Вкус

«Вкус есть способность судить о прекрасном»
Иммануил Кант

Но только ли судить о прекрасном, а если жить в мире прекрасного. Кому это дано и почему? Кто-то живет и наслаждается прекрасным, а кто-то даже не видит его, хотя оно рядом, только протяни руку. Но все по порядку.  Предлагаю читателю три «зарисовки» из собственной жизни.

Был теплый осенний день, я сидел в беседке и наслаждался бездельем и покоем выходного дня. Вдруг открылась калитка, и во двор вошел одноклассник, с которым мы не виделись больше 20 лет. Я обрадовался встрече, так как в школе мы были добрыми приятелями. Но после выпускного наши пути разошлись. Он уехал в Киев, а я в Москву. Я знал, что он успешно закончил ВУЗ, защитил кандидатскую и теперь работает в НИИ свекловодства. Предвкушая интересную беседу, пригласил его за стол и достал бутылочку вина 10-летней выдержки, которую специально берег для самого дорогого гостя. Поставил небольшие бокалы, порезал дольками спелые яблоки и, настроившись на долгий разговор, налил вина.

- Давай за встречу! – произнес я и поднял бокал.

Мой приятель тоже поднял бокал, но при этом лицо его выражало такой скепсис, а глаза такую тоску, что я невольно спросил: «Что-то не так?»

- Чего ты мне тут налил?

- Марочное вино, десятилетней выдержки.

- Да нет, я не о том, у тебя, что большой посуды нет?

Я подал ему пол-литровую кружку. Он вылил в нее остаток вина; залпом выпил и уставился на меня просящим взглядом.

- Закусывай, - сказал я, указывая на яблоки.

Он скривился, помолчал, а потом спросил: «У тебя есть что-нибудь покрепче?»

- А что бы ты хотел?

- Ну, самогонки!

- Есть, конечно.
 
- Так наливай, а то налил другу, какое-то пойло и сидишь, смотришь.

Я достал самогон, он налил полную кружку, залпом выпил и повеселел.

- Ну вот - это напиток: и градус подходящий и вкус приятный.

- Закусывай, - робко заметил я.

- После первой не закусываю, наливай еще.

Я налил ему еще полную кружку, он выпил её залпом, взял кусочек яблока, погрыз, обмяк, и с затуманенным взором изрек: «Я тут прилягу на скамеечке, отдохну немножко»…, и уснул. Вот так закончилась, не начавшись, дружеская беседа, а так хотелось вспомнить школьные годы, расспросить о студенчестве в городе Киеве…

Но вот лихие 90-е; обычно вспоминают разгул криминала, бессовестную «прихватизацию» по Чубайсу, нищету простого народа, и разворовывание природных богатств.
 Но в моей памяти осталась другая картина. В нескончаемых буднях материальной нужды и постоянной борьбе за выживание я увидел юную красавицу.
 Словно на свалке, среди бытового мусора до самого горизонта, расцвел необычный цветок. Как он здесь оказался и зачем? Чтобы красота его затмила поругание природы?
 Она стояла у киоска и кого-то ожидала. Я невольно остановился невдалеке, чтобы насладиться созерцанием совершенной красоты и подумал, что именно в такие минуты пришла художнику мысль: красота спасет мир. Невольно самые светлые, самые трепетные и самые нежные воспоминания юности овладели мной. Вспомнил первую любовь: девушку, ради которой готов был истоптать железные башмаки, чтобы потом носить её на руках всю оставшуюся жизнь. Но это было в юности, а сейчас, когда я взрослый мужчина наученный горьким опытом, познавший лукавство и предательство любимой, что я ищу в ней, чего хочу? Конечно же, не топтать железные башмаки, не носить её на руках, это мы уже проходили. Так чего же еще? Купить и наслаждаться! Но сколько она стоит? Я готов отдать за неё все золото мира, но и этого будет мало…

Не знаю что бы я еще «бросил» к её ногам, но тут из ларька вышел невзрачный паренек на голову ниже её, протянул две пачки сигарет и бутылку пива. Она придирчиво осмотрела подношение, ухмыльнулась, махнула рукой и согласилась. Они сели в машину и умчались. Я стоял и думал: все золото мира…, и две пачки сигарет и бутылка пива. Спасет ли красота наш мир или человек завалит красоту своими отходами...

Я не люблю один ездить в купейном вагоне. Мало ли какая компания попадется и придется всю дорогу стоять в проходе или мучиться в замкнутом пространстве с незнакомыми людьми. Но было лето, сезон отпусков и плацкарту не достать, а ехать надо. Я купил билет в купе и приготовился к сюрпризам. И они не заставили себя ждать. Дверь купе была заперта, и на мою просьбу открыть проводник ответил:

- Пассажиры куда-то ушли, а без них я не имею права открывать купе.

- Так что мне так и стоять с вещами в проходе?

- Вещи можешь оставить у меня в купе. А когда вернутся пассажиры, я открою.

Но прошло 20 минут, потом еще 30 минут, а они не возвращались, тогда я стал громко и сердито рассказывать проводнику, о своем праве на свое законное место. Он вздохнул и пошел искать «пропавших».  Минут через 5 он вернулся с мужчиной подшофе, увидев меня, мужчина, не переставая улыбаться извинился и протянув руку представился: Николай. Я, пожав ему руку, назвал свое имя. Проводник открыл купе, а попутчик стал приглашать меня в ресторан.

- Спасибо, я только что из-за стола и испытываю одно желание, лечь и отдохнуть в тишине.

Но Николай был настойчив.

- Если не хотите кушать, то посидите с нами за компанию, а чтобы Вам не было скучно, я угощу Вас вином, такое вы еще не пили.

Я, улыбаясь ему, ответил:

- Хоть я так молод, но нет такого вина, что я не пил.

Он спросил:

- Белое, красное?

- А мне все равно.

- Тогда розовое.

Он достал из большой корзины, что стояла на третьей полке, бутылочку с розовой жидкостью, закрытую обычной пробкой, отдал мне, и мы пошли в вагон-ресторан. Подошли к столику, за которым сидели двое мужчин.

- Вот, знакомьтесь: Слава, наш сосед по купе.

Мужчины очень эмоционально выразили восторг по поводу попутчика и тут же предложили выпить шампанского за знакомство. Официантка принесла две бутылки "Советского шампанского",а Николай наполнил бокалы. Но прежде чем выпить за знакомство, я решил попробовать загадочное вино. Осторожно открыл бутылку и, не привлекая внимания подвыпивших попутчиков, налил в бокал розовую жидкость. Уличил момент, когда компания оставила меня без внимания, сделал глоток таинственного напитка и по инерции потянул ртом воздух. И тут аромат чайной розы, шибанул мне в нос. А приятный вкус напомнил мне, что я действительно такого вина не пил. Сделав еще несколько глотков, я убедился, что пью не вино, а «нектар», но «нектар» вызывал не только приятные вкусовые ощущения,а придавал телу необычную энергию и расслабленность, а голове ясность ума и глубину познания. Привычный горизонт исчез, и я без крыльев полетел в бесконечность. Состояние эйфории и ясного ума, странным образом сочетались и дополняли друг друга. Я видел веселую компанию своих попутчиков, но не слышал их, так как находился в другом измерении: там тишина, состояние блаженства и бесконечный полет мысли. Но они вернули меня в реальность:

- Ты че это не пьешь шампанское? А ну давай, подымай бокал- за знакомство!

Я взял бокал с «шампанским» выпил до дна и вернулся в реальность,у светлого ума остались лишь воспоминания об уринотерапии, так талантливо изложенные Геннадием Малаховым.
 Все познается в сравнении, и в голове мелькнула мысль: «Что же мы пьем? Вино или фекалии?» Естественно я спросил у Николая, где он купил настоящее вино, кто пьет его, и почему в магазинах такого нет? Он рассказал, что в составе госкомиссии, был с проверкой в одной из республик Закавказья. Там их встретили, как долгожданных гостей: с кавказским гостеприимством устроили банкет, а когда они подписали бумаги, одарили корзинами с вином.

- Да, умеют люди жить со вкусом, не то, что мы, – вздохнул Николай.

Я согласился с ним и добавил:

- И откуда у людей такой вкус?


Рецензии
Рассказ заканчивается вопросом...
И почему-то сразу на ум пришла пословица,
которую великий писатель-драматург гениально употребил в своей пьесе:"У каждого свой вкус:одному нравится арбуз, а другому - свиной хрящик".
Вот почему??? Не всегда понятно...
Одни стремятся все сделать как можно приятней, прекрасней, другие настолько упрощают жизнь, просто - до дурноты, сплошная небрежность во всем.
Откуда ж он, вкус возьмется
Спасибо.Все справедливо подмечено.

Ольга Становая   27.09.2019 23:11     Заявить о нарушении
"Вкус приходит во время еды",-говорят французы.Значит ,какая еда -такой и вкус.Что мы едим,что пьем,что смотрим?Откуда же взяться хорошему вкусу?Спасибо,Оля,за отзыв.

Вячеслав Шириков   05.10.2019 21:20   Заявить о нарушении