Д. Мyнх. Pax Mongolica-1
Д. Мyнх. Pax Mongolica
Нармай улсаа байгуулья гэж
Найртай yгээ хэлэлцсэн биш уу?
Чингисхан.
Часть I. Великая Степь
Anamnesis (Припоминание)
1.
История обычно учит тому, чего не следует делать. Не так с монгольской историей. Она – о том, что следует сделать, о – не решённой нашим временем исторической задаче. Нужно только вспомнить то, что мы давно знали, но забыли.
Монгольская история даёт ответ на одну из главных проблем современности – проблему государства. На примере того, каким в действительности было государство монголов 13-го века, мы можем сегодня увидеть государство как таковое, его подлинную природу, а, следовательно, можем делать необходимые выводы о том, какой тип государства на сегодняшний день может считаться прогрессивным и соответствующим требованиям дальнейшего развития общества. То, что это было государством кочевого народа, не меняет дела абсолютно. В пользу сказанного выступает то характерное обстоятельство, что невозможный успех и продолжительность существования монгольской империи до сих пор не объяснен в полной мере. Может быть, потому что 99 % всей исследованной истории империи выступает лишь описанием того, что скрыто в оставшемся последнем проценте, и может быть этот 1 % как раз и составляет разгадку?
Существующие версии представляются или второстепенными, или дополняющими с той или иной стороны. Так, например, понятно, что сами завоевания, военные успехи это – одно, а обеспечение продолжительного мира и порядка – другое. Высокое воинское искусство и храбрость монгольских воинов объясняют только успешность самих военных компаний. Но не более. Неубедительны объяснения типа того, что завоёвываемые народы были в основном городскими жителями и оказались не готовы к войне с кочевниками, или что им мешала междуусобная война и так далее в подобном духе. Пассионарное объяснение Л. Н. Гумилева – несомненно, одно из важнейших. Оно рассматривает монгольскую историю в плане того, что обозначает как естественную историю народов, которая заключается во включенности человеческой популяции в экосистемные процессы природной среды её обитания. Экоэтноэтическая концепция единства Центральной Азии И. С. Урбанаевой тоже наиважнейший момент.
Природу кочевой империи 13-го века связывают также и с так называемой «прямой демократией» военного типа, или «ордой». Однако здесь речь идёт о принципиально ином государстве или собственно о самом государстве, как оно есть в своей, так сказать, субстанции.
Именно само государство в своём подлинном смысле и ускользает до сих пор от взгляда исследователей нашей истории. Объясняется это тем, что они видят не само государство, а лишь его исторически данный способ существования. Государство, как оно есть в действительности, остается непонятой. Я же говорю, что монголы 13-го века реализовали как раз само его подлинное бытиё, так сказать, государство в чистом виде.
2
Прежде всего необходимо провести различие между разными по сути «монгольскими империями». Их выделяются три.
1. Эпоха правления Чингисхана. Начинается с 1189 года, когда на хурале его сторонников была принята задача объединения Степи. Завершение её – кончина Чингисхана, 1227 год.
2. Эпоха правления Угедея и внуков Чингисхана.
3. Эпоха существования Золотой Орды, или тюркский период. Начало – с 1266 года, когда наследники улуса Джучи перестают признавать главенство Великого хана монгольской империи. Завершается в 1502 году со смертью хана Большой Орды, Ахмед-хана.
Забегая вперед отмечу, что в ходе компании 1236-1242 годов Мунхэ хан открывает Европу, и отсюда берет начало то, что потом в западной литературе назовут Pax Mongolica. Это была очередная мировая глобализация, четвёртая по счету в истории Великой Степи. Она получила свое полное развитие во времена правления Хубилая, а завершилась с началом Великих географических открытий европейцев.
В целом время существования монгольской империи составляет, как известно, три века (1206 – 1500-ые). Если не считать Крымского ханства, существовавшего до 1784 года. И, кстати, вспомним, что последний потомок Чингисхана, хан Алим, был отрешён от власти решением «революционного хурала» Бухары в 1920 году. То есть, он не просто существовал физически, как потомок Чингисхана, но правил. Следовательно, в его лице продолжала жить великая история монголов и, таким образом, абсолютное время существования империи монголов составляет 7 веков.
Замечание по существу. «Монгольская империя» была не совсем империей, так как её отличала та особенность, о которой говорил еще Рашид ад-Дин, а именно, что монголы неизменно выступали гарантом независимости небольших народов, (если, конечно, они не выступали против них). Обычная же империя всегда направлена на захват чужих территорий и закабаление всех народов без всяких условий.
Основание для обозначенного различия эпох и составляет тайну феномена империи.
3
Фактическую основу того, что можно считать собственным смыслом и сутью истории монголов 13 века, образуют следующие три особенности, обнаруживаемые в монгольском обществе периода Чингисхана. К этим особенностям относятся:
- Яса Чингисхана. Или равенство всех перед законом.
- Форма исполнительной власти, основанная на делении армии на структурные единицы по: 10, 100, 1000 и 10 000 (тумены).
- Отсутствие экономической власти денег, а, следовательно, и отсутствие власти денег как политической силы.
Таким образом, речь идёт об объективной ситуации, когда не могло формироваться государство в известном нам смысле. Перечисленные пункты составляли основу появления, пусть и в исторически ограниченной кочевой форме, но нового типа государства будущего, где функция представительства «воли народа» уже не выступает её же отчуждением от этого самого народа.
В то же время, на основании первых двух особенностей империи можно различать её эпохи. В них заключается отличие времени правления Чингисхана и – то, в чём состоял сам дух его политических, социальных и нравственных установок, и в целом – определяющая характеристика того, что именуется монгольской империей.
Коротко можно сказать так: тайна монгольской истории 13 века – в отношении к человеку как к личности, а личность всегда свободна и субъектна.
Такое взаимоотношение, естественно, явилось настоящей дикостью в глазах средневекового мира, где вообще не существовало человека как чего-то отличного, индивидуального от коллектива, от общности (популяционной, родовой, племенной, этнической, цеховой, религиозной). Впрочем, это покажется сильным преувеличением и для нашего времени, иногда чрезвычайно высокомерного по отношению к прошлому, а конкретно по отношению к монгольскому прошлому – высокомерного вдвойне.
К перечисленным факторам, обусловившим уникальный опыт монголов, нужно добавить и то, что во времена Чингисхана и его внуков существовало, как это сегодня говорится, «социальное государство». Известно, что каждой семье был гарантирован «минимальный базовый доход» в размере около 200 овец, 50 коров и 25 лошадей. В пересчете на современные деньги это составляет около 60 тыс. долларов. Многие ли современные государства могут обеспечить своим гражданам такой «уровень жизни»?
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №219091700190