Групповая терапия

Прежде чем выйти из запаркованного автомобиля он мнительно посмотрел по сторонам. Убедившись, что поблизости нет знакомых, выпрыгнул на тротуар и спешно зашагал вдоль улицы.  Несмотря на внешний лоск, лицо его было мрачным и задумчивым. Строгий дорогой костюм был слегка помят, а красный галстук  развевался как советский флаг. Широкими шагами он преодолевал охватывающую робость. До сих пор он не был уверен, правильно ли поступает. Засевшие в душе раскаяние и стыд не давали свернуть с намеченной цели. Даже встречный ветер и хлынувший дождь не могли помешать задуманному.

Минуя несколько дворов и улиц, он остановился у дверей одного из подъездов. Осмотревшись, медленно нажал на кнопку звонка. Пульс набирал ускорение. Становилось страшно. Словно маленький шкодник, нажавший звонок, он хотел убежать и спрятаться за ближайшим деревом. После трех нажатий замок громко щелкнул и дверь приоткрылась. Спускаясь по лестнице, он вдыхал сырой воздух. В конце длинного коридора сквозь тусклый свет виднелась дверь, на которой небрежно был приклеен лист с надписью «Групповая терапия». Шаги становились кротче. Робость покрыла сердце коркой льда. Он очень хотел развернуться и убежать. Но вместо этого решительно дернул ручку  и вошел внутрь.

В пустой еле освещенной комнате не было ни одного окна. В самом центре располагались расставленные по кругу стулья,  на которых сидели люди с мрачными лицами. Усевшись рядом, он оторвал от пола тяжелый взгляд и медленно произнес:

- Меня зовут Владимир. Мне 45 лет. И я… коррупционер.

***

- Давайте поприветствуем нашего нового гостя! – сказал долговязый мужчина, выполняющий роль ведущего. Унылые хлопки, отдаленно напоминающие овации, приободрили мрачную атмосферу. Ерзающие на стульях люди приготовились к откровениям. Их прыгающие взгляды нервно искали смельчака, который первым решится поведать свою историю.

- Приступим! – Сказал долговязый. – Я очень рад тому, что вы проявили свои сильные качества и, отбросив все оправдания, пришли сюда, бросили вызов страшному недугу. Цель наших занятий залезть в самые потаенные закрома души и вытащить оттуда один из самых древних пороков. Коррупция – бич современного общества. Она хуже и опаснее алкоголизма и наркомании. Жажда наживы заставляет нас гнить изнутри, каждого по отдельности и все общество в целом. Коррупционер – хуже убийцы. Даже Чикатило не загубил столько жизней, сколько это сделала коррупция. Вы возразите? Ведь вы уж точно не убийцы. А вполне себе в меру порядочные и сентиментальные люди, любящие детей и животных, возможно даже прекрасные семьянины. Простые обычные люди, которые желают жить комфортно и богато. Кому от этого плохо, скажете вы? Плохо всем! Ну, кроме вас разумеется. Хотя нет! И вам тоже плохо! И, если вы пришли сюда, то полностью понимаете правоту моих слов.

- Чем же мы хуже убийц? Я в жизни и мухи не обидел! – возмутился кто-то из зала. Это был сидящий напротив, тучный мужчина с животом наперевес.

- Хороший вопрос! – парировал ведущий. – Давайте разберем это на конкретном примере. Вот вы в какой области трудитесь?

- В правоохранительной. Занимаюсь организацией дорожного движения.   

- Так вы гаишник? Это же прекрасно. Давайте остановимся на этом примере и обсудим, чем же коррупционеры ГИБДД хуже убийц.

- С удовольствием! – гаишник демонстративно вытянулся вперед, взглядом бросая вызов ведущему.

- Я не сомневаюсь, что вы добродушный и отзывчивый человек. Практически уверен, что вы не причиняете прямого зла. У вас добрые глаза. Я даже не удивлюсь, что вы посещаете по воскресеньям церковные службы, переводите бабушек через дорогу и жертвуете какие-то суммы в детские дома.

- Вот именно! Кто вам дал право записывать меня в убийцы?

- Подождите, подождите! Я и не говорил, что лично вы убийца. Убийственен ваш порок. Коррупция плодит череду смертей, а в области дорожного движения количество погибших составляет десятки тысяч в год. Да, кто-то погибает по случайности, глупости или в силу непредвиденных обстоятельств. Но есть же и другие случаи, связанные напрямую с коррумпированными действиями Вас и ваших коллег. Скажите честно, вы же берете взятки? Не молчите. Глупо это отрицать. В противном случае вас бы здесь не было.

- Да, беру. Но что с того? 

- Безусловно коллективная порука размывает личную ответственность и сложно признаться даже самому себе в том, что на твоих руках кровь и страдания множества людей. Да, они вам не знакомы, вероятно вы их даже никогда не видели и не имеете к ним никаких претензий. Возможно даже вы бы их спасли, будь у вас такая возможность. Но коррупция заставляет вас быть причастным к гибели и страданиям людей.

- Что вы несете?! Я согласен, что коррупция зло. Но возводить это в абсолют и называть людей, которые вынуждены брать взятки – убийцами. Это просто бред! Вы очень субъективны. Взятка – это не ограбление. Это не гоп-стоп! Люди дают нам деньги и получают желаемое. Это своеобразная услуга.

- Все верно! И это первая ошибка. Выдуманная иллюзия с целью оправдать порочность коррумпированного сознания. Коррупция в вашей сфере позволяет людям не имеющих нужного навыка и возможности управлять транспортным средством. Вот оказали вы «услугу» человеку, по состоянию здоровья и психического развития не имеющего права водить автомобиль. Или «помогли» водителю  не отработавшего должным образом навыки вождения.  А этот ваш «клиент» потом от незнания правил или плохого зрения берет и в нарушение правил не уступает дорогу автобусу, везущему школьников на экскурсию. А такие случаи встречаются. И кто виноват? Водитель? Обстоятельства? Система? Или вы?

- Ну. Бывает. Не все же ДТП из-за этого?

- Да! Не все! Бывает и так, что едет пьяный за рулем. А вы прикрываете глаза толстой пачкой полученных от него купюр. А этот горе-водитель, получивший от вас «услугу» берет и сбивает кого-нибудь. Кто здесь убийца?

- Хватит! – Воскликнул тучный мужчина. Он вскочил со стула и разъяренно посмотрел в сторону ведущего, не скрывая желания наброситься на него за предъявленные обвинения.  Сдержавшись, он рухнул на стул, на глазах его выступили слезы и дрожащими губами он сказал:

- Меня зовут Иван. Мне 38 лет и я… коррупционер.

***ВЛАД***

- Первую взятку я получил еще в должности лейтенанта в самом начале нулевых. Прошло столько лет, а я не забыл ни единой детали. Черный мерседес, тонированные стекла, небритое лицо водителя с отчетливым шрамом на левой щеке, стеклянный взгляд и едкий запах амбре, просачивающийся из салона как джин из бутылки. Я не сомневался, что он пьян. Буквально все говорило об этом. Я попросил предъявить документы и выйти из автомобиля. Вместо этого услышал невнятную речь, а из окна высунулись толстые пальцы с золотыми перстнями и татуировкой «ВЛАД», сжимавшие пачку зеленых купюр.

Я, молодой и неискушенный, верящий в достоинство и честь мундира никогда не брал взяток. И тогда осенью две тысячи первого не собирался этого делать. Но тяжелое положение заставило меня колебаться. Жена была на седьмом месяце беременности, расходы неуклонно росли, а вот зарплата была мизерной. Да и пьяный мужик за рулем, которого я остановил, всем видом демонстрировал свою безнаказанность. Было понятно, что если даже я его задержу, то он все равно отмажется и деньги получит кто-то другой. Да и со мной у него в последствии будут счеты. А у меня жена беременна… Ну не наживать же себе врагов? Уж лучше приторный пряник, чем плетеный кнут. Согласны?

Люди в зале закивали.

- Пряник оказался сладок. – Продолжал он. – Нет. Поначалу конечно же все было гадко. Сердце било в барабаны, от страха хотелось сходить под себя. Я судорожно смотрел по сторонам, ожидая облавы и позора. Я взял деньги и отпустил его. Золотые зубы заблестели на небритом лице. «Вот и молодец!» - сказал он, поднимая стекло. Я смотрел в след растворяющемуся в потоке машин черному мерседесу. Пачка денег во внутреннем кармане мундира одновременно согревала и пугала меня. Я сожалел о случившемся, но изменить ситуацию уже не мог. Был уверен, что с рук это мне  не сойдет. Я доработал день и вернулся домой. Полученные деньги облегчили нашу жизнь. Меня так никто и не схватил, а угрызения… они прошли через пару дней. А через пару месяцев у меня родилась дочка.

Сделав раз, невольно начинаешь возвращаться к этому снова. Система так устроена, что если хочешь заработать на достойную жизнь, то нельзя брезговать побочными доходами. Годы шли. Вместе со звездами на погонах росли и счета в банках. Дорога – как река, заполненная нерестом рыб. А я, подобно рыбаку закидываю удочку, чтобы неизменно поймать свою золотую рыбку. Я был осторожен и справедлив. Временами увлекался. Куда же без этого? Тем более, что при правильном знании системы взятки можно не только брать, но и давать, добиваясь преференций и продвижений по службе. Постепенно я стал уважаемым человеком, занимающим высокий пост. Полосатый жезл уже давно сменился уютным кабинетом.

Однажды мы с супругой возвращались из театра. Кажется это было Лебединое озеро. Неспешная прогулка по вечерней Москве, завершала остаток прекрасного дня. На пешеходом переходе я отвлекся, чтобы вызывать таки и отпустил супругу немного вперед. Резкий хлопок поверг меня в шок. Машенька, моя любимая жена неподвижно лежала под колесами автомобиля. Я кинулся, пытаясь привести ее в чувства. Я не понимал, что происходит. Я вызывал скорую и только потом всмотрелся в дымящийся помятый копот черного лексуса, под колесами которого лежала моя жена. Я вытащил водителя, приставив пистолет к его лицу. Эта тварь была пьяна. «Мужик, отвали» - бубнил он сквозь зубы -  «Ты чего пристал? Может договоримся?». Да не договоримся мы! Сука! Ты мою жену переехал, тварь! Я был готов его убить. Палец дрожал на курке. Заплывшее жиром лицо сморщилось, защурив глаза он повернул голову в сторону и на левой щеке я заметил отчетливый шрам. Меня затрясло еще больше. Я это уже видел. Я схватил его за руку, на пальцах которой была татуировка с надписью «ВЛАД».

Иван зарыдал. Кто-то из зала робко спросил.

- А с женой что?

- Она жива, - ответил он, вытирая слезы. – Но теперь заново учится ходить. Через усилия и боль она делает это.  Каждый ее шаг напоминает мне о начале нулевых, когда я молодой и глупый взял конверт и отпустил этого ублюдка. Я себе никогда этого не прощу.

***

В комнате воцарилась тишина. Потные лица присутствующих не скрывали напряжения. Напряжен был и сидящий на одном из стульев мужчина. Скрестив тонкие руки на груди он с презрением смотрел на поникшего оратора.

- Это же ужасно! – воскликнул он. – Это просто ирония судьбы какая-то. Получается, что ваша супруга в ответе за ваши проступки. Я всегда знал, что в ГАИ одни взяточники! И цель ваша не регулирование движения, а провокации и взятки! Кому не надо – права дают, у кого надо – не забирают! Форменный беспредел!

- Уважаемый! – грозно возразил ведущий. – Я прошу Вас вести себя в рамках приличия. Все-таки мы сюда пришли бороться с проблемами и не корить за них друг друга. Присутствующие здесь сами все прекрасно понимают. Да и вы тоже сюда пришли не просто так.

- Моя проблема совершенно иного рода. Я взяток не беру!

- Как это? – удивился гаишник.

- Да вот так! Я беру лишь подарки в благодарность за проделанную работу. А взятки это не про меня.

- Тем не менее, вы все же пришли сюда и ищите какого-то решения. Решения вашей проблемы. Так может быть стоит рассказать о ней. – вернулся в беседу ведущий.

- Давайте попробуем. – сказал худощавый мужчина. Бегая нервным взглядом по комнате, он провел платком по мокрому лбу.   

- Меня зовут Сергей. Мне 52 года и я… коррупционер!

***СЕРЕЖА***

- Всю жизнь я посвятил медицине и клятва Гиппократа для меня не пустой звук. Мое призвание – спасать здоровье, а иногда и жизни людей. Четверть века я проработал акушером в городской больнице, делая даже самые сложные операции. Отец воспитал во мне самоотверженный и честный подход ко всему, чем бы я не занимался.  Несмотря на невысокую зарплату и соблазны дополнительного заработка, я никогда не отходил от своих принципов. Жил скромно, но честно, наслаждаясь чувством собственного достоинства. Единственное, что я позволял себе – это подарки от счастливых отцов. После хорошо проделанной работы, я был рад любому даже самому скромному сувениру. Эти мелочи добавляли красок в повседневную рутину. Приятно, когда в твоих руках зарождается новая жизнь и что-то впоследствии напоминает тебе об этом. Да! Иногда щедрость пациентов не имела границ и они одаривали меня очень ценными подарками, а порою даже крупными суммами. Это тоже взятка, скажете вы? Нет, это благодарность. Я не требую ее от людей и они сами, добровольно принимают решение делать мне подарок или нет. Наличие или отсутствие подарка никак не сказывается на качестве моей работы. Я принципиально отношусь одинаково ко всем своим пациентам. 

- Что ты тут забыл, если такой честный? – выкрикнул кто-то из зала.

- Я и правда ненавижу коррупцию. Мне противны воры и взяточники. Но однажды я переступил черту. 

- Расскажите об этом подробнее. – попросил ведущий.

- Это случилось несколько месяцев назад. Я стоял у окна своего кабинета с кружкой кофе в руках, наслаждаясь его пряным ароматом. На улице было тепло и сухо. Ветки деревьев покрывались зеленым оперением, демонстрируя окончательную капитуляцию зимы. В голове веретено мыслей плело одну идею за другой. Годы, посвященные медицине, заставили меня задуматься о смене рода деятельности. Уйти было не сложно, гораздо сложнее было определиться  с новым местом. И это заставляло меня тонуть в бурном потоке размышлений. Так бы и продолжалось, если бы кроткий стук в дверь не вернул меня в реальность. На пороге стояли высокий молодой человек и миниатюрная, симпатичная девушка с округлым животиком. Они здорово дополняли друг друга и выглядели счастливой молодой парой. Проявив гостеприимство, я внимательно выслушал их историю. Оба произвели на меня приятное впечатление, вызвав искреннее желание помочь. Они ждали первенца, рождение которого было долгожданным событием для всей семьи. Беременность шла непросто, был даже риск выкидыша, но в процессе все нормализовалось. Однако для полного спокойствия молодая пара решила прийти ко мне лично, чтобы заручиться особым вниманием: «Все у вас будет хорошо!» - сказал я.  – «Я обязательно прослежу, что бы роды прошли наилучшим образом». Молодой человек был деликатен в общении и производил исключительно приятное впечатление. Но при этом вел себя как-то неестественно, что создавало некую недосказанность. Я подробно проконсультировал супругов и предложил прийти на обследование в ближайшие дни. Молодой человек неуверенно попрощался и вышел из кабинета вместе с супругой.

Я взял кофе и вернулся к окну, вид из которого продолжал меня восхищать. В зеленеющем дворе одиноко стоял припаркованный мотоцикл. Яркие тона, широкий руль, кожаное сиденье и мощная выхлопная труба, вызывали восхищение. Мечта! Один лишь вид этого зверя будил детские воспоминания, когда я, будучи подростком рассекал на железном коне по дорогам родной деревни. Вулкан чувственных воспоминаний извергся к глубине моего сердца. Взросление, выпускной, первая любовь и многое другое наполнили винегрет пережитых чувств. С тех пор я давно не ездил на мотоцикле, да и не было особой возможности и нужды восполнить этот пробел. Но вид железного коня блестящего под лучами весеннего солнца всколыхнул забытые чувства.

За окном два силуэта приближались к мотоциклу. Высокий юноша вскочил на железного коня и изящным движением усадил позади себя девушку с округлым животиком. Мотор чарующе заревел из широких труб пошел волшебный дым. – «Эх, счастливчик!» - подумал я, признав в юноше недавнего гостя. Он тоже меня заметил. И приветственно отдав честь, заставил мотоцикл зареветь еще сильнее и исчез из виду.

Пару недель спустя я снова сидел в кабинете, заполняя журнал на рабочем столе. За окном послышался чарующий треск мотора. Сомнений не было, вызвавший бурю эмоций мотоцикл вновь предстал моему взору. У всех бывают маленькие сокровенные мечты. Какой-то фетиш. Мотоцикл для меня – это не просто транспорт,  а настоящая свобода. Чудо, которое завораживает каждую клетку тела. Встречный ветер, скорость и бесконечный рев мотора, звучащий лучше любой композиции. Пока я пытался утихомирить бурю ностальгии в дверь постучали. На пороге вновь стоял высокий юноша. На этот раз он был один и блуждающий взгляд выдавал плохо скрываемое волнение. «Не переживайте, Василий» - сказал я. – «Все будет хорошо. Я обязательно прослежу за вашей супругой». «Вы просто не понимаете насколько для меня это важно» - сказал он. – «Я хочу, что бы вы подошли с максимальной ответственностью и проявили индивидуальный подход. Я знаю, что вы скажете. Но быть может,  я как-то могу вам…» - тут он запнулся и начал неестественно ерзать. – «Могу вам как-то помочь. Или заранее отблагодарить за внимание?». – Он просунул руку во внутренний карман пиджака. «Я взяток не беру!» - резко выпалил я, существенно напугав собеседника. Рука которого продолжала движение из кармана. «У меня нет денег» - напугано произнес он, - «но я буду признателен, если вы возьмете мотоцикл, на котором я сюда приехал. Он мне все равно особо не нужен.
Ездить на нем неудобно и не всегда безопасно. Родители возражают, да и мое семейное положение вынуждает меня сменить образ жизни. Продавать я его не собираюсь. А вот вам отдам с удовольствием. Отдам, как хорошему человеку, который вне сомнений сделает все необходимое для рождения моего первенца».
Связка ключей дребезжала в трясущейся руке. За окном, озаренный лучами яркого солнца, словно сказочная мечта стоял мотоцикл. Он чарующе манил меня, я представлял как загудит его мотор и я снова ощущу забытое чувство бескрайней свободы. Я категорический противник коррупции. И, если бы парень достал из кармана конверт до предела набитый деньгами, то я выгнал бы его из кабинета. А может быть даже плюнул ему в лицо. Но мотоцикл. Это же совсем другая история.
«Хорошо» - сказал я, сжимая в руке теплую связку ключей. – «Если уж он вам совсем не нужен. То я бы попробовал на нем прокатиться. Не сомневайтесь. Роды вашей супруги пройдут лучшим образом».

Прошло несколько месяцев, а я до сих пор отчетливо помню, как сжатые в кулаке ключи врезаются в мою ладонь, оставляя на ней печать дьявола.

Последующие дни были просто великолепны, ведь я ездил на работу и обратно, всадником железного коня. Рев мотора, массирующий лицо ветер давали мне чувство бескрайней свободы. Каждое утро, я выходил из подъезда, запрыгивал в седло и гнал на работу. А вечером, после тяжелого дня искал вдохновение и новые силы, рассекая по пустынным дорогам. Каждый день сращивал меня с чудо зверем и я понимал, что мотоцикл становится частью целого, частью от которой я не смогу отказаться.
Приближались майские праздники. Работы было не много и домой я вернулся рано.
«Какой красивый у вас мотоцикл, дядя Сережа!» - окликнул меня звонкий голос, когда я заглушил мотор. – «Здравствуй Алена» - сказал я, признав в девушке племянницу своей соседки Марии Николаевны. Более двадцати лет мы живем с ней бок о бок, разделенные тонкой стеной. Столько же лет я знал и Алену, которая регулярно приезжала в гости к тете и росла у меня на глазах. Мои дети примерно такого же возраста стали для нее лучшими друзьями и сама она была мне почти как родная. – «Давно тебя не видел» - сказал я, любуясь ее приветливой улыбкой. – «Ты сильно похорошела! Настоящая невеста!». Мило хихикая она призналась, что она и есть самая настоящая невеста, а на мой вопрос о том, когда свадьба, она озорно опустила взгляд и лишь тогда я заметил знатно выпирающий животик. «Как только родится, так и задумаемся о свадьбе. Не на сносях же пляски плясать?!» - она провела ладонью по животу – «У нас будет мальчик, я назову его Сережей. Красивое имя, правда? Так зовут не только вас, но и моего жениха».
Девочка выросла, стала настоящей красавицей и уже носит под сердцем, новую зарождающуюся жизнь. Мне всегда нравился ее позитив и доброта. Она всегда напоминала мне ангела. Оказалось, что Алена должна родить в ближайшее время.
Мария Николаевна попросила меня принять роды и я просто не мог отказаться. Ведь ребенок Алены был для меня как внук.

Май был жарким, высокий юноша и его миловидная супруга поступили к нам заблаговременно. Помня о своем обещании, я предоставил девушке отдельную палату и обеспечил ее всем необходимым. Роды планировались на 9 мая. День победы – прекрасный праздник! Почему бы не родиться в этот день?

В тот же день к нам поступила Алена. Предоставить отдельную палату было уже невозможно, но я сделал все необходимое, чтобы дать ей самые комфортные из возможных условий. Я никогда не любил праздники, потому что в эти дни на персонал оказывается самая высокая нагрузка и далеко не все подходят к ней с должной самоотверженностью. Короткая смена и расслабленное настроение не способствуют эффективной работе. А некоторые и вовсе позволяют себе напитки повышенной крепости.

Так и вышло. Я разрывался между несколькими пациентками, которые, как назло, должны были родить в один день. Отдав часть рожениц своим помощникам, я сконцентрировал внимание на двух девушках. У юноши и его супруги все шло хорошо. Ничто не предвещало каких-либо трудностей. Она должна была родить легко и быстро.
У Алены тоже поначалу все шло гладко и даже небольшая задержка в сроках не давала особых опасений. Я курсировал из одной палаты в другую, тщательно контролируя процесс. Высокий юноша не отходил от своей супруги, держа ее за руку и нашептывая бодрящие речи. По нему было видно, что он очень волнуется, хоть и поводов для волнения не было практически никаких. Я находился рядом и рассказывал им, как надо будет себя вести, когда начнутся схватки. Вибрирующий в кармане телефон заставил меня отвлечься. Взволнованный голос помощника попросил меня  вернуться в палату, где лежала Алена. Я направился к выходу, как вдруг раздирающий душу крик остановил меня. «Мне кажется началось!» - вскрикнула девушка, сжимая руку своего супруга. «Отлично! Василий за вами присмотрит. Слушайте его инструкции» - сказал я, указывая на своего ассистента. «Подождите!» - воскликнул юноша. – «А как же вы?».

- Я отойду буквально на минуту и вернусь. Мне нужно посмотреть, как обстоят дела у других пациенток.

- Но мы же с вами договорились! Или вы забыли? – сказал он, с вызовом вскочив с кресла.

Я заколебался. Подобный тон вызывал раздражение. Мне хотелось осадить юнца за подобную дерзость. Тем более, что ситуация была под полным контролем и мой ассистент справился бы со всеми вопросами. Он уставился на меня бешенным взглядом.  Чувство обязанности сковало меня по рукам и ногам. Я закрыл дверь и остался в палате, отправив к Алене своего помощника.
Роды прошли легко. Спустя час у меня на руках визжал сморщившийся младенец. – «Мальчик» - сказал я, передавая младенца на руки матери. Восторженный юноша вскочил с места, сжав меня в крепких объятиях.

– Спасибо доктор! - воскликнул он – Если бы вы знали, как я счастлив! Мы назовем его Сережей! В вашу честь!

- Ну что вы? Оно того не стоит. Называйте его так, как посчитаете нужным. В вашем случае все было просто. Я же говорил, что и без меня роды бы прошли прекрасно.

- Не надо скромничать! Вы наш герой! Завтра же я оформлю все документы на мотоцикл и он полностью станет вашим.
Настроение пело, я снял перчатки и направился в палату, где лежала Алена. В палате творился хаос. Ассистенты бегали как ошпаренные от одной роженицы к другой. Я окликнул помощника, которого отправил к Алене. Он  отрешенно стоял в стороне. Увидев меня, он снял марлевую повязку, за которой оголилась мрачная гримасса.

- Я не справился – сухо сказал он.  – Ребенок умер.

- Какой ребенок? Ты о чем? – спросил я, не веря его словам. Легкое ощущение счастья исчезло. Внутри что-то треснуло. Помощник перевел взгляд в самый угол палаты, где за импровизированной шторой на койке лежала Алена. Она тихо плакала, а чуть поодаль от нее, в суматохе бегающих врачей бездыханно лежал маленький Сережа.

***

- А я всегда говорил, что коррупция – зло. – Заявил кто-то из сидящих. – Надо бороться с ней как древние шумеры! У них судьи сидели в креслах, обитых кожей коррупционеров. Вот когда жопой чувствуешь, что взятки брать не хорошо, тогда и рука ко мзде не потянется! 

- Это вы к чему? – поинтересовался ведущий. – Всем уже давно известно, что эти методы не работают. А если даже и работают. То что же получается. Вы предлагаете освежевать вас и обить кожей стул, на котором вы сидите? Ведь сюда же вы пришли не из любопытства?

- То-то и оно! Но начинать не с меня надо. А вот с таких вот горе врачей. Из-за меня люди не гибнут!

- А вы-то кто? – поинтересовался врач, вытирая слезы. – Чиновник?

- Как вы догадались? – изумился мужчина. – У меня что на лбу написано?

- Хуже! Я вас за версту чую. Вы говорите, что люди из-за вас не гибнут? Гибнут! Да еще как! Это же вы стоите у руля коррупционной машины. Принимаете и исполняете законы, так, что дача взяток становится чем-то заурядным, не вызывающим протеста и удивления. Это вы превратили Россию в страну «великих возможностей», где можно получить все, не зная абсолютно ничего. Из-за вас мы, врачи, получаем мизерные зарплаты, не боимся брать взятки и … многие из нас являются палачами с тесаком. Сколько неучей получают дипломы и лицензии, не обладая нужными знаниями и навыками. Двоечники! Двоечники и управляют нами, создают правила и порождают новых двоечников, которые плодятся в геометрической прогрессии. Получать право на что-либо сейчас не составляет никакой сложности. Вопрос лишь в цене. Заплатил – управляй автомобилем, заплатил  - носи оружие, заплатил – получай ученую степень.

- Да хватит уже! – воскликнул ведущий, демонстративно разведя руки в стороны. 

- Лицемеры! – не унимался доктор, которого больно задело замечание чиновника. – Я пришел сюда с единственной слабостью, проявленной за всю карьеру. Да! Я получил сполна и всю оставшуюся жизнь проведу в муках совести. Но кто дает вам право упрекать меня! Вам, лжецам и подонкам?! Кто вы такие. Вы же все воры! Мать родную готовы продать, лиши бы предложили хорошую цену!

- Это не правда! – возразил чиновник.

- Правда! Русская правда! Кстати, был такой документ на Руси. Свод законов при Ярославе Мудром. Вот тогда люди, видимо, лицемерием не страдали. И за каждое преступление можно было откупиться вполне законным штрафом. Украл или убил, совершенно неважно. Главное, что есть цена, которую можно заплатить и быть свободным. Но то раньше! А сейчас – лицемеры!

Беседа принимала серьезный характер. Словно в бурлящем котле кипели настоящие страсти и ни один из присутствующих не скупился на крепкие слова. Траурное молчание, царившее в комнате некоторое время назад сменилось неуправляемой истерией. Еще немного и дело могло дойти до драки. Опытный ведущий прекрасно это понимал и не мог допустить рукоприкладства. А дело к тому и шло. Один из присутствующих, с налившимися как у быка красными глазами налетел на чиновника и со словами «сука» принялся его избивать. Громкий хлопок, похожий на выстрел, вновь погрузил зал в тишину.

- Достаточно! – сказал ведущий, заправляя пистолет за ремень. – Господа. Мы пришли сюда не для того, чтобы друг друга калечить. А чтобы помочь. Найти выход из лабиринта, в который направила нас судьба. Каждый из вас имеет скелета в шкафу, но нашел смелость прийти сюда и бороться с этим недугом. Да, коррупция порок нашего общества. Ответственность за который в той или иной степени лежит на каждом из нас. Что же вы решили спустить всех собак на чиновников. На этих милых людей? Да и все ли так однозначно. Ведь в каком-то смысле коррупция как хорошее масло, смазывает потертости и ускоряет процессы. Благодаря ей мы можем быстрее добиваться поставленных целей, обходить условные формальности, требующие большой волокиты и существенно упрощать повседневную жизнь.

- Упрощать и сокращать! – истерично загоготал акушер.

- А это уже зависит от каждого в отдельности. Ведь сейчас дело могло дойти до убийства. Вряд ли я бы остановил избиение, которое вы тут устроили, если бы у меня не было пистолета. Вряд ли бы у меня был пистолет, если бы не было коррупции. Выходит, что ненавистная коррупция прямо сейчас кому-то сохранила жизнь и свободу.

Распластавшийся чиновник медленно поднялся с пола. Небрежно отряхнувшись и приведя прическу в порядок он вернулся на свое место.

- Впрочем. Что было, то было. Я призываю вас к спокойствию и дисциплине. – сказал ведущий, переведя взгляд на помятого чиновника. - И в качестве жеста примирения я прошу вас рассказать свою историю.
Кивнув в ответ, чиновник вытянулся на стуле и, затянув галстук сказал:

- Меня зовут Владимир. Мне 45 лет и я… коррупционер.

***СТЕПАНЫЧ***

- Начиная бизнесменом и общественником,  совершенно неожиданно я стал работником администрации. Быть мелким чиновником не так уж и плохо. Да и не таким уж и мелким чиновником я был. За несколько лет дослужился до руководителя целого отдела. Относительно высокая зарплата некоторое время позволяла мне избегать взяток. Но постепенно стало ясно, что такой подход не эффективен, достаточно глуп и вызывает смущение со стороны коллег и окружающих. Отказываться от взяток было глупо и рискованно. Люди сами искали встречи. Мне даже не надо было их упрашивать, они все понимали, предлагали и платили. Со временем я настолько втянулся в процесс, что воспринимал просителей не желающих дополнительно оплачивать мою работу, скупердяями, не уважающими мое личное время. Что сложного заплатить небольшую сумму, чтобы получить право на торговлю в самых жирных местах города, где все расходы довольно быстро окупаются. Знающие люди называют это инвестициями. Ведь выгоду получают все: и те кто берут и те кто дают. Да и жители, потенциальные клиенты получают новые разнообразные услуги. Как я сказал, в выигрыше остаются все. 

Да, иногда бывает страшно. Ведь на взятках ловят. Всегда ждешь облавы, всегда боишься того, что за тобой придут. Но этот страх не мешает нам делать свою работу.

Быть чиновником опасно. Это страшнее бизнеса.  В деловых кругах регулярно заключаются толстенные договоры, заверенные самыми надежными печатями. Кто-то даже предусматривает залог и прописывает тысячу пунктов с различными видами ответственности. Но все это не работает. А в нашем деле, где нет никаких письменных обязательств, обещание имеет куда большую силу.  Коррупция – требует сентиментального подхода. Негласные договоренности обязывают сильнее даже самых заверенных договоров.  Взятые с деньгами обязательства нужно выполнять. Иначе плата будет слишком высока. Люди иногда болезненно реагируют на форс-мажорные обстоятельства.

Однажды к нам в администрацию пришел местный бизнесмен, решивший попробовать себя в роли застройщика. Деловой такой мужчина. Раньше занимался ритейлом, а потом черт его дернул заняться строительством. Он запланировал возвести в чистом поле целый микрорайон. Разумеется, что получить разрешение на такую стройку не самое дешевое удовольствие.

Наш мэр радушно принял молодого коммерсанта в своем кабинете. Они пожали руки и приступили к разговорам о развитии города. Вы бы видели с каким энтузиазмом молодой человек рассказывал о планах застройки. Кажется, он действительно верил, что построит город-сад. В конечном итоге мэр взял ручку и аккуратно вывел на листке бумаге интересующую его цифру. При виде написанного лицо коммерсанта застыло. Могло даже показаться, что его хватил инсульт. Но это было что-то другое. Было очевидно, что наш запрос для него крайне обременителен. Но большие проекты требуют больших рисков. К нужному сроку предприниматель собрал необходимую сумму и передал ее по назначению. Мэр принял плату, а вот выполнить свое обязательство забыл. Где-то что-то не срослось, где-то правила поменялись. В общем, все стало настолько сложно, что проще было забыть.

Возможно я вас удивлю. Но у коррупции есть свой моральный кодекс. Взял конверт – выполняй обязательства. Это дело чести.

Как оказалось, коммерсант влез в большие долги и заложил все имущество, чтобы получить право на строительство. Он поставил на кон всю жизнь и «извини не получилось» было самым плохим ответом, который можно было придумать. А мэр именно так и сказал. Безумно расписавшись в собственном приговоре.
Ранним утром в кабинете мэра было небольшое совещание на котором присутствовал я и еще несколько его замов. Обсуждение текущих вопросов прервалось грохотом открывшейся двери. У входа с ружьем стоял коммерсант. Глаза его были полны ненависти. Разговоров не было, мэр не успел сказать и слова, как словил дробину. Я прыгнул под стол. А сумасшедший коммерсант продолжал палить по присутствующим. Я замер, как напуганный жук. Чуть не обмочился со страха. Когда меня вытащили я увидел месиво. В луже крови лежал мэр и двое его замов, еще один был ранен. Да и сам коммерсант после сатисфакции предпочел застрелиться. Мне повезло, я вышел невредимым.

Пережитое оставило в моей душе неизгладимые раны. Я даже перестал брать взятки. Но не надолго. Постепенно страх отступил. Я брал аккуратно, интуитивно поглядывая на дверь. Вдруг кто войдет. Но никто не входил и постепенно страшная история стерлась из памяти.

Я продолжал работать. Вел переговоры, получал приятные бонусы, занимался рутинной работой.

Как-то ко мне на прием записался некий Иван Степанович. Повидавший жизнь дед с бородой как у старика хоттабыча. Несмотря на то, что ему уже шел восьмой десяток, выглядел он на редкость бодро. Бывший кузнец излучал энергию а крепость его рук заставляла меня терпеть боль при рукопожатии.  Этот ветеран жизни в последние годы занимался производством металлических изделий, которые сам же и продавал на местном рынке. Так уж бывает, что прожив почти 80 лет не все люди знают, что для занятия торговлей нужно иметь разрешение. Именно для заполнения этих пробелов я и вызвал его к себе.

- Разве я кому-то мешаю? – сказал он, не скрывая удивления. – Просто торгую хорошими вещами. Хотите вам покажу?
Из потрепанной и явно тяжелой сумки он вытащил кованную розу и  изящный подстаканник в виде танка Т-34.

– Я на таком в армии служил. – Сказал он, сморщив от улыбки лицо.
Это была действительно изящная вещь. У деда был талант в ковке по металлу. Но для согласования торговой точки талант не нужен. Я буквально на пальцах объяснил ему, что сейчас все требует согласования. А незаконная торговля преследуется по закону и, если этого не исправить. То в следующий, он будет общаться уже не со мной, а с полицией. Он внимательно меня слушал. Было видно, что некоторые слова вызывали недоумение. «Боже упаси! Зачем мне это?» - говорил он - «Скажите, как мне все согласовать?»

- Это сложная процедура. Возможно вам придется потратить определенное время и, может даже средства. Чтобы добиться нужного результата. Но что-то мне подсказывает что у вас все получится.

Я дал ему нужный перечень документов и даже распечатал толстенный регламент, регулирующий вопросы согласования. Я был уверен, что переданные талмуды заставят деда отказаться от затеи с торговой точкой. Но нет. Не прошло и недели, как он вновь пришел ко мне с кипой бумаг. «Отлично, просто замечательно!» – сказал я. – «Оставьте документы в приемной и в течение месяца мы вам ответим. Уж таков порядок». 

Терпеливо выждав месяц дед вернулся, чтобы вновь нахмурить седые брови. «Как это понимать?!» – воскликнул он, бросая на стол бумагу с синей печатью. – «Почему не согласовано?». Угостив старика чаем, я ответил: «К сожалению, преодолеть формальности получается далеко не сразу. Законы настолько запутанны, что я даже бессилен в этих бюрократических лабиринтах. Я не более чем исполнитель. Вероятно в ваших документах было что-то сделано не правильно».
Мой ответ явно не устроил деда. Он долго возмущался, вставляя Сталина в яркие эпитеты. Действительно, собранный им пакет документов, был близок к идеалу. Но, опытный глаз заметил, что даже здесь имеются недостатки.

- Ну конечно же. – Воскликнул я, тыча пальцем в лист. - Вы забыли заполнить форму №5. А без нее нельзя.

- Какую такую форму?! Вы мне про это ничего не говорили! Вот посмотрите список документов, который вы сами же мне и предоставили?
Старик загнал меня в угол. Но даже тут я знал, что ответить: «С момента нашей встречи прошло больше месяца. За это время несколько поменялось законодательство и форма №6, которую вы подготовили уже не нужна. А вот форма №5 стала обязательной».

Дед не унимался. Он даже не пытался скрыть нахлынувшего на него раздражения. Требовал предоставить ему нужный бланк и готов был заполнить его прямо здесь. Я говорил, что сам он не сможет, тут нужно вникать и разбираться. Он был готов уже позвать внучку, чтобы она помогла ему это сделать. Железный напор старика смял мое сопротивление.

- Да, конечно. – сказал я. - Вы можете взять бланк формы №5 в отделе согласования. И заново подать документы через приемную. А через месяц получите нужный ответ.

Дед закипел.

- Через месяц?! Но у меня же встанет вся работа? Как я буду торговать? На что я буду содержать свою внученьку?
Дело было скверным. Старик упорно не понимал моих намеков. Тем более, я же не сволочь какая-то. Для людей такого рода всегда готов сделать внушительную скидку. Учитывая что дед производил впечатление прямого человека я решил отбросить этику и сказать подсказать решение проблемы на более понятном для него языке: «Если для вас это так важно, я конечно могу ускорить процесс. Но это будет стоить определенных затрат. Вы же понимаете о чем я?».

- Да-да! Я все понимаю. В такое время живем. – с досадой в голосе ответил дед. Мы договорились встретиться в одном из кафе, чтобы в непринужденной обстановке разрешить все вопросы. 

На следующий день мы сидели за столиком кафетерия. Дед протянул мне груженый, гремящий стеклом пакет.

- Что это, Иван Степанович? – с удивлением спросил я.

- Как что?  Это магарыч! Мы же вчера об этом говорили?

Дед подмигнул. Ох уж эти старики. Находясь в легком шоке  я аккуратно приоткрыл пакет. В нем тесно соседствовали банки солений и бутылка самогона.

- Все свое с огорода! – продолжал дед.

- Спасибо конечно. Но в следующий раз я хотел бы видеть в качестве подарка открытки с видом на Хабаровск. Иначе мы ничего не согласуем.

- Хабаровск?

- Ну конечно. Рыжие такие. Номиналом в пять единиц.

Мягкий, почти отеческий взгляд деда, похолодел и стал жестким как сталь из которой он выковывал свои поделки. Наконец-то до него дошло.

- Сколько? - спросил он с видом плененного партизана. Я достал ручку и аккуратно вывел на салфетке нужную цифру.

- Ничего себе буржуи. – Сказал он, всматриваясь в салфетку через толстые линзы очков.

- Это еще по-божески. Можно сказать с дисконтом в 50%. Вы мне сразу понравились и я сделаю все, чтобы решить вашу проблему максимально доступным способом.

Дед неуклюже запихал салфетку в карман и поплелся в сторону выхода, дребезжа нагруженным пакетом.

Вскоре вместо пакета я наконец-то получил конверт нужной плотности. Все-таки хороший мужик этот дед. Все понял, все сделал и все стало хорошо. Через неделю павильон получил согласование и старик без оглядки мог торговать своими поделками.  Казалось, что вопрос исчерпал себя, но через месяц-полтора мы снова встретились.

- Что же это такое?! – Возмущался он у меня в кабинете. – Вы что творите, подонки?!

- Иван Степанович. Успокойтесь! – говорю я. – Что случилось? Проблемы?

- Да! Проблемы!

- Так у вас же есть разрешение на торговлю.

- Да! Есть! А рекламную вывеску сняли!

- Ну разумеется. На нее же тоже разрешение нужно. Отдельное.

- Разрешение? И как мне его получить?

- Точно таким же образом. Готовите пакет документов, пишите заявление, составление дизайн-макет и направляете в область…

- Хватит с меня этой макулатуры! Проходили уже! Как еще можно решить этот вопрос?!

Я достал стикер и вписал нужную цифру. Весьма скромную, даже символическую.
Вскоре столик в кафе снова стал местом нашей встречи. Старик бросил на стол мятый конверт, сквозь тонкую бумагу которого просвечивались черты денежных купюр.
Дед сидел напротив, держа на коленях потрепанную сумку со своими поделками. Я  накрыл ладонью конверт и медленно потащил его в свою сторону. Лицо деда исказилось ухмылкой, в холодном взгляде заструились молнии,  одной рукой он крепко схватил меня за предплечье, а другой взял достал из сумки кованную розу и вонзил ее в мою руку, прибив ее и конверт к столу. Я взвыл от боли. Сидевшие вокруг люди с ужасом смотрели наблюдали за этой картиной. Жижа бордового цвета растеклась по столу. Сквозь боль и шок, сквозь суматоху я видел как дед растворился в толпе.

С тех пор мне страшно и физически больно брать взятки. Но не брать взятки, я не могу. Получая деньги меня бросает в пот, а рука начинает нервно трястись. Я ничего не могу с собой поделать. Коррупция оставила неизгладимый отпечаток на моей руке. Я брал, беру и буду брать взятки. Но каждый раз, когда я это делаю, перед моими глазами встают образы: стальной окровавленной розы и старика Степаныча.

***

Откровения раскаявшихся коррупционеров вновь погрузились в тишину. Настороженные посетители с испугом прислушивались к нарастающему вдалеке гулу. Входная дверь затряслась и вылетела, а в помещение ворвались люди в бронежилетах и черных масках. 

- «На пол! На пол !» - кричали они, размахивая дулами пистолетов. Обескураженные посетители послушно оказались лицом к лицу с бетонным полом, их руки были сцеплены наручниками.  Одетый по форме мужчина с властным видом вошел в комнату. Расправив, украшенные полковничьими звездами, широкие плечи, он плавно плыл по помещению, отчетливо чеканя каждый шаг. Стоящие на пути стулья отлетали от него как футбольные мячи.

- Ну вот и все. – сказал он, не скрывая довольного лица. – Отдел по борьбе с коррупцией приветствует вас. Долго я за вами бегал. А вы тут как тут. Практически как на сходке. Мы зафиксировали все, что здесь было сказано. А наговорили вы тут на несколько лет. Так что настраивайтесь, что за парой ближайших летних олимпиад вы будете следить из колонии.   

- Уведите их! – Сказал он человеку в маске. Раскаявшиеся коррупционеры в сопровождении конвоя вереницей покидали зал. Идущий позади их боец, повернулся к полковнику и спросил:

- Константин Матвеевич, мы можем запечатывать дверь?

Долгие дни комната групповой терапии хранила молчание. Искалеченная дверь была опечатана пломбами. Время шло и лишь через месяц тусклый свет ламп осветил помещение. На расставленных по кругу стульях вновь сидели люди с мрачными лицами. Ведущий рассаживал на свободные места вновь прибывших.  Уже знакомые чиновник, врач и гаишник сидели в стороне и шепотом что-то обсуждали. Все было готово к очередному сеансу и лишь одно кресло оставалось свободным. 
В распахнувшуюся дверь вошел мужчина, расправив широкие плечи, он уселся на пустующий стул. Окинув взглядом присутствующих, он сказал:

- Меня зовут Константин. Мне 40 лет. И я… коррупционер.


Рецензии