нескольких хиппи. Характерен смешок за кадром при кровавой расправе над хиппи. Фильм Тарантино - плевок в сторону американского мейнстрима. И поделом.


*Сельскохозяйственная коммуна The Farm (ферма), организованная профессором Калифорнийского университета Стивеном Гаскином в 1970 г. жива и поныне.  Интересный документальный фильм об истории коммуны можно найти здесь https://vimeo.com/309518633?ref


Рецензии