Сентябрьское

9 сентября

Холодный порывистый ветер дует не переставая, утки и чайки у берега качаются на зыби непрерывно накатывающих волн. Летит с озера, срывает жёлтый лист с берёз, сыплет на дорожки. Лес печально шелестит падающей и оставшейся листвой, прощаясь с коротким благодатным летом - этим праздником года, когда-то природа радуется, обновляясь, возрождаясь  и принося положенные плоды.

Берёзы желтеют пятнами, как мелированные волосы модниц, тускнеет и изумруд листьев. Папоротники полностью сменили летнюю светлую зелень узора на красное, бурое, бронзовое облачение, а мать-мачеха по-прежнему цветом и яркостью, как летняя. Дождей не было давно, потому и грибов мало, почти нет.

Ветер рвет листву с осенних деревьев, серый асфальт дорожек покрывается золотым дождём маленьких сердечек - берёзовых листочков. 

Редко, когда стихнет ненадолго ветер и проглянет солнышко, такое праздничное сияние воцарится вдруг в роще! Заблестят золотые листики на высоких берёзах, красноватым янтарем стволов внесут свою лепту вековые сосны, запоют запоздалые птицы, пурпур рябиновых гроздьев высветится в чаще кустарников, на миг воцарится покой и ликование природы.

13 сентября

Аллея вдоль берега проложена по зыбкой почве, плавуну, и брусчатка дыбится неровностями. Бабье лето началось внезапно, после дюжины холодных суток и особенно промозглых утренников.

Вчера солнечное тепло удивило, воспринялось с недоверием - как же так, осень пришла ведь уже!  И это ясное теплое утро - как нечаянный подарок после многодневного мрачного холода. 

А сегодня утром туман, за окном молоко, соседнего дома не видно. Редкое  для осени явление, чаще оно бывает зимой. Постепенно туман разошёлся, засветило теплое  солнышко, а в середине дня вдруг потемнело, пролился короткий сильный дождь и вновь оно проглянуло, согрело всё кругом. Из леса потянуло теплой прелью, золото осенних листьев засияло ярче.

В роще, если затаиться, можно увидеть в чаще среди поросли молодых берез и осинок зигзагами скачущую по земле  белку. Я остановилась и замерла, положив на землю палки и  прицелившись фотокамерой. Но нет, предугадать беличьи  прыжки среди частокола тонких стволов невозможно. И вот она уже прыгнула на высокую осину, понеслась по дереву вверх, я только успела заметить в зубах у белочки большой желтый лист. Гнездо утепляет, к зиме зверёк готовится. Толком белочку разглядеть мне не удалось, но, по-моему, она серенькая. Это ведь уже зимняя шубка? 


18 сентября

Положенная неделя бабьелетней благодати заканчивается, она была прекрасна.

Хрустальная чистота и свежесть воздуха в роще, у озера, на даче, в парке. Ласковое солнышко, благодатное тепло без зноя и мух. Небо огромное и сияющее, в которое можно смотреть не отрываясь, любуясь метаморфозами, там происходящими. Ветер привольно хозяйничает в вышине, составляя новые облачные картины, никак не повторяющиеся, и всякий раз удивительно прекрасные.

 То выстроит далеко у горизонта ровный строй белых облачных завитушек, мерно плывущих одним курсом, то откроется в конце сосновой аллеи, среди могучих темных вершин деревьев, посреди плотного серого небесного покрывала нестерпимая глазу голубизна в разрыве  мрачных туч.

Я хожу по осени, по шуршащим под ногами палым листьям, по липовым аллеям, сквозь редеющие кроны которых, смыкающихся летом в  плотный туннель, начинает пробиваться осеннее солнышко,  и наполняюсь счастьем от красоты вокруг.

Сибирские яблони ещё в темной зелени, усыпаны пурпурными плодами – готов  корм нашим зимующим пернатым, мелкие яблочки висят на деревьях до марта, пока не прилетят в город из леса стаи голодных свиристелей. Грушевые деревца в парке соседней школы поражают цветом осенней листвы – розовые! Жаль только, что их некрупные безвкусные, но очень сочные жёлтые плоды недолговечны – опали и гниют среди травы, никому не принеся пользы.  Рябины красуются  коралловыми гроздьями ягод, узорные листья местами краснеют темным оттенком. Их  горьковатые ягоды птицы тоже очень любят клевать зимой. Березы золотятся по-разному – высокие плакучие хаотичными  пятнами на изумрудном фоне, а в ином месте вдруг высветится на опушке, как будто изнутри дюралайтом, среди темной хвои яркий силуэт  молодого деревца.

 Карнавал осенних красок – это цвета зрелости, стремительные изменения в природе – успевай только полюбоваться, прощание с летом – самым длинным праздником года. Вот и еще один сезон прожит, природа благодарит и славит Творца, и Творец шлёт нам Свою любовь через великолепие даров и красок осени. Листва меняет летнюю зелень мха, салата, изумруда на охру, золото, янтарь, медь, но недолга жизнь листа в новом цвете, скоро он уже лежит на заново отросшей яркой осенней траве, среди своих собратьев и поражает совершенством, даже будучи палым.

Во всех природных циклах свой смысл. Никто не спорит с тем, что он есть у каждого времени года. Но не можем принять и искать его в периодах жизни человеческой. Хотя у детства, юности, взрослости, зрелости - все согласны, что так и надо, есть своё предназначение, цель. А вот о старости хорошего никто, вернее, большинство сказать не может. Но это же в корне неверно! Смысл великий есть в старости, но он не виден так же отчётливое и ярко, как у других отрезков жизни.

 К старости человек должен уже научиться смотреть на мир не просто своими физическими глазами, а развить к этому времени духовное зрение.

В том, о чём мыслю, нет ничего нового, но эти великие истины человек открывает (или не открывает) для себя в разное время и переживает внутри себя, наедине с одним только собой. И с Богом. Ибо у Него все ответы, особенно те, на которые у человека их нет. Видимое – временно, невидимое - вечно!


Рецензии