Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 50. Озеров

                Сверчок
                Часть II
                Коллежский секретарь
                50
                Озеров

         В дни первых постановок трагедий «Эдип в Афинах», «Фингал » и «Димитрий Донской», в 1804—1808 годах, Владислав Озеров был одним из самых знаменитых людей в России. Безвестный тридцатипятилетний чиновник, театрал-любитель, Озеров был признан великим драматургом и осенен славой, столь же блистательной, сколько мгновенной. Все три пьесы были изданы одна за другой и долго не сходили со сцены. Монологи трагедий Озерова разучивались наизусть, отрывки его пьес заполняли модные альбомы в качестве любовных элегий или патриотических афоризмов, не лишенных дозволенного вольнодумства. Озерову удалось повернуть нашу публику от французского театра  к русскому театру.

Действующими лицами трагедии «Эдип в Афинах» являлись:

Т е з ей, царь Афинский.
Эдип, бывший царь Фивский.
Антигона , дочь его.
П о л и н и к, сын его.
К р е о н, посланник Этеокла, царя
Фивского.
Нарцес, наперсник Креона.
Первосвященник храма эвменид
Вестник.
Жрецы.
Народ афинский.
Стража Те з е я.
Воины Креона.
Действие происходит в земле Афинской.

           Спектакль  начинался, прежде чем был поднят занавес, героической увертюрой, торжественной и мелодичной. Занавес поднимался, и зрители видели вдали, в глубокой перспективе, город Афины, храм эвменид, окруженный кипарисовою рощей, на первом плане поле и шатер, подобный царским шатрам в «Илиаде». При этой полной декорации шло первое и третье действия. Остальные действия происходили при декорациях, составлявших ее часть. Во втором действии зрители видели только рощу и храм, в четвертом — «чертоги» Тезея, т. е. шатер» в пятом — «внутренность храма эвменид», которая имела, как всегда, свою глубокую перспективу и игровую, переднюю площадь, где колонны дорического ордера казались особенно мрачными и величественными, а люди меж ними — маленькими и хрупкими. В глубине был алтарь с возвышающимися над ним скульптурами зловещих богинь мщения с горящими факелами в руках. В последнем действии впечатление усугублялось мрачным, заунывным хором жрецов, поющих гимн эвменидам.
           Миф о фиванском царе Эдипе — один из самых жестоких мифов античного мира. Преступления Эдипа (убийство отца и женитьба на матери) предопределены судьбою, и, избегая ее, он все же вынужден исполнить ее предначертания. Ни сильная воля Эдипа, ни доброе послушание со стороны его дочери Антигоны не могут ничего изменить. Только смерть Эдипа — жертва богам — является закономерным концом скитальческой жизни Эдипа.
           Софокл был первым, кто возвеличил Антигону. Ее ролью смягчил он жестокость мифа в своих двух трагедиях, но роль судьбы осталась той, которая подобала языческому миру древних.
           Поэты нового времени обнаружили в мифе об Эдипе и Антигоне неисчерпаемые возможности. Место судьбы заняли поступки человека: преступление, раскаяние, сострадание. 

                Этакая христианская сурдинка!

            Озеров убрал гибель Эдипа из  классического повествования. Он исходил из первенствующей в пьесе роли Антигоны, стремясь довести ее высокие чувства до кульминации самопожертвования. Лирической теме любви Антигоны к отцу подчинена вся пьеса. Однако лирическая тема, являющаяся центральной для Озерова и в этом, уже зрелом произведении, вставлена в своего рода обрамление политической интриги и морали. Эта интрига была не очень искусно привязана к мифу об Эдипе. Морально-политическая подоплека трагедии требовала героя — носителя морального и политического зла, и вот явился Креон, слуга и поборник тирании. Креон в трагедии Озерова является олицетворением лукавого политика, интригана, действующего во имя низменного честолюбия. Он играет на суевериях народных, опираясь на жрецов. Злодею Креону противопоставлен Тезей — воплощенная справедливость, идеал политического деятеля, гуманного и твердого в своих решениях. Именно в силу своей справедливости он не может понять и принять жестокую несправедливость богов. Роль его в пьесе заключается в том, что, защищая Эдипа, он объявляет войну суевериям. Тезей, по ходу пьесы, становится послушным Антигоне, убежденный ее подвигом; он оправдывает Эдипа и становится на его защиту, уберегая его от народного гнева (народ, убежденный жрецами, видит в Эдипе причину своих бедствий).
Озерову нужно было сделать экспозицию своего сюжета, и вот бедный и холодный его первый акт Эдипа! Креон приходит к Тезею послом от Этеокла и просит его союза против семи царей, восставших на Фивы для возвращения престола Полинику».
 Первое действие «Эдипа», хотя и не лишенное славословия царю, было посвящено тем основным вопросам политики, которая вот-вот должна была просиять в новом законодательстве, идущем от Негласного  комитета. Два слова олицетворяли эти надежды: закон («начало и источник народных благ») и миролюбие. Раскрытие этих двух основ, которыми хотел руководствоваться Александр, было дано в манифесте 4 июля 1801 года: «Все другие меры могут сделать в государстве счастливые времена, но один закон может утвердить их навек».
Как бы иллюстрацией к этой мысли служат такие стихи «Эдипа»:

         «Если я примусь за оружие, так только для защиты моего народа».

         «Я не вмешиваюсь во внутренние несогласия, волнующие другие государства», — заявлял Александр I, и Озеров выразил это так:

«Но я не для того поставлен здесь владыкой,
Чтоб жизнью жертвовать мне подданных своих...
.Для славы суетной, мечтательной и лживой
Не обнажу меча к войне несправедливой».

Противопоставление справедливого «владыки» тирану — основная идея всего первого акта, и, разумеется, публика догадывалась.


Рецензии