Д. Мyнх. Pax Mongolica-1

Папка «Издания» вмещает произведения авторов, изданные мной специально для монгольской цивилизации

Д. Мyнх. Pax Mongolica

Нармай улсаа байгуулья гэж
Найртай yгээ хэлэлцсэн биш уу?

Чингисхан.


Часть I.  Великая Степь

Anamnesis (Припоминание)

1.

История обычно учит тому, чего не следует делать. Не так с монгольской историей.  Она – о том, что следует сделать, о – не решённой нашим временем исторической задаче. Нужно только вспомнить то, что мы давно знали, но забыли.   
Монгольская история даёт ответ на одну из главных проблем современности – проблему государства. На примере того, каким в действительности было государство монголов 13-го века, мы можем сегодня увидеть государство как таковое, его подлинную природу, а, следовательно, можем делать необходимые выводы о том, какой тип государства на сегодняшний день может считаться прогрессивным и соответствующим требованиям дальнейшего развития общества. То, что это было государством кочевого народа, не меняет дела абсолютно. В пользу сказанного выступает то характерное обстоятельство, что невозможный успех и продолжительность существования монгольской империи до сих пор не объяснен в полной мере. Может быть, потому что 99 % всей исследованной истории империи выступает лишь описанием того, что скрыто в оставшемся последнем проценте, и может быть этот 1 % как раз и составляет разгадку? 
Существующие версии представляются или второстепенными, или дополняющими с той или иной стороны.  Так, например, понятно, что сами завоевания, военные успехи это – одно, а обеспечение продолжительного мира и порядка – другое. Высокое воинское искусство и храбрость монгольских воинов объясняют только успешность самих военных компаний. Но не более. Неубедительны объяснения типа того, что завоёвываемые народы были в основном городскими жителями и оказались не готовы к войне с кочевниками,  или что им мешала междуусобная война и так далее в подобном духе. Пассионарное объяснение Л. Н. Гумилева – несомненно, одно из важнейших. Оно рассматривает монгольскую историю в плане того, что обозначает как естественную историю народов, которая заключается во включенности человеческой популяции в экосистемные процессы природной среды её обитания. Экоэтноэтическая концепция единства Центральной Азии И. С. Урбанаевой тоже наиважнейший момент.
Природу кочевой империи 13-го века  связывают также и с так называемой «прямой демократией» военного типа, или «ордой». Однако здесь речь идёт о принципиально ином государстве или собственно о самом государстве, как оно есть в своей, так сказать, субстанции.   
Именно само государство в своём подлинном смысле и ускользает до сих пор от взгляда исследователей нашей истории.  Объясняется это тем, что они видят не само государство, а лишь его исторически данный способ существования. Государство, как оно есть в действительности, остается непонятой. Я же говорю, что монголы 13-го века реализовали как раз само его подлинное бытиё, так сказать, государство в чистом виде.      

2

Прежде всего необходимо провести различие между разными по сути «монгольскими империями». Их выделяются три. 
1. Эпоха правления Чингисхана. Начинается с 1189 года, когда на хурале его сторонников была принята задача объединения Степи. Завершение её –  кончина Чингисхана, 1227 год.
2. Эпоха правления Угедея и внуков Чингисхана.
3. Эпоха существования Золотой Орды, или тюркский период. Начало – с 1266 года, когда наследники улуса Джучи перестают признавать главенство Великого хана монгольской империи. Завершается в 1502 году со смертью хана Большой Орды, Ахмед-хана. 
Забегая вперед отмечу, что в ходе компании 1236-1242 годов Мунхэ хан открывает Европу, и отсюда берет начало то, что потом в западной литературе назовут Pax Mongolica. Это была очередная мировая глобализация, четвёртая по счету в истории Великой Степи.  Она  получила свое полное развитие во времена правления Хубилая, а завершилась с началом Великих географических открытий европейцев.   
В целом время существования монгольской империи составляет, как известно, три века (1206 – 1500-ые). Если не считать Крымского ханства, существовавшего до 1784 года. И, кстати, вспомним, что последний потомок Чингисхана, хан Алим, был отрешён от власти решением «революционного хурала» Бухары в 1920 году. То есть, он не просто существовал физически, как потомок Чингисхана, но правил. Следовательно, в его лице продолжала жить великая история монголов и, таким образом, абсолютное время существования империи монголов составляет 7 веков.
Замечание по существу. «Монгольская империя» была не совсем империей, так как её отличала та особенность, о которой говорил еще Рашид ад-Дин, а именно, что монголы неизменно выступали гарантом независимости небольших народов, (если, конечно, они не выступали против них). Обычная же империя всегда направлена на захват чужих территорий и закабаление всех народов без всяких условий. 
Основание для обозначенного различия эпох и составляет тайну феномена империи.

3

Фактическую основу того, что можно считать собственным смыслом и сутью истории монголов 13 века, образуют следующие три особенности, обнаруживаемые в монгольском обществе периода Чингисхана. К этим особенностям относятся:
-  Яса Чингисхана. Или равенство всех перед законом.
- Форма исполнительной власти, основанная на делении армии на структурные единицы по: 10, 100, 1000 и 10 000 (тумены).
- Отсутствие экономической власти денег, а, следовательно, и отсутствие власти денег как политической силы. 
Таким образом, речь идёт об объективной ситуации, когда не могло формироваться государство в известном нам смысле. Перечисленные пункты составляли основу появления, пусть и в исторически ограниченной кочевой форме, но нового типа государства будущего, где функция представительства «воли народа» уже не выступает её же отчуждением от этого самого народа.
В то же время, на основании первых двух особенностей империи можно различать её эпохи. В них заключается отличие времени правления Чингисхана и – то, в чём состоял сам дух его политических, социальных и нравственных установок, и в целом – определяющая характеристика того, что именуется монгольской империей.
Коротко можно сказать так: тайна монгольской истории  13 века – в отношении к человеку как к личности, а личность всегда свободна и субъектна.
Такое взаимоотношение, естественно, явилось настоящей дикостью в глазах средневекового мира, где вообще не существовало человека как чего-то отличного, индивидуального от коллектива, от общности (популяционной, родовой, племенной, этнической, цеховой, религиозной). Впрочем, это покажется сильным преувеличением и для нашего времени, иногда чрезвычайно высокомерного по отношению к прошлому, а конкретно по отношению к монгольскому прошлому – высокомерного вдвойне.   
К перечисленным факторам, обусловившим уникальный опыт монголов, нужно добавить и то, что во времена Чингисхана и его внуков существовало, как это сегодня говорится,  «социальное государство».  Известно, что каждой семье был гарантирован «минимальный базовый доход» в размере около 200 овец, 50 коров и 25 лошадей. В пересчете на современные деньги это составляет около 60 тыс. долларов. Многие ли современные государства могут обеспечить своим гражданам такой «уровень жизни»?

Продолжение следует.


Рецензии