Сказка о неразумной Аизе

Жил в Багдаде в  далёкие времена бедный гончар Али, и была у него дочь по имени  Аиза. С ранней зари до вечерней звезды усердно  работал  Али, но не скопил богатства. И когда пришла пора выдавать дочь замуж, лишь несколько мелких монет да старый ковёр мог дать ей в приданое несчастный отец.
- Немилостив ко мне Аллах, и несчастна моя судьба! – заплакала Аиза. – В целом свете не сыщешь жениха, который бы радовался такому приданому!
- Драгоценная моя Аиза! – ответил гончар. – Есть у соседа сын по имени Абдулла. В почтении к родителям и к Аллаху воспитал его отец. И хотя нет у юноши добра, кроме убогой хижины и старой оливы, готов он на тебе жениться, будучи наслышан о твоей прелести и трудолюбии.
- Это ли счастье – сменить жалкую лачугу отца на убогую хижину мужа?! – заплакала Аиза. – Разве не достойна я при моей красоте и трудолюбии лучшей участи?
И когда настало время молитвы, обратилась девушка к Всевышнему с такими словами:
- О Аллах, всевидящий и всемогущий! Одаряешь Ты милостями того, кого пожелаешь, и во всём, что происходит с людьми, - Твоя воля! Отчего же дочерям других бедняков выпала честь выйти замуж за купцов, а мне суждено разделить судьбу с бедняком? Отчего досталось мне в приданое худое добро – горький пот от непосильных трудов и слёзы скорби? Несправедлив мой жребий, и потому молю: пошли мне хоть толику богатства от Твоих щедрот, и будет мне от этого счастье!
И был голос с небес:
- О неразумная женщина, не ведаешь ты того, о чём просишь! Не в золоте счастье. Но если алчет твоя душа богатства, быть посему. Отныне по воле Моей пусть превращаются  слёзы в чистейшие алмазы, а горький пот пускай стекает жемчугом с твоего чела!
И услыхав голос Творца всего сущего, заплакала от страха Аиза, и слёзы по велению Оказывающего милость рабам обратились в алмазы. И, увидав сие чудо, побежала девушка обрадовать отца.
Семь последующих дней без устали трудилась Аиза и плакала от радости, а счастливый отец носил драгоценные камни богатым купцам, а те платили ему золотом. И накупил старый Али всевозможных товаров и еды, и впервые за много лет отец и дочь ложились спать, не терзаемые муками голода.
А на восьмой день Аиза сказала:
- Досточтимый отец! Денег, вырученных от продажи камней, хватит вам на долгие годы. Теперь время подумать и о достойном замужестве. Много раз видала  я на базаре купца Селима, но не глядел он в мою сторону, потому что на мне была худая одежда. Живёт он и не знает о том, что на мне – милость Аллаха. Пойди к Селиму и посватай меня за него.
И пошёл старый Али к Селиму, и тот поприветствовал его и спросил:
- Какое у тебя до меня дело?
- Мир тебе, почтенный Селим, сын Башара! Есть у меня дочь – несравненная Аиза. Трудолюбива она и добра, приятна в речах и может рожать сыновей. Возьми же её в жёны и будь с нею счастлив!
И воскликнул Селим:
- Несчастный старик! Имею я почтение к твоим годам и к твоему ремеслу, но рассуди: много ли счастья принесёт в богатый дом неимущая жена? Стану я посмешищем у сородичей, если возьму в приданое ветер в мошне.
- Не ветер в мошне, но благодать великую, ибо даровал Всемогущий моей дочери особую милость!
 И рассыпал гончар перед изумлённым Селимом драгоценные камни и рассказал, что по воле Аллаха превращаются слёзы Аизы в алмазы.
- Вот каково приданое моей дочери! Женись на ней, и да будет с вами милость Аллаха!
И возрадовался Селим, потому что любил богатство, и поспешил он заключить никах с дочерью старого Али. И вошла в дом Селима Аиза в надежде на то, что остались позади все её печали. И сладко смеялась она, и плясала перед мужем, чтобы разжечь его страсть, но чем сильнее была её радость, тем мрачнее становился Селим.
- Отчего безрадостен мой господин в час веселья? – спросила Аиза.
- О неразумная женщина! – молвил Селим. – Какая мне выгода от твоего веселья? От смеха не наполнятся алмазами ларцы, от праздных песен и  танцев не увеличится моя казна. Уж не думала ли ты, что проведёшь остаток жизни в довольстве и в плясках?
И, услышав горькие слова, заплакала Аиза, и покатились из её глаз драгоценные слёзы, и рад был жадный купец её слезам больше, чем улыбкам и ласкам.
И не принёс несчастной облегчения новый день: заставил Селим заниматься жену непосильной работой, и бранил последними словами, и не давал еды, пока не наполнился алмазами и жемчугом ларец  из слоновой кости.  А после взял Селим ларец и продал его содержимое богатому ювелиру. И на следующий день, и впоследствии приносил он ювелиру  алмазы и жемчужины редкой красоты, и удивлялся тот красоте и благородной форме камней. И решил он однажды выведать у купца, откуда тот достаёт жемчуга и алмазы, и когда Селим принёс ему свой ларец,  вынес ювелир кувшин, в котором было вино, и сказал такие слова:
- О Селим, купец из купцов, счастливейший из смертных! Велико твоё богатство, и рад я тому, что такой человек почтил меня доверием и дружбой! Раздели со мною трапезу – клянусь, она не хуже трапезы во дворце халифа, где я иногда имею честь бывать!
И внесли невольницы роскошный ковёр, и поставили перед изумлённым купцом столик, и принесли кушанья, каких не едал прихотливый Селим. И наелся он досыта, и напился допьяна, и на коварные расспросы ювелира ответил, что почтил его Аллах женой, слёзы которой превращаются в алмазы, а телесная влага – в бесценный жемчуг. И распалилось жадностью сердце ювелира, и задумал он похитить супругу купца. Призвал тогда ювелир одного из своих невольников, прекрасного лицом, и  велел идти поутру к дому купца и выждать, когда тот уйдёт в лавку, и соблазнить его жену любовными обещаниями, чтобы оставила она мужа и была готова бежать с любовником на край света.
И вот, когда утром купец отправился торговать в лавку, вышла на балкон Аиза и увидала  юношу в богатых одеждах. И сжалось от грусти сердце Аизы, потому что был юноша красив и статен. И сказал он ей приветливо такие слова:
- О несчастная Аиза! Дошли до меня слухи о том, что несправедлив и жесток с тобою старый Селим. Годы содеяли серебряными его виски, и нет в старике силы, чтобы утолить твою жажду любви! Спустись же скорее в мои объятия:  тело моё молодо, а душа желает насладиться твоей красотой! Увезу я тебя из дома печали и плача во дворец радости, где не найдёт нас Селим.
Обрадовалась Аиза и спустилась по верёвке к юноше, а тот посадил её на коня и привёз в дом  ювелира, где невольники заперли несчастную в каменном погребе.
А было у ювелира четыре жены, и дал он им плети и велел избивать ими пленницу, чтобы из её слёз могли они снизать себе ожерелья. А на следующий день поручили жёны Аизе всю тяжёлую работу и снова били её и говорили  жестокие слова.
Вскоре наполнились сундуки ювелира редкостными жемчужинами и алмазами, но по-прежнему был он хмур и неприветлив с девушкой, ибо хотелось ему не только богатства, но и почёта и славы, какая бывает у приближённых к султану вельмож. И отобрал ювелир камни, какими пристало владеть лишь царедворцам, и пошёл к самому повелителю правоверных.
С великим восторгом и изумлением разглядывал султан подношение ювелира, а когда спросил, какую тот хочет награду, хитрец ответил:
- О владыка правоверных! Прими в дар эти сокровища, ибо ни один смертный, кроме тебя, не может ими владеть. А если будет на то твоя воля, сделай меня придворным ювелиром. За эту милость готов я и впредь приносить тебе алмазы и жемчуг.
Обрадовался султан и тотчас же велел назначить просителя придворным ювелиром. И стал тот, как обещал, приносить султану камни, которых не видел свет.  Дивился султан дорогим каменьям и однажды спросил:
- Скажи мне, Омар, сын Хасана, откуда у тебя несметные богатства?
И ювелир ответил:
- О повелитель! Благодать Аллаха на мне, оттого и ломятся от сокровищ мои сундуки. Но много ли нужно богатства старику? Всё, что имею, копил я на приданое дочерям. Возьми в жёны мою любимую дочь Фатиму, и я сделаю тебя богатейшим из султанов.
А у султана год от года скудела казна, и подумал повелитель: «Отчего не жениться на дочери ювелира, когда  одна жемчужина из его ларца дороже всего моего царства?». И обещал повелитель жениться на Фатиме за хорошее приданое, и привёл на следующий день ювелир Аизу во дворец, и сказал повелителю:
- Возрадуйся, владыка мира, ибо нет лучшего приданого для моей дочери, чем эта невольница, ведь тело её источает не влагу, а жемчуг и дивные алмазы!
И ударил ювелир девушку по щеке, и брызнули из её очей слёзы, превратившиеся по воле Всевышнего в драгоценные камни. И обрадовался султан, ибо были у него жёны и несметное число наложниц, и огромная армия, и множество алчных визирей и царедворцев, и не хватало на всех султанской казны.
И повелел султан своим рабам заточить девушку в подземелье, и задать ей непосильной работы, и терзать её тело плетьми, чтобы ни днём, ни ночью не знала она покоя. Шесть дней неутомимые палачи наполняли драгоценностями сундуки своего повелителя, а на заре седьмого дня, совершая намаз, взмолилась несчастная Аиза:
- О Всеслышащий и Всезнающий Даритель благ! Просила я милостей и богатства от Твоих щедрот, но не в них оказалось счастье! Бесценные сокровища лишь умножили  мои страдания, и теперь не знаю я, где искать  исцеления печалям! Один Ты знаешь, в чём найду я утешение и радость; будь же защитником Своей неразумной рабе и да сбудется обо мне Твой промысел! Перенеси меня из темницы туда, где обрету я покой и познаю долгожданное счастье!
И подхватили её неведомые силы, и понесли прочь из подземелья, а когда очнулась зачарованная Аиза, то увидала  перед собою старую оливу и смиренную хижину бедняка Абдуллы.


Рецензии
А где же Абдулла? Сбежал и обесчестил или наоборот?

Николай Заноза   21.09.2019 11:01     Заявить о нарушении
Ну стал бы бог посылать раскаявшейся грешнице ещё одного негодяя?

Ирина Басова-Новикова   21.09.2019 19:30   Заявить о нарушении