Мир за вычетом тебя. Часть 2

Давно собиралась рассказать вам про наши три поездки в Индию.

Читаю сейчас заметки писателя Зотова в Фейсбуке о его поездку в Индию – и думаю - тут же каждая буковка знакома! Это же мы тоже все проходили!  Где-то было смешно, где-то было очень печально…

Итак, пересадка печени у Димки была 3 марта. Как мы вообще начали общаться?
Я с ним была знакома с 2006 года, ездили много раз с нашим джип клубом «Проходимец» по горам и долам Казахстана. Я знала, что Димка болеет, мы пару раз всем клубом ходили сдавать кровь для него, но близко мы особо никогда не общались. Подробностей я не знала, даже не знала, что ему пересадку сделали.
У меня мама врач, но я настолько всегда далека была от всего этого, что честно говоря я даже не знала, что у нас в Казахстане делают пересадки печени. Это был вообще какой-то другой мир, но потом наши миры зачем-то пересеклись.

И сейчас я обо всем об этом столько знаю, что кажется, могу работать - врачом- гепатологом.) В анализах по печени я уже разбираюсь с закрытыми глазами..)
Сама сейчас часто говорю- зачем мне вот эти вот знания?!

Жила себе спокойно раньше без них, даже не зная, с какой стороны у человека печень.

Вообще, скажу, что больницы для меня – это шок… Моя первая и последняя больница - это 5 дней роддома после кесарева. Все. И у меня же в попе гвоздь. Я еле-еле высидела дома 40 дней, на 41 день я пошла играть опять в большой теннис. Да, первый месяц я сдыхала через пол часа на корте, мне все говорили, что нельзя играть, швы разойдутся и тд и тп. Но когда мы слушаем в 20 лет?!

Ничего не разошлось, все было нормально, а больницы для взрослых я после этого не просто обходила, а обходила по большому радиусу…

А тут Димка, больница, пересадка…Что, зачем, почему?!

….как-то в конце марта 2015 года, когда он еще лежал в больнице, он мне написал в мессенджер на Фейсбуке.

А я тогда после расставания с мужем вообще ни жить ни хотела, ни ела толком почти 9 месяцев, спала по 3 часа в сутки максимум… Артем в Швейцарии учится, я одна дома с котами.. Весила 43 кг и еще на меня свалился переезд…

Димка внезапно мне пишет

-Я знаю, ты журналист, мне бы хотелось написать хорошую статью про врачей, работающих в 7 гор больнице,  тут очень хорошая команда трансплантологов, они реально спасают жизни людям, они молодцы, я их очень ценю, я им верю.
И скинул мне ссылку на небольшой сюжет  про отделение трансплантологии, который вышел на одном из местных каналов.

Я Димке ответила, что написать то я могу, но я уже давно ни с какими журналами не работаю и куда потом я дену эту статью и кто ее захочет опубликовать – я не знаю…
Так мы и начали общаться….До статьи дело не дошло.

Как я уже говорила, наших врачей трансплантологов приезжали учить врачи из Индии. Из Indraprastha Apollo Hospitals. Один из врачей, их самый главный, доктор Гупта, или как-то так, занесен в Книгу Рекордов Гиннеса, как врач, который провел больше всего в мире операций по родственной пересадки печени.
В теории – круче него только звезды… И вот вся эта звездная бригада из Индии неоднократно прилетала в Казахстан.

В Казахстане пересадка органов находилась в зачаточном состоянии, Дима был десятым (как он мне говорил), кому пересади печень. Донором стал его племянник. На фоне гепатита В случился очень быстрый цирроз, практически за 3 месяца печень стала развалившейся тряпочкой.

Поэтому были и реанимации, были сильнейшие горловые кровотечения. Когда у человека цирроз печени, то клетки становятся как бы каменными, и кровь сквозь них не может проходить. И поэтому фигачит через горло. Наружу.
Было лигирование… Это когда ставят кольца на пишевод. Это было все сильно до меня.

Еще тогда он мог умереть все три раза. Как мне Дима позже рассказывал – его все три раза хоронили и врачи, и родственники. А он выживал, все три раза. Будто назло всем и врачам в том числе.

Потом он три раза выздоравливал каким-то магическом образом уже после нашей третьей Индии.

Его тогда тоже все хоронили. В том числе врачи, и самые близкие родственники. Но не я.

В его смерть я не верила. Я вообще не допускала ни одной мысли, что он умрет. Даже когда меня первый раз вызвал его лечащий врач,  мне сказал – В таком тяжелом состоянии Дима к нам еще не поступал, тромб полностью закрыл воротную вену, Дима может ночь не пережить. Это было в конце сентября 2 года назад. Как раз в эти выходные на озере Капчагай проходит гонка- Капчагайская Баха. Мы на нее не поехали, потому что оказались в больнице, хотя в пятницу еще было все хорошо. Так и жили, все 4 года, как на вулкане. Диме могло сплохеть в любой момент мгновенно, но, хорошо, что это происходило не так часто. Мы могли нормально жить и путешествовать. Временами…

Я стояла тогда  у него в кабинете леч врача (до сих пор помню, будто все это случилось вчера)  и думала – только бы не зареветь, только бы не зареветь. Нужно как-то сейчас зайти в Димкину палату и улыбаться. Но, наверное, Дима что-то понял. Потому что никогда меня вечером врачи к себе не вызывали.  Тогда он в первый раз мне продиктовал все пароли от его соц сетей, дал все пин кода от карточек и тд.

Я эту историю Диме рассказала гораздо позднее. И он мне тогда сказал – А почему ты тогда со мной не осталась ночевать, если тебе сказали, что ночью я могу умереть?!

А я тогда подумала, что если я останусь с ним в палате ночевать на стуле просто так, без причины, он точно что-то поймет.

Я Димке сказала – Да потому что я вообще не верила, что ты вот так возьмешь и умрешь, ну подумаешь тромб!

Я не понимала, почему этот ромб нельзя удалить. И мне ни один врач ни сказал, что если бы мы сразу улетели в Израиль, то свежий тромб из воротной вены там бы удалили без проблем и совсем не за дорого…

Нет, наши врачи мне продолжали твердить, что удалить тромб из воротной вены не может никто в мире.

Про удаление тромба в Израиле я узнала, когда уже было поздно. Долго переписывалась с врачом, выслала ем у все МРТ, КТ и тд, он говорил – Елки палки, да вы где же вы были раньше?! Почему столько тянули. Старый тромб мы не можем удалить…

В общем, тромб – это оказалось не так страшно. Печень отрастила себе дополнительные сосуды в обход тромба, потом тромб наполовину рассосался, печень стала снабжаться кровью и все наладилось.
 
Кстати, мой бывший муж называет это лекарство фуфломицином, но тромб реально стал рассасываться после того, как Димка долго пил новосибирский препарат из серии DNA.

Я про этот препарат знала, но он совершенно вылетел у меня из головы. Мне о нем напомнила одна хорошая девочка Жанна из тур фирмы Жетысу. Я до сих пор ей очень благодарна.

Но и наши врачи не поверили в DNA. Они твердили – это просто отложенный эффект, помнишь ты пол года назад пил Тромбо Асс или что-то подобное, вот, именно от этого лекарство тромб спустя 7 месяцев и рассосался. Аха, хертам!
Ну так вот, вернемся к пересадке.
 
Когда пересаживают долю печени от родственного донора, в месте, где сшивают желчные протоки, образуется шрам, которые перетягивает желчный проток.
Вообще, с этой печенью сразу что-то пошло не так… Димке пересадили левую долю. А всегда пересаживают правую.

Его племянник прошел все обследования и тд и тп. По КТ, МРТ – все было хорошо, на деле же оказалось, что у донорской печени что-то не то с желчными протоками. Какая-то врожденная патология, которую не увидели ни на одном исследовании. И если бы Диму тогда оперировали менее опытные врачи, его жизнь оборвалась бы еще 3 марта 2015 года.

Они бы просто зашили донора, и не стали бы делать пересадку.  Димину печень бы выкинули в помойку, а Диму засунули бы в гробик и спокойно закопали.
Но, как бы не так. Индийские врачи решили пересадить левую долю печени, так как правая не подходила.  Пересадили. Все было хорошо. Зашили, и тут узист увидел кровотечение. Диму разрезали опять и начали чинить снова.

Вот этому человеку, врачу узисту, я единственному из всех врачей, я сказала СПАСИБО после смерти Димы.

Он реально ни разу ему не навредил. Этот доктор настолько всегда переживал за Диму, так хорошо к нему относился, я могла его поймать просто в коридоре и попросить – заедьте к Диме в палату, сделайте узи.. Он никогда не отказывал, даже если было очень поздно, даже если он очень устал и весь день был в операционной.  Он мог приехать в воскресенье сделать Димке экстренно узи и тд и тп. И 150 таких случаев было…

Если бы у нас все врачи бы были, как этот человек…

А сколько раз мы поздно вечером приезжали в больницу, когда Диме казалось, что с ним что-то не так. И он всегда его смотрел и говорил – Мальчик, иди отсюда, все нормально.

И тромб в воротной вене не каждый узист увидит, Диму 40(!!!) минут смотрели на узи в БСМП, и тромб не нашли, вернее его просто не увидели, зато нашли, что нет мочевого пузыря.. Ладно, это совсем другая история. Как и история о том, что как-то в Калкамане Диме сказали – а что это у вас с легкими?! Вам их наполовину отрезали, а потом снова пришили… Ебаааать…. Простите мне мой французский…
Прошло где-то три месяца после пересадки,  этот шов сдавил проток, желчь стала проходить плохо, нужно было ставить стент.

Началось осложнение, которое очень часто случается после родственной пересадки.
Стент – это такая трубочка, типа стержня в ручке. Ставится эндоскопом внутрь. Каждые три месяца увеличивают диаметр трубочки и через год желчный проток должен расшириться настолько, что стент убирают.

А когда начинается застой желчи, начинает фигачить температура. Такая нормальная, с трясучкой.

И тогда Диме тоже никто не сказал, что в Сызганова работает еще один гениальный врач, эндоскопист с большой буквы. Если бы Дима попал к нему сразу же, не было бы этих злоебучих Индий…

В Калкамане Димке поставили стент, там работал очень молодой врач, Димка говорил – кажется, на мне тут все учатся…

Внутренний стент абсолютно не мешает вести нормальный, и даже активный образ жизни.

Через три месяца стент забился, его нужно было менять. Было две попытки его извлечь, которые закончились ничем…А ведь каждая попытка – это операция, пусть и эндоскопом, это наркоз. Тогда и было принято решение лететь в Индию, в Аппло хоспиталь к этим же врачам, которые спасли Димке жизнь.

То есть мы в Индию полетели не от фонаря… Мы полетели к конкретному доктору…
Я не хочу называть его имени, Дима считал его своим другом. Они все время переписывались,  назову его Наш Индийский Доктор – НАД.
 
НАД постоянно контролировал Димины анализы, корректировал препараты и тд и тп.
В общем, капец я писатель, это я даже еще про Индию не начла рассказывать. Это было просто вступление.. Сейчас я упокоюсь, пореву и начну писать дальше.

…Мир за вычетом тебя…

Светлой памяти Дмитрия Стружкина. 27.02.80 - 08.07.2019


Рецензии
Женечка, какое же это страдание...На меня тоже сваливались страдания
почти чужих людей, и я буквально Вашими словами спрашиваю себя сейчас:
" А зачем это было мне? Зачем это было?.." Своя жизнь потеряна, потому что взваливала горе других на себя. Несу чей-то тяжелый крест.

Жарикова Эмма Семёновна   18.09.2019 22:55     Заявить о нарушении
... до сих пор не понимаю.. зачем же было это все...

Шестакова Евгения   26.09.2019 18:30   Заявить о нарушении
Последнее время мне кажется, что у меня "едет крыша..." Я ругаюсь с его фотографией... Кричу на него, что не имел никакого права умирать и бросать меня тут одной. Еще дома все сразу разваливается... Все поломалось, аквариум фильтр забился, пока меня не было, почти все рыбы сдохли, кот заболел, машину мне стукнули.
По работе ничего не получается... Все, что Димка настраивал, все поломалось. Не знаю, кого просить о помощи... А кто обещал помочь, на меня еще и накричали, что я напрягаю их своими просьбами...

Иногда очень хочется пойти и спрыгнуть с моста. И разборки с его родственниками за наследство. Никто же уже с той стороны не помнит, что я хотела ему половину своей печени отдать. Никто же меня тогда не спрашивал - а как я смогу жить инвалидом с половиной печени.. А теперь - мне ничего не дать, все их.. Я там никто...

Шестакова Евгения   26.09.2019 19:56   Заявить о нарушении