Рембрандт - великий художник и великий труженик-2

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Двадцати лет Рембрандт вернулся в Лейден. Здесь, несмотря на свою молодость, он продолжил занятия один.
    Первые из его живописных картин, дошедших до нас, относятся к 1626-27 годам, т.е. когда Рембрандту было не более 21 года.
В то время как большинство художников Голландии писало картины на темы из современной жизни, Рембрандт предпочитал сюжеты исторические, взятые из античной и библейской мифологии. Он вкладывал в них мысли и настроения своих современников.
   Одна из них «АПОСТОЛ ПАВЕЛ В ТЕМНИЦЕ» (1627) ХРАНИТСЯ В ШТУТГАРТСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ.
В этом произведении юного Рембрандта переплетаются традиционная христианская символика с новаторским методом изображения. Рембрандт начал писать библейские эпизоды, помещая героев внутри высоких сумеречно- серых комнат, окутанных холодными тонами, с ярко падающим на них светом и, выполняя все с любовной тщательностью.
   В «Апостоле Павле» солнечный свет врывается в высоко расположенные окна. Игра света и теней проявляется на апостоле на фоне скудного имущества камеры. Меч Павла, прислоненный к кровати,- деталь, в высшей степени неподходящая для узника, является с одной стороны атрибутом Апостола Павла, яростного борца за веру, а с другой стороны, меч в виде креста предсказывает будущие мучения Павла. С жестом тревоги, но и глубокой задумчивости, сидит одряхлевший Павел за писанием своих посланий. Особенно выразителен в картине взгляд старца.

   Наряду с живописью молодой ван Рейн усердно занимался гравированием.
Любимым предметом наблюдения для Рембрандта было отражение внутренней жизни человека на его лице. Гуляя по улицам города, он часто встречал характерные типы. Металлические дощечки, покрытые лаком, и резец были всегда при нем. Молодой художник незаметно брался за работу - и быстро этюд оказывался на доске.
    Рембрандт часто пользовался своим лицом для этюдов: это, во всяком случае, был удобный способ упражняться, «натурщик» ничего не требовал за труды и охотно подчинялся всем капризам художника. Сидя перед зеркалом, он придавал своей физиономии различные выражения- гнева, радости, печали, изумления - и затем старался как можно вернее скопировать свое лицо.
   В уме молодого художника уже давно зрела мысль, покинуть Лейден; жизнь провинциального городка была слишком мелочна и тесна для мощной души юноши. Ему хотелось видеть свет, хотелось развернуться на свободе.

   Перед нами автопортрет художника того времени. После первых успехов Рембрандт выглядит здесь уверенным в себе, почти надменным, но не без некоторой самоиронии.

   В начале 1631 года мы находим Рембрандта уже в Амстердаме. Этот город в 17.столетии стал не только столицей Голландии, но и центром всего коммерческого мира, перехватив пальму первенства у разоренного испанцами Антверпена. Амстердам был второй Венецией. Красивые игрушечные дома и мостики Амстердама, построенные без строгого архитектурного плана, отражали свои блестящие фасады, покрытые цветными изразцами, в поверхности рукавов реки Амстел.
  Как у Венеции, у Амстердама был свой Риальто - еврейский квартал. Города Голландии оказали широкое гостеприимство сынам Иакова, гонимым из всех стран католической Европы.
В узкой Юденстрат (Еврейская улица), под тенью портика синагоги сходились всевозможные типы евреев:
и аристократически - изящный португальский еврей с высоким лбом мыслителя, с черными блестящими глазами, с бледным матовым цветом лица; и пришелец с далекого Востока в фантастическом костюме, напоминающего патриарха Ветхого завета. Рядом с обыденными физиономиями амстердамского ростовщика или менялы присутствовали лапсердак и пейсы торговца из Польши и Литвы. Смуглые, характерные лица молодых еврейских девушек так и просились на полотно для изображения Ревекки или Эсфири.
   Рембрандт всегда  с большой симпатией относился к евреям; они представлялись ему народом богоизбранным. Поскольку сюжетами для своих картин он преимущественно избирал библейские темы, то великий художник даже не думал, чтобы моделью для изображаемых лиц могли служить иные люди, кроме потомков тех, которым Бог Израиля явил свое откровение.
   Амстердамские евреи платили Рембрандту полной взаимностью. В темных лавках старьевщиков,где Рембрандт проводил целые часы, он был всегда желанным гостем. Хозяин находил для него редкие вещи, богатое оружие, старинные украшения, изящные роскошные наряды. Все это Рембрандт мог купить за полцены. Часто во время таких посещений Рембрандт набрасывал или гравировал выразительное еврейское лицо, поразившее его красотой или величавостью, или оригинальностью.
(илл. 13)
   Вот перед нами «МОЛОДОЙ ЕВРЕЙ В ОБРАЗЕ ХРИСТА» (ОК.1656, БЕРЛИН, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ). Молодой человек,  живущий в непосредственной близости от Рембрандта, вероятно, ученик раввиновской школы, один из  евреев-«маранов» испано - португальского происхождения. Угнетаемые и преследуемые инквизицией на родине, они нашли убежище в Голландии, прежде всего в Амстердаме, и вновь перешли из христианства в иудейскую веру. Среди учеников амстердамской школы раввинов и нашел Рембрандт модель из плоти и крови для создания реалистического образа Христа, подлинного «сына человеческого». Этот небольшой портретный эскиз находится еще в середине между реальным образом и обобщающей типизацией.
   Самые выдающиеся представители еврейского населения Амстердама были друзьями Рембрандта. Ученый врач и лингвист, раввин Манассе бен Израэль оставался другом живописца даже тогда, когда последнего в горе и бедности оставили все его поклонники и приятели прошлых дней.
   Жизнь в Амстердаме сразу улыбнулась художнику. Заказчики не заставили себя ждать.
Он зарабатывал столько, что мог даже позволить себе такую роскошь, как покупка и собирание редких и дорогих вещей.


Рецензии