Рембрандт - великий художник и великий труженик-1
«Достаточно лишь произнести слово «Рембрандт» и как будто произнесено слово «искусство» - эта фраза, написанная 160 лет тому назад ничуть не состарилась.
Все музеи мира гордятся своими собраниями, если в них включены полотна Рембрандта. Есть они в собрании королевы Великобритании и во француском Лувре, Национальной галерее в Вашингтоне, российских Эрмитаже и ГМИИ им. Пушкина, в Амстердаме и Лиссабоне, Берлине и Милане, Мюнхене и Флоренции, Гааге и Штутгарте, Турине, Вене, Стокгольме и т. д...
Наследие художника огромно. Рембрандт не только живописец, он - величайший мастер гравюры и чрезвычайно плодовитый рисовальщик. В настоящее время сохранилось около 560 картин, которые искусствоведы считают работами великого Рембрандта, около 300 наименований гравюр, а также около 1500 рисунков художника. Это огромное наследие позволяет говорить о Рембрандте как о великом труженике. Такое количество трудоемких, многослойных, лессировочных картин - результат титанического труда для одного мастера, даже самого плодовитого и талантливого.
Как ни печально, полной биографии Рембрандта не сохранилось; едва ли она вообще была когда-либо написана при его жизни. К сожалению, он не оставил эпистолярного наследия, как Рубенс или Ван Гог или автобиографических записок, или трактатов как Дюрер и Леонардо да Винчи. От Рембрандта сохранилось всего 7 писем, которые являются скорее деловыми, а также воспоминания его ученика ван Хохстратена и несколько слов о творчестве молодого Рембрандта Константена Хегенса - современника художника. Главным источником наших знаний о жизни и деятельности мастера являются его картины, офорты и рисунки - свидетели, как известно бессловесные. Истинное величие Рембрандта рождается именно в результате правильного прочтения этих бессловесных документов.
Среди многочисленных автопортретов великого художника два особенно привлекают внимание к себе. Они - два полюса его жизни этой богато одаренной художественной натуры, столько сделавшей и так мало понятой его современниками.
ПЕРВЫЙ ПОРТРЕТ изображает молодого человека лет 28, одетого в живописный костюм 17века. Бархатный берет надвинут на густые рыжеватые кудри. Темные глаза смотрят бодро, но проницательно; в них уже сквозит выражение человека, много прочувствовавшего и страдавшего. На лбу между бровями пролегла глубокая морщина- первая примета, отметившая горький жизненный опыт; линия рта, оттененная маленькими усиками, изящна; полуулыбка, блуждает на сжатых губах. Это не красавец, но черты лица производят сильное, неизгладимое впечатление.
ВТОРОЙ ПОРТРЕТ принадлежит последним годам художника: он написан ок.1669г. Перед нами старец, но в его лице та же энергия и сила, во взгляде почти юношеский огонь, но выражение взгляда уже не то: упрек, гордая молчаливая печаль светится в его глазах;в едва заметной усмешке - горечь разбитой жизни и утраченных упований. «Перед нами ностальгическая душа Данте, находившая успокоение только в созерцании идеала и в служении ему»,- как заметил один из искусствоведов.
Итак, 15 июля 1606 года в университетском городе Лейдене в домике на Вегештеге, близ Белых ворот, у мельника ХАРМЕНСА ВАН РЕЙНА родился сын, названный при крещении довольно редким именем - Рембрандт (по имени его бабушки по линии матери - Ремигия), ставшим восьмым ребенком в семье. Мельник был вполне состоятельным человеком. Он был женат на КОРНЕЛИИ НЕЛЬТЬЕ, дворянке, за которой взял к тому же хорошее приданое. К моменту рождения Рембрандта его родители были довольно преклонного возраста.
Раннее детство Рембрандт провел на родной мельнице, на берегу рукава Рейна (отсюда ван Рейны).
Для Голландии это были счастливые годы: победы над испанцами обеспечили независимость Голландии.
Подъем духа сразу оживил земледелие, промышленность и торговлю. Вся обстановка в бюргерских голландских семьях того времени, основанная на строгих правилах новой религии (протестантизма), способствовала воспитанию сильных и цельных характеров, бодрых и веселых, но твердых в часы несчастья и печали.
Маленький Рембрандт, правда, не мог, подобно Рубенсу и ван Дейку, посещать величественные католические храмы, разоренные иконоборцами - протестантами, и вдохновляться изучением их резных украшений, фресок и статуй. Но для гениального подростка и лейденская улица представляла широкое поле для наблюдений; здесь он встречал всевозможные типы, которые переносил еще неумелой рукой на бумагу.
Старшие братья Рембрандта стали сапожником, мельником и пекарем. Другая судьба была уготована Рембрандту.
Окончив, как и его братья, курс народной школы, по решению отца он был отдан в латинскую школу (род гимназии), откуда ему открывался доступ в университет. Как говорил старик Харменс ван Рейн: «Чтобы он мог принести своими знаниями пользу родному городу и отечеству».
Такой взгляд отца вовсе не был выдающимся исключением среди его сограждан. По своей культуре и образованию, как и по организации общественного строя, голландцы в 17 столетии опередили всю остальную Европу на целых 200 лет.
Как отмечали путешественники, посетившие Соединенные провинции в 1609 году: «У них едва ли найдется хоть один человек, мужчина, женщина или подросток, который не умел бы читать и писать. В каждой деревне есть народная школа. В любом городе все мальчики знают по - латыни, а девочки - по-французски. Очень многие владеют несколькими языками».
Когда после героической защиты Лейдена от испанцев жителям этого города предложили выбрать себе награду за верность отечеству, они просили основать университет. Это право Лейден предпочел праву освобождения горожан от налогов на вечные времена.
Как только отец Рембрандта заметил склонность сына к живописи, он решил дать ему возможность последовать своему призванию. В глазах своих сограждан всякий выдающийся живописец был носителем национальной идеи, он стоял на равной ноге с первыми гражданами страны.
Рембрандту было около 16 лет, когда он поступил к своему первому учителю ЯКОБУ ВАН СВАНЕНБЮРХУ, ХУДОЖНИКУ – ПОСЛЕДОВАТЕЛЮ БОСХА И БРЕЙГЕЛЯ, теперь совершенно забытому за пределами Голландии. Он был родственник ван Рейнов, вероятно это и побудило родителей поручить ему сына. В его мастерской, где он пробыл три года, молодой Рембрандт научился , так сказать, азбуке своего искусства.
Позднее отец послал Рембрандта к живописцу ПИТЕРУ ЛАСТМАНУ в Амстердам, где он пробыл 6 месяцев. Главная заслуга Ластмана состояла в том, что именно он научил Рембрандта технике гравирования, и таким образом дал миру гениального офортиста.
Рембрандт гравировал в технике офорта. Офорт («крепкая водка»)- техника гравюры, при которой рисунок, процарапанный иглой по лаку, покрывающему металлическую доску, протравливается кислотами. Протравленные линии после удаления лака заполняются краской, и с доски под прессом делают отпечаток на влажной бумаге. Офортом называют также и сам оттиск с доски .
Свидетельство о публикации №219091801222