Критические заметки. 9

    Сама не ожидала, куда меня занесёт в прошлый раз. Попробую вернуться к Локриде. Хотя и здесь, признаюсь, такой узел, что мне его проще разрубить, чем пытаться распутывать…

    Итак, Локрида — область Древней Греции на южном побережье Эврипа, населённая локрами Местные сказания связывают эпоним племени с лелегами. Вообще, в III—II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы, а вся страна, по словам Геродота, называлась Пеласгией.

    Вот с карийцами сложно. На юго-западном побережье Малой Азии в стране Карии тоже обитал народ карийцев. Но как карийцы этот народ существовал ко временам Троянской войны (XII век до н. э.). Считается, что впервые Кария дважды упомянута в клинописном тексте хеттов около 1270 г. до н. э. как страна Каркиса (она же, Karkija). Напомню, что Крк, как и Краков – современные сербско-польские вОроны. А нас интересует третье тысячелетие до н.э. — поляков тогда ещё не было, но ведь не на пустом же месте они затем появились!

    Карийский язык принадлежал к хеттской (индоевропейцы R1b) подгруппе анатолийских языков. На основании лингвистического анализа надписей можно сделать вывод, что хеттские племена вторглись в Малую Азию с востока в конце 3-го тысячелетия до н. э., а в середине 2-го тысячелетия до н. э. эти племена стали заселять Карию, где частично смешались с местным населением, так называемыми лелегами. С другой стороны, есть сведения, что лелеги использовались карийцами в качестве рабов, да и захоронения этих народов отличались. Первая волна ионийской колонизации побережья Малой Азии началась в XI в. до н. э., и Геродот сообщает, что поселенцы из Афин (ионийское племя) перебили мужчин в Милете, изначально карийском городе, а их дочерей взяли в жены… В Милете найдены фрагменты фресок минойского стиля и тексты линейного письма А. Согласно мифу, город основал герой Милет, переселившийся с Крита. Так что минойцы, получается, более чем вероятно, тоже были лелегами? И, как видим, языки эллинов, лелегов-карийцев и хеттов явно отличались.

    Кстати, карийский район был и в Египте в городе Мемфис (тот самый Хи-ку-пта, созвучный Каптаре-Криту). Не отсюда ли пошли те самые мимы? Первоначально древний город назывался Инбу-хедж — «Белые стены» (Белгород, значит). Древние жители Месопотамии называли город Ме-им-пи. В Библии Мемфис упоминается как город Моф и как город Ноф. Древнегреческое название Мемфис возможно является эллинизированной формой от имени пирамиды фараона Пепи I (VI династия) — Мен-нефер, «Крепкая прекрасная». В период раннего средневековья копты имели своё наименование города, созвучное с древним — Менфе, Мембе и др. Прошу не путать с городом Мумбаи (ведь тот происходит от «Мумб» — имени местной индусской богини Мумба Деви, и аи, что значит «мать» на языке маратхи; да, Мумбаи расположен в устье реки Улхас – ни о чём не напоминает? Я вот вспомнила про Улликумми, но это тоже нужно обдумать).

    Как уже сказано, хетты пришли с востока. А мы должны искать тех, то пришёл в Малую Азию с противоположной стороны. А были это лувийцы. (Лоу?)  Предполагается, что предки лувийцев мигрировали с территории Балканского полуострова и заселили территорию от Эгейского моря до Киликии. Ближайшими родственниками лувийцев были хетты. В конце Бронзового века лувийцы испытали новую (фрако-фригийскую) волну миграции индоевропейских племен с территории Балкан. Распались на ряд реликтовых народов: исавры, ликийцы, лидийцы, писидийцы и киликийцы. Существует версия, что легендарные троянцы были лувийцами. По одной из версий, начиная с конца II тысячелетия до н. э., лувийцы наряду с хурритами и ураратами, участвовали в процессе сложения армянского народа.Судя по мужским гаплогруппам, решающий вклад в формирование армянского народа из индоевропейцев внесли R1b (29 %). Но присутствуют R1a  (2 %). И R2 (2-5 %), наиболее распространённая сейчас у цыган и индийцев-дравидов, но останки дравидов найдены даже в Воронежской области. Предполагается генетическая близость дравидов к населению Древнего Элама и современным носителям уральских и алтайских языков!

В 1-м тысячелетии до н. э. Ликию населяли ликийцы, потомки лувийцев. Одним из самых известных ликийских династов был Гергис (лик. Керига). В восточной части Ликии в IV веке до н. э. правил царь Перикл. Ценным источником по истории Ликии является «Илиада» Гомера, где представители данной этнической группы выступают в качестве наиболее могущественного союзника, пришедшего на помощь осажденному Илиону. В поэме Гомера фигурируют две группы ликийцев. Одну группу составляли выходцы из Зелеи, располагавшейся к северо-востоку от Илиона, в долине реки Эсеп, в 80 стадиях от устья. Возглавлял отряд Пандар, сын Ликаона. Причем, его воины, в отличие от других союзников, прямо называются «племенем троянским». Этноним «ликийцы» (Luvkioi) используется в «Илиаде» применительно к войску во главе с царем Сарпедоном и его двоюродным братом Главком. Данная группа прибыла из «далекой», «пространной» Ликии на юго-западе Малой Азии.

    Что особо отмечу: ликийцы (лувийцы) из Зелеи жили на реке Эсэп (и я уверена, что это те же самые Асопосы). А что карийцы? На востоке малоазийская Кария граничит с малоазийской Ликией по реке Инд (Dalaman). Внутри Карии протекали также такие реки, как Калбий и Марсий, крупный приток Меандра. Марсий… Вот Марс В разных регионах Италии изначально почитали различных богов плодородия под именами Мамерка, Маворс, Маморс, Марс.  Римляне считали, что находятся под особым покровительством своего бога Марса, поскольку он был отцом Ромула — основателя Рима. А его матерью была Рея Сильвия, дочь Нумитора, потомка Энея, либо дочь самого троянца Энея. В Греции Марсу соответствовал бог Арес. Нелюбимый сын Зевса, но видимо, Зевс всё-таки вынужден был его признать. Что касается индоевропейских мужских гаплогрупп у греков, то у них примерно поровну: R1a (11,5 %) и R1b (15,5 %). Так вот… Карийцы — ничего не напоминает? Вот Гелиос у них изначально был Элиос.  А вот название племени гелонов от кого произошло, если само племя, якобы, происходило от греческих колонистов, изгнанных из приморских поселений и осевших среди скифов-будинов? Вот Геленджик, говорят, назван не от эллинов. Среди версий: от адыгского Хъулъыжъий, где (хъулъы «пастбище» или «поляна», жъий «маленький»; от арабского «Хелендж» тополь; либо от турецкого Gelin — невеста + cik — уменьшительно ласкательное. Кто мне подскажет, откуда у турок взялись эллинки-невесты?! Ну а карийцы, арийцы как и есть (осталось только понять кем были ахейские греки?).

    Так вот, эти самые карийцы обитали с лелегами и на севере Греции, и в Малой Азии. И скорее всего, были уже индоевропейцами. А Локрида в Греции – земля лелегов, но вот с самими локрами что-то не так. Они не совсем лелеги.

    Локр. Сын Фиския (сына Амфиктиона), по ещё одной версии — сын Зевса и Мэры. Основал города Фиск, Гианфию и другие. Городов таких не нашла. Зато вычитала, что лат. fiscus, буквально — «корзина» или «денежный ящик». В Древнем Риме фиском называли военную кассу. Каким-то боком локры связаны с Лацио… Конечно, есть Локри Эпизефирские — город в Италии, в регионе Калабрия. Основан греческими колонистами из Локриды в 680 году до н. э. И греческое Thisavro (фисавро) означает сокровища. Но не факт, что латины не имели фиска раньше… Ибо, «фискал» происходит от лат. fiscalis «казённый, казначейский», от fiscus «корзина, касса; казна»; дальнейшая этимология неясна. Ну и Арес в помощь!

    Что нам известно про отца Фиска? Амфиктион — сын Девкалионa и Пирры. Брат Эллина — предка всех греков.  А вот ЛелЕг, ЛЕлекс — согласно лакедемонянам — автохтон. Отец Еврота.  По другой родословной, отец Милета и Поликаона, дед Еврота. Его святилище в Спарте. В мегарской версии Лелег — сын Посейдона и Ливии, он является эпонимом племени лелегов, обитавших в Мегариде (Центральная Греция), области города Мегара, где он царствовал.

    Посейдон, брат Зевса. А Девкалион (родоначальник всех людей после потопа), сын Прометея (двоюродного брата Зевса и сына титана Иапета). В любом случае, получается, что Девкалионов потоп отразился на лелегах и эллинах с локрами по-разному. У лелегов с эллинами разные отцы! Как тут не вспомнить про нефилимов. Однако и после потопа сыны Божьи продолжали входить к дочерям человеческим, и нефилимы продолжали появляться на свет. Одним из нефилимов был убитый Давидом филистимлянский воин – великан Голиаф, у которого, кстати, было четыре брата. Но я пока не про нефилимов. Просто те, кто у греков составлял родословные, безусловно, были умными людьми и знали, что «марсиане»-карийцы состояли с эллинами в более близком родстве, чем лелеги.

    Что мы знаем про Мегару? Древнегреческий город находился в юго-западной части Мегариды и имел два акрополя — Кария и Алхатус. Акрополь Кария был основан, по преданию, царем Каром, сыном Форонея, царя аргосских пеласгов. Потом городом овладели лелеги, а внук царя Лелега, Пилас, передал царство афинскому царю Пандиону. Таким образом, мы договорились до того, что карийцы происходят от аргосских пеласгов!

    В Илиаде карийцы, лелеги и пеласги перечисляются Гомером отдельно как союзники троянцев. Видимо, аргосские пеласги (как заведено и у татар) чем-то отличались от остальных пеласгов. А я сейчас расскажу, кто правил в Аргосе.

    Первым был Инах. Не путать с Енохом, да и жена у него была Мелия. Дочь Ио украли финикийцы. Внук Лирк, как и многие другие, искал её, но не нашёл и поселился в Кавне, где царствовал Эгиал.

    Кавн (карийск. kbdyns, англ. Kaunos) — античный город в Карии. Большая часть города располагалась на западном берегу реки Калбис, служившей границей Карии с Ликией. Прошу не путать с Кауносом, который Мемель (он в Литве и там Вилия впадает в Неман с рукавами Гилия и Русне; а вот река Эльба, по которой жили полабские славяне, исторически всегда была важной границей, но только в европейской географии). В общем, через этого Лирка карийцы и породнились с инахидами.

    Третий аргосский царь, Апис, вроде бы был бездетен. И вот после него правил некий Аргос Пеласг, сын Зевса. Конечно, не мог он быть сыном Аписа, ведь тот вёл свой род от Инаха, сына Океана либо Энея, который Ойней. По некоторым данным, это был внук Ареса. Имя производно от слова «вино» (микен. wo-no). Виногад, де, ему подарил сам Дионис. Разве кто-нибудь скажет, что он был ваном? Так вот, после Аписа при невыясненных обстоятельствах в Аргосе воцаряются сыны Зевса.

    В 1475 до н. э. в Аргосе правил Пеласг (Геланор), царь ахейцев (Гигин). После него в Аргос приплыл  и в 1475—1425 гг до н. э. правил Данай (его дядей был Агенор, двоюродным братом — основатель Семивратных Фив Кадм, двоюродной сестрой — Европа; это к вопросу о времени жизни Кадма). Потом Линкей.

    Линкей — единственный из пятидесяти братьев-Эгиптиадов, которого пощадила во время первой брачной ночи жена-Данаида. Царь Аргоса, предок Персея и Геракла. Эгиптиады — в древнегреческой мифологии пятьдесят сыновей царя Эгипта, женившихся на данаидах против их воли и убитых ими. Тела сыновей Египта похоронены в Лерне, где произошло их убийство, а головы похоронены близ акрополя Аргоса. Напомню, потомками Геракла считали себя дорийцы. Но давайте вернёмся к локрам.

    Амфиктион, дед Локра,  был женат на Кранае, чья мать была родом из Лакедемона (будущей Спарты).  Причём, есть сообщение, что всю наследственную знать локры почему-то производят от женщин, а заодно и…

    Локров Аякс предводил, Оилеев сын быстроногий:
<…>
Он предводил племена, населявшие Кинос и Опус,
Вессу, Каллиар, и Скарф, и веселые долы Авгеи;
Тарфы и Фроний, где воды Воагрия быстро катятся.
Сорок черных судов принеслося за ним к Илиону
С воинством локров мужей, за священною живших Эвбеей.

    Вагры (по версии А. Шмитца и А. Гройле, от герм. *wаga-warijоz «живущие на море») — западнославянское племя, жившее в Средние века на полуострове Вагрия. Одно из племён полабских славян. Вагры были наиболее северо-западным племенем союза ободритов. Но кто знает, возможно я что-то и путаю.

    Эврип — узкий пролив в Эгейском море, который отделяет южный берег греческого острова Эвбея от области Беотия в континентальной Греции.

    Рифейские горы (Рипейские горы, Рипы, Рифы, Рипеи, Рифеи) — обозначение возвышенностей, дающих начало основным рекам Скифии; в греческой мифологии это и горы, на которых находилось жилище северного ветра Борея.
Предположительное соответствие — современные Уральские горы. В действительности все основные реки Скифии (Волга, Днепр, Северный Донец) начинаются с Валдайской и Русской возвышенностей, которые греки иначе как горами не могли называть просто по причине отсутствия в языке понятия, которое соответствовало бы нынешнему понятию возвышенность.

    Риф. Заимств. в XVIII в. из гол. яз., где rif (< «гряда подводных камней») того же корня, что ребро.

    Сам Лакедемон располагался в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес,  в долине Эврота. По легенде герой Еврот, сын Лелега, либо сын Милета, внук Лелега, отвёл в море воду с равнины, которая заболачивала её. В общем, однозначно Лаконика была землёй лелегов! А вот исток Эврота находится у села Асея близ древней Мантинеи в Аркадии. Мантинея (Мандиния), ранее известеный как Антигония, был назван в честь Мантинея, сына царя Ликаона. А Ликаон был сыном Пеласга, первого царя Аркадии. Не факт, конечно, что пеласги могли иметь какое-то отношение к асам… Деревней на территории города Мантинея был и Нестан. А известен он тем, что стал местом, где Филипп II из Македонии разбил лагерь в 338 году до н.э., когда он пытался привлечь союз аркадцев, чтобы зачем-то отделить их от других греков.

    После смерти отца Ликаон стал царём Аркадии (в те времена эта страна ещё называлась Пеласгия). Он основал город Ликосура (похоже на Луксор?) на горе Ликей (по некоторым данным, древнейший город Эллады). Превращён Зевсом в волка (кстати, страна волков не Кавказ ли?). Вершина горы Ликей именовалась «Священной». Аркадяне утверждали, что место Кретея в области Паррасия на горе Ликей — это и есть тот самый Крит, где родился и воспитался Зевс. Зевса воспитали три нимфы: Фейсоя , Неда  и Гагно. Имена нимф получили город Фейсоя  на северном склоне Ликея, река Неда, которая берёт начало на Ликее, и источник Гагно.

    Мы уже знаем, что значит река Ганга в Индии. Но и греческая Гагно ассоциировалась как древнее метеорологическое божество с дождем, в частности с искусственным дождем . Об этой взаимосвязи также свидетельствует религиозная практика, которую Павсаний обнаружил в Аркадии, у подножия горы, у того же источника, который давал одинаковое количество воды независимо от времени года. Во времена засухи жрец отправился к истоку Агноса и одарил почтенную нимфу жертвами и молитвами. Затем он уронил дубовую ветвь на поверхность фонтана. Через некоторое время вода в фонтане начало что-то происходить. Созданные пары образовали облако, направленное к небу, что и привлекло больше облаков. И так пошел дождь, чтобы утолить жажду аркадских земель.

    Неда. Согласно легенде, поскольку Аркадия в то время была безводной, а Ри (Рея; а быть может, загадочная богиня Аа и мумбайская «мать») не могла найти воду, то она ударила по земле палкой и создала реку Неда. Напомню, что нойда (нойд, кебун) — название шамана у народа саамов (лопарей), распространённого на территориях Норвегии, Швеции, Финляндии и севера России.

    Фейсоя. Theisoa была одна из нимф, что кормили маленького Зевса. Хотя, признанной является версия, что Зевса вскормила коза Амальтея в пещере на горе Ида, что на острове Крит. Ничего не могу сказать про Фейсою. Про гору немножко могу.

    Первоначальное значение эпитета «ликейский» было «подающий свет».  от lуki «свет» (наши лучи). Впоследствии произошла ассимиляция со словом lуkos «волк» (кто-то лающий). По Павсанию на Ликее было святилище Пана, гипподром и стадион, где совершались Ликейские игры. Праздник Ликии соответствовал Луперкалиям. На вершине Ликея находился теменос, куда людям вход был воспрещён. В запретном месте отсутствовала тень у животных или людей, а нарушившие запрет умирали в течение года.

    Внутри теменоса находился жертвенник Зевса Ликейского, который представлял собой земляной курган и с которого был виден почити весь Пелопоннес. Перед жертвенником на восточном склоне Ликея стояли две колонны, а на них позолоченные орлы, сделанные в очень древние времена. На жертвенники приносили тайные жертвы Зевсу. Вот эти столбы с орлами напомнили мне вот о ком.

    Усоос — в финикийской мифологии — бог-мореплаватель и бог-охотник, основатель знаменитого древнего города Тир (на территории современного Ливана). Упоминается в трудах финикийского историка Филона Библского. Существует две версии основания Усоосом города: по первой, Усоос подплыл к острову на бревне и водрузил два ментра, оросив их кровью жертвенных животных. По другой версии, на острове были две скалы, а между ними — маслина, на которой сидел орел. Остров плавал по волнам и должен был остановиться, когда кто-либо приплывёт к нему и принесет в жертву орла — что и сделал мореплаватель Усоос, после чего остров прикрепился ко дну.

    Но вернёмся к локрам. Мать Локра, Мэра (Майра, ) — по одной родословной, дочь Прета (внука Сисифа). По другой версии, дочь аргосского царя Прета, охотившаяся вместе с Артемидой, которая застрелила её, потому что Мэра родила от Зевса сына Локра и не сохранила девственность. Отец Прета Абант родился от брака Данаиды Гипермнестры и Эгиптиада Линкея и унаследовал от отца царскую власть в Аргосе.

    У Прета был брат Акрисий. После смерти отца близнецы начали воевать за власть. Победил Акрисий, и Прету пришлось уйти в изгнание. Он уехал в Ликию, женился на дочери царя Иобата Сфенебее, а потом с войском тестя вернулся в Арголиду. Начиная с XIV в. до н. э. Ликия была местом, откуда на Египет совершали набеги пираты (будущие «народы моря»). В 1-м тысячелетии до н. э. Ликию населяли ликийцы, потомки лувийцев. До ассимиляции с греками в III в. до н. э. они говорили на одном из хетто-лувийских языков. 

    Первым царём Лукки (будующей Ликии) был сын Зевса и Европы Сарпедон I (ок. 2600-х годов до н. э.), бежавший с Крита вроде бы как из-за любви к Милету. Либо происходил из Милета на Крите, был основателем колонии Милет… Вместе с Сарпедоном с Крита пришли термилы. Не нашла данных, что означает название племени (может, дети Милета?). Либо от греч. therme - тепло, жар? Помните? На Каптаре была кузница то ли Гефеста, то ли Котар-ва-Хасиса (который Усой). И вода там должна была просто кипеть (как в термах). А может, термилы выражали что-то другое? Франц. terme «срок; конец, предел», далее из лат. terminus «пограничный камень, межевой знак; граница», далее из праиндоевр. *ter-.

    Конечно, кузел лишь слегка поддался. К сожалению, время, отведённое для моих Критических заметок (которые должны были быть просто критическими и, казалось бы, совсем о другом), уже истекло. Надеюсь, что сумею впоследствии довести до ума.


Рецензии