ГОты наши предки

Готы ; наши предки. V–IX в

Почему жмайты и аукштайты назвали предков беларусов гудами? Не от готов ли? Откуда взялись готы на территории Беларуси?

Совсем недавно в Липецкой области на берегу Дона близ села Ксизово археологи Института археологии РАН нашли хорошо сохранившееся захоронение готского воина в доспехах из металлических пластин (V в.). Там же была обнаружена и хозяйственная постройка, доказывающая, что готы здесь жили оседло.

Готы, как и балты, населяли практически все побережье Балтийского моря, доходя на юге до берегов своей священной реки – Дона, которую именовали Дунхейд, устья Днепра (Готии) и Северного Причерноморья. Вся южная часть Крыма и Таманского полуострова были заселены готами, которые жили здесь до XV в., пока не ассимилировались в русской среде. Именно в честь Дона называло себя готское племя данов (будущих датчан), которое жило на берегу этой реки, а позже переселилось в Скандинавию. Там, в Скандинавии, донские готы основали Дунленд (Данию) – «страну Дона».

Ранние готы – гауты – одинаково были похожи и на западных балтов, и на славян, и на тюркских половцев (людей светлоглазых и высоких), с которыми часто организовывали союзы, роднились, что, вероятно, и послужило причиной того, что первые русские историки объявили готов предками печенегов и половцев, как и германцев, балтов со скандинавами и славянами. В принципе, славян как таковых во времена ранних готов-гаутов (эпоха, предшествующая Александру Македонскому – V в. до н. э.) еще не существовало. Это и не славяне пока были, а скорее балты, чей язык только-только начинал отличаться от языка восточных собратьев. Чем древнее готы, тем сложней их отличить от балтов.

Киевский хронист Софонович Феодосий, называя Литву ветвью мифологического Иафета, сына Ноя, писал про готов и балтов следующее:

«Тыи все народы были потом готами и епидами, ядвежами, печенегами и половцами названый».

Нельзя не обратить внимание на частые упоминания в старых летописях вместе с кельтами, скифами и германцами с балтамм (славянами) представителей совершенно иной языковой группы уральских языков – половцев и печенегов, как у Лызлова или казанского летописца Затопа Засекина, чья летопись исчезла при дворе Екатерины Великой.

Российский исследователь Константин Боровой, опираясь на внешнюю схожесть готов и половцев, их одинаковый тотем – лебедь и на строчку из «Слова о полку Игореве» («красные готские девы въспеша на берегу Синего (Азовского) моря звоня русским златом, поют время Бусово, лелеют месть за Шаруканя»), делает вывод, что это единый народ. Однако это не совсем так. Из скандинавских саг, повествующих о противостоянии гуннов и готов на реке Дон, следует, что эти два народа часто роднятся. Так, готский конунг Ангантюр (вероятно, прототип короля Артура) воюет с Хлелом, своим братом, но гунном. Отсюда и схожесть тотемов.
Племя гаутов, ведомое легендарным Одином, пришло на Балтику с Дона не позже начала IV в. до н. э., так как древнегреческий мореплаватель Пифей описал в 300–330 гг. до н. э. северную страну Ультима Туле (Скандинавию), землю готов, гутонов и ингвеонов (предков англов и свеонов) на Севере Европы, а также тевтонов, покупающих у них янтарь. «Один» скорее чин, чем имя собственное, так как в XI в., во времена Всеслава Брячиславовича (Чародея), языческий жрец, восставший против христиан Полоцкой Руси, также называл себя Водилой – производное от Водин/Один, что значит «водитель, вождь».

Гауты шли с Северного Кавказа, с «земель торков» на север, заселяя земли современных Украины, России и Беларуси – так называемую Холодную, или Великую Швецию, или Свитьод (Улей), а затем северную землю современной Германии. Примечательно, что, перебравшись на Скандинавский полуостров, племя Одина назвало эту страну Малой Швецией (Свитьодом) и Скандией. Скорее всего, гауты, или свеоны (т. е. собранные), IV в. до н. э., и были тем самым индоевропейским народом, общим и германцам, и балтам, и славянам. Так считал российский историк М. Б. Щукин. Такой вывод можно сделать, прослеживая перемещения народа Одина (скорее всего, Один был не один) и расселение балтов, славян и германцев в Балтийском бассейне.

Готов трудно назвать стопроцентными скандинавами-викингами, ибо их письменность, их христианская религия (арианство) V–VI вв. выглядят куда как более современными, чем культура скандинавов периода Эпохи викингов (VIII–XI вв.).

Готы и проживают в основном не на севере, а в глубине континента, в Причерноморье, в Италии, на Балканах, в Испании. Устье Днепра носило название Готия вплоть до XVI в. Там же найден и рунический камень, доказывающий, что готы, а также другие переселенцы из Скандинавии жили здесь оседло. Киев Днепровский, как и Кневец Дунайский, были основаны готом Кием в середине V в. Готы (особенно восточные) создали собственную уникальную культуру, которая позже растворилась среди населения европейских стран. Русские вельможи, подписавшие первый договор Киевской Руси с Византией в 904 г., имели остготские (восточно-шведские) имена: Карл Ингелот, Фалов, Рюар, Веремид, Стемил, Рулав, Гуды, Карн, Руальд, Флелав, Лидулфост, кроме Актутруяна – это имя финское.

Все это говорит в пользу того, что Киевская Русь начала X в., где главным идолом является также готский Перун (Перкунас, реплика латинского Иеркусиос – Громовержец) – это и есть политическое государство готов, а вовсе не славян. Они, захватив опорные города по днепровскому пути в Византию, воссоздали свою легендарную империю Рейлготаланд, развалившуюся примерно в V в. Версия о том, что варяги якобы выполняли роль наемников в славянском государстве, разбивается в пух и прах, ибо все политическое руководство Руси времен Олега – шведы, представители Восточной Готии. Это не наемники – это правительство! Славяне, видимо, выполняли в этом государстве роль тыловиков, роль градостроителей, а роль армии, флота и политического руководства лежала на крепких плечах норманн. Однако скандинавы достаточно быстро ассимилируются в более богатой славянской языковой среде. Так, стопроцентный варяжский состав русского посольства Олега в 904 г. при Игоре (Ингваре) в 945 г. меняется: скандинавы составляют треть в правительстве Руси, остальная часть – уже славяне. Это прямое доказательство постепенной, но достаточно интенсивной экспансии славян в готском государстве, где славян становится много уже и в правительстве.

Во времена Святослава (Сфендислейва) император Византии Константин Багрянородный, записывая сведения о Руси со слов самих же русов, как отражение в зеркале фиксирует то, что Русь – двуязычная, ибо русы используют скандинавско-славянскую трасянку, называя свои города Новгород и Смоленск как Немогард и Малениски. Почему Малениски? Потому что Смоленск, что и фиксируют археологи, основали шведские викинги из Смоланда – Малой Земли (область в Геталанде – Южной Швеции). «Смоленск» по-шведски значит «Смоландский». Под Смоленском и сейчас существует крупнейший некрополь скандинавского происхождении – более сорока погребальных курганов. Русские славяне X в. пытаются переводить Смоленск на славянско-русский язык и получается Малениски. Правда, эта неуклюжая попытка произносить Смоленск по-русски (и не менее неуклюжая запись греков) вскоре была забыта, и до наших дней дошел оригинальный вариант скандинавского названия города.

Готы дважды заселяли континент между Черным и Балтийским морями и Крым с Керчью. Впервые в III в. готские орды хлынули из перенаселенной Швеции (слишком уж много детей рожали скандинавские женщины, вызвав демографический взрыв – не хватало места для жилья) по обратному пути и заселили всю землю между Балтикой и Черным морем.

Так родилась остготская (восточно-шведская) империя Рейдготаланд, императорами которой были и Аларих, первым захвативший Рим, и Ангантюр (возможный прототип короля Артура), разбивший на Доне гуннов своего названного брата Хледа, и Теодорих, укрепивший Рим во второй половине V в. и уравнявший в правах готов и римлян. Во времена колонизации этих земель русинами (норманнами, славянами и русскими западными балтами) в IX–X вв. готы смешанно с восточными балтами и кельтами галлами, раками и кимрами все еще проживали в землях нынешней Беларуси и Украины. Автор «Слова о полку Игореве» в XI в. все еще упоминает союзных с половцами готов, живущих на берегах Азовского моря: «красные готские девы на берегу Синего моря…».

Татищев в «Истории российской» пишет о готах следующее:

«Готы и геты едино Скандинавия. Сии народы хотя в именах сходственны и от польских писателей погрешно смешивались, как например Вельский в особой главе о гетах и готфах написал, стр. 19, так: «геты, или готфы (ибо то один парод был)», ссылается в том на Спартана; Вельский равно Стрыковскому рассказывает, что они вышли из Скандинавии, что ныне Швеция, и к нам с вождем их Берикием пришли, о чем Облавий и Иордан, историки готские, свидетельствуют, и так поселились по реке Висле, где их Птоломей географ, именуя гитоны, указывает. С ними же пришли и епиды (гепиды. – М. Г.), единородные им, и поселились в Пруссии у Улмигоров. Стрыковский в гл. 2 части первой гепидов народ указывает с кимбрами единородных и основой литовского народа, а в гл. 3 пространнее описал».

«Основа литовского народа»…

Вот почему прибалты часто в старину называли беларусов гудами, так как прусские кривичи и другие пришли па землю именно готов, нынешнюю Беларусь, смешавшись с готами.

Таким образом, готы (поздние готы V–VIII вв.). проживавшие по всем балтийским берегам как севера, так и юга Балтики, стали составной частью как будущих польской, беларуской, литовской, латышской, так и шведской, датской и норвежской наций, смешавшись в Прибалтике с восточными и западными балтами, с которыми были близкой родней (или же их близкими потомками). Татищев упоминает, что польский город Гданьск (как и беларуский Гоцк) – это производные от Годанум, «город готов». Греки называли беларуское племя древлян германцами, видимо, тоже не зря. Вероятно, древляне – это готы, а вовсе не половцы, как полагает писатель А. Бычков, жившие в беларуских лесах еще со времен Великой Швеции. О готской природе древлян говорит и имя дочери древлянского короля Мала. По-славянски она Малуша, а по греческим источникам – Мальфрида, имя готское. Хотя большая вероятность того, что древляне – это ятвяжское или же дайновское племя, народ восточно-балтский.

Сейчас все эти племена трудно отделить одно от другого, потому что все они были близкородственными балтийскими индоевропейцами (кроме чернявых кельтов), достаточно быстро слившимися в единую культуру, суть которой была обшей с незначительными отличиями. Различались лишь имена богов и религиозные культы.

Увы, готы, так много сделавшие в истории Европы, оставившие так много географических названий и сведений о своих походах, не сохранили собственного королевства с названием Готия. Последние два готских королевства (Восточная Готия и Западная Готия) слились со Свеаландом в 1208 г. в единое королевство Швеция. С тех пор Швецию и называют «Тре крунур» – страна трех корон. Однако юг Швеции и по сей день именуется Геталандом (йотландом).


Рецензии