Рембрандт - великий художник и великий труженик-3
В 1634 году Рембрандт написал картину «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО» (МЮНХЕН, СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА), одну из первых своих картин на эту тему. Картина производит несколько необычное впечатление. Мы видим на ней не скромное жилище назаретского плотника, а комнату в домике небогатого голландского бюргера. Св. Дева–полная, цветущая голландка в костюме 17 века; лицо Младенца, заснувшего у нее на коленях тоже тип чистого северянина.
Сколько поэзии и духовной красоты в этой группе. Какая наивная грация в позе спящего ребенка, сколько любви и нежности во взгляде молодой матери. Св. Иосиф пытливо вглядывается в черты младенца Христа, как бы предвидя тернистый путь, по которому прийдется идти. Весь свет картины фактически сосредоточен на фигуре спящего Иисуса.
В самое короткое время мастерская Рембрандта сделалась средоточием всего художественного мира Амстердама. Богатые граждане постоянно обращались к нему с заказами, несмотря на то, что «ему не только надо было - по словам современников- платить за работу большие деньги, но еще и просить, и умолять, чтобы он за нее взялся». Гравюры его раскупались нарасхват даже за границей Голландии, где он пользовался такой славой, что некоторые продавцы картин и эстампов подделывали его подпись на произведениях других, менее известных художниках.
Толпы молодых людей самых уважаемых семейств наполняли его мастерскую, стараясь быть принятыми в число его учеников. Но доступ в нее, несмотря даже на высокую плату за учение, вовсе не был легок. Со свойственной ему добросовестностью и усердием Рембрандт относился к своей педагогической деятельности. Он требовал, чтобы ученики, как и он, сам, также добросовестно относились к своим занятиям; за каждое упущение он серьезно взыскивал с них.
Веселый и беспечный в минуты отдыха, всегда готовый на шутку, Рембрандт был неумолим за работой. Вскоре вокруг Рембрандта образовалась группа талантливых молодых художников, ставших впоследствии главными представителями, так называемой голландской школы. Они работали в духе своего учителя и так копировали его стиль, что их произведения можно с первого взгляда принять за работу учителя.
Возможно, это воздействие Рембрандта и было единственной причиной их успеха, едва ли без указаний и примера гениального наставника создали бы они столько замечательных произведений; вероятно, они бы остались в тени, как Питер Ластман и многие другие.
Перед вами работа ученика Рембрандта - Херрита Доу. Эта небольшая картина «Старая женщина за чтением», 1632, Рийксмузеум, Амстердам показывает, какое большое влияние имел учитель на своих учеников.
Через год после своего переселения в Амстердам Рембрандт создал одно из величайших своих произведений «АНАТОМИЮ ДОКТОРА ТУЛЬПА» (1632, ГААГА, МАУРИЦХЕЙС). Ее одной было бы достаточно, чтобы составить ему славу одного из первых живописцев своей эпохи. В 17 веке вообще, а в особенности в Голландии, где живопись процветала с самого начала Возрождения, члены отдельных корпораций охотно заказывали коллективные портреты, по типу современных групповых фотографий выпускников школ, вузов.
Этого обычая в особенности придерживались хирурги. До Реформации хирургия прозябала под гнетом средневекового религиозного деспотизма. Только в середине 16.столетия медики получили право открыто, без страха наказания и преследования, заниматься изучением своей специальности.
Для вскрытий с научной целью были отведены особые помещения; они и тогда, как и теперь, назывались анатомическими театрами. В начале эти помещения снабжались странными варваровскими украшениями, носившими печать мистического настроения средних веков.
Пирамиды из мертвых голов и костей высились в углах; над дверями помещались черепа. Эти ужасные «украшения» стали постепенно исчезать; их заменяли портреты и картины.
В 1632 году кафедру анатомии в Амстердаме занимал известный в то время врач и ученый Николас Питерс, или как его называли доктор Тюльп. Члены корпорации хирургов, желая иметь на память о любимом профессоре коллективный портрет, обратились к Рембрандту с просьбой взять на себя эту работу.
Доктор Тульп в скромном, но изящном костюме того времени стоит над трупом, лежащим на операционном столе. Доктор демонстрирует обнаженные мускулы руки, причем совсем невольно двигает собственными пальцами, как бы подтверждая объяснения деятельности мускулов. Лицо ученого серьезно и спокойно, он уверенно передает слушателям научные выводы. Вокруг лектора тесным кружком столпились 7 хирургов в праздничных одеждах. Вскрытие трупа, само по себе, было в те времена незаурядным событием.
Рядом с Тульпом, над самым трупом наклонились три хирурга. Один из них, очевидно близорукий, внимательно рассматривает открытую мускулатуру; второй, как бы пораженный доводами профессора, вскинул на него глаза; третий, напряженно следит за объяснениями лектора. Немного позади профессора мужчина средних лет старательно записывает лекцию; рука его остановилась на полуслове.
По всей картине разлит яркий и вместе с тем мягкий, чарующий свет: нигде не видно тех мрачных тонов, которыми впоследствии так любил пользоваться Рембрандт. Это освещение как бы олицетворяет сияние науки, изгоняющее всякую тьму и проникающее в самые отдаленные уголки, где ютится мрак невежества и фанатизма.
Толпы любопытных осаждали аудиторию, где висела оконченная работа Рембрандта. Слава его росла, а с ней и заказы. Каждый хоть сколько-нибудь зажиточный из жителей города хотел иметь портрет работы Рембрандта, хотя бы только гравированный на меди. Сановники республики, богатые негоцианты, выдающиеся ученые посещали его мастерскую и приглашали его к себе.
Одним из первых обратился к нему знаменитый в то время проповедник Ян Корнелис Сильвиус с просьбой- гравировать портрет. Строгий проповедник ввел юношу в свою семью, где он скоро сделался своим человеком.
Здесь Рембрандт познакомился со своей будущей женой Саскией ван Эйленбюрх, ей было тогда 20 лет. Она была младшей сестрой жены Сильвиуса и дочерью известного ученого-юриста Ромберга ван Эйленбюрха. С 13 лет Саския была уже круглой сиротой. 26 летний художник полюбил милую сироту, она отвечала ему взаимностью. Несмотря на родовитость, семья Саскии с радостью согласилась принять в свою среду гениального творца « Анатомии доктора Тульпа». В1633 году Саския ван Эйленбюрх стала невестой Рембрандта ван Рейна.
Свидетельство о публикации №219091801426